Урок русского языка «Не с именами существительными» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3
г. Светлограда Петровского городского округа Ставропольского края
Постникова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока русского языка «Не с именами существительными» (раздел «Морфология и орфография»)
Для обучающихся 6 класса
«Современный урок - свободный урок,
урок, освобожденный от страха:
никто никого не пугает и никто никого не боится»
Н.Е. Щуркова
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по теме «Не с именами существительными» разработана для обучающихся 6 класса. Структура занятия соответствует требованиям к организации урока усвоения новых знаний по ФГОС: четко выделены этапы подготовки и организации внимания обучающихся, повторения пройденного материала и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов, анонсирования домашнего задания (разноуровневые задания) и рефлексии.
Это урок развивающий в деятельности. Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:
Обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения;
Использовались приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях; задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу.
Актуальность выбранной темы:
Приобретенные знания станут теоретической основой для изучения на последующем этапе орфограмм, связанных с правописанием НЕ со словами различных частей речи.
Эта орфограмма входит в кодификатор ГИА.
Позволяет вырабатывать навыки осознанного грамотного письма.
Развивает логическое мышление обучающихся.
В соответствии с основными положениями, закрепленными в новых стандартах, при подготовке и проведении урока использовался системно – деятельностный подход в планировании и проведении урока - подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты образования: в основе педагогических приёмов и техник, использованных на уроке, лежат следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.
На уроке применены словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические методы обучения.
На этапе повторение, целеполагание, подведение итогов использованы приемы технологии развития критического мышления: «знаю-хочу узнать-узнал»; «составление и использование алгоритма» - на этапе закрепления, прием «верно-неверно» - на этапе контроля и самоконтроля. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности обучающихся, развития логического мышления.
Метод проблемного обучения:
Задания репродуктивного характера: «прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»
Задания поискового характера: проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, «сравни», «найди ошибку»)
Методов познания: наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение – при составлении таблицы и заполнении её примерами, при составлении алгоритма применения полученных знаний
В ходе урока применяются диалоговые формы общения.
Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе закрепления материала целесообразно создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающимися, при этом используется игра «Третий лишний», упражнение «Корректор», буквенный диктант.
Деятельность обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Организована работа по формированию надпредметных умений и навыков: обращение к справочной литературе, умение самостоятельно составлять алгоритм и действовать по нему, участвовать в диалоге, полилоге, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение сравнивать, сопоставлять примеры и на их основе формулировать правило, обобщать сказанное, делать выводы, оценивать свою и чужую работу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Реализовано и дифференцированное обучение: в ходе урока использовались задания для детей разного уровня обученности, домашнее задание тоже предполагает разный уровень.
Работа с пословицами имеет большую воспитательную функцию, развивая у учащихся ценностно-ориентированное отношение к жизни.
Использование данных приемов и методов способствует формированию
Регулятивных УУД:
целеполагание
планирование
контроль
коррекция
оценка
Познавательных УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль оценки процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы;
Коммуникативных УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Не с именами существительными, раздел «Морфология и орфография»
Учебник: М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Учебник для общеобразовательных учреждений, - Москва: «Просвещение», 2016 г.
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: раздаточный материал (алгоритм), презентация PowerPoint
Технологии:
Элементы
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Игровые технологии
Технологии проблемного обучения
Технология полного усвоения
Технологии уровневой дифференциации
Технологии развивающего обучения
Интерактивные методы обучения. Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint, 2010; Интернет: электронный учебник https://onlinegdz.net/§-51-ne-s-sushhestvitelnymi-russkij-yazyk-6-klass-ladyzhenskaya-baranov-trostencova/
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Формы контроля: взаимопроверка, самопроверка.
Основные цели урока:
Предметная
Познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными
Учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.
Помочь обучающимся усвоить правописание не с именами существительными.
Личностная: помочь обучающимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение).
Воспитательная: развитие позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни, окружающему миру и изучаемому миру. Формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и обучающимися.
Урок активизировал следующие образовательные достижения обучающихся:
Предметные:
Умение воспроизводить ранее полученные теоретические знания
Приводить простые жизненные примеры по ранее изученному материалу
Расширение знаний о правилах написания не со словами разных частей речи
Метапредметные:
Умение определять значимость изучаемой орфограммы
Формирование определённого уровня знаний об изучаемой орфограмме (приобретение личностно-значимого опыта для себя)
Владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
Личностные:
Формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Формирование стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни
Психологические основы урока:
Учёт уровней актуального развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.
Реализация развивающей функции обучения: развитие качеств восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
МР 1: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
Формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
Деятельности
МР 2: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
МР 3: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
МР 4: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
МР 5: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
МР 6: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
МР 7: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
МР 9: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
МР 10: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
МР 11: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
Планируемые результаты:
Общеучебные УУД:
а) самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
б) поиск и выделение необходимой информации;
в) структурирование знаний.
Личностные УУД:
а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;
б) самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные УУД:
а) формирование социальной компетентности;
б) умение слушать
в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками.
Регулятивные УУД:
планирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
Познавательные УУД:
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действий;
осмысленное использование полученных знаний.
Логические УУД:
анализ полученной информации;
построение алгоритма рассуждения.
практическая значимость
Знаково-символические УУД:
преобразование учебного материала;
выделение существенного;
отзыв о конкретных ситуативных значений;
формирование обобщенных знаний построение алгоритма рассуждения.
Структура урока
Этап урока, № слайда | Дидактические задачи | Примечание, МР (метапредметный результат) |
Мотивация (организационный) Слайд № 1 | Подготовка учащихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие, разминка для рук, поза Готовность к уроку, порядок на парте |
Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы Слайд № 2 | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация знаний о правописании НЕ с глаголом) и познавательных процессов (внимание, память). | Знаем, МР 6 Не знаем, Хотим узнать |
Постановка учебной проблемы. Целеполагание Слайд № 3 | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности. Формулирование темы | МР 10 |
Формулирование проблемы, планирование деятельности Слайд № 4 | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | МР 1 |
Освоение новых знаний. Применение знаний в новой ситуации | ||
Открытие нового знания. Поиск информации. Слайд № 5 | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | МР 2 Исследование – НЕ с существительными |
Первичная проверка понимания Слайд № 6, 7 | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | МР 7– работа в группе Алгоритм: заполнение таблицы примерами |
Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок | ||
Чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности Слайд № 8, 9, 10, 11 | Справка – корректор Упражнение «Корректор» | МР 4 - работа в парах |
Применение новых знаний Слайд № 12 | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | МР 9 Игра «Третий лишний» |
Слайд № 13, 14 | Буквенный диктант | МР 3,5 - самоконтроль |
Итоги, рефлексия. Анализ успешности достижения поставленной цели | ||
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание. Слайд № 15 | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Итоги урока. Рефлексия | Анализ и содержание итогов, формирование выводов по изученному материалу |
Слайд № 16 | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора. |
Технологическая карта урока
Этап урока. Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Диагностика МР, планируемые результаты, формируемые способы деятельности |
Организационный момент, создание рабочей атмосферы (1 минута) - У нас на уроке присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать их аплодисментами на счет 5 (раз, два, три, четыре, пять). Спасибо, заодно и пальчики размяли. - А теперь берем ручки в ручки и записываем: … | Приветствие гостей, физическая разминка | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы (6 минут) - Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом можно исследовать жизнь…». Вот сегодня мы и будем исследователями. - Для определения темы урока предлагаю взглянуть на экран: … РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ | Отвечают на вопросы Выполняют задания Осуществляют логические операции Вывод: правописание НЕ с глаголами Участвуют в обсуждении, предлагают варианты ответов | Общеучебные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Логические УУД МР 6 Принимают и сохраняют учебные задачи Осуществляют поиск способов решения учебных задач |
Целеполагание, мотивация (3 минуты) | Определяют тему и цель урока Участвуют в обсуждении | Регулятивные УУД: целеполагание МР 1 МР 10 |
Освоение новых знаний. Применение знаний в новой ситуации (12 минут) Работа с алгоритмом «Правописание НЕ с существительными» - дополнить примерами - Чтобы продолжить, мы должны исследовать новое слово: КОРРЕКТОР. Что это? или Кто это? - А кто из присутствующих здесь корректор? – я и вы (исправляли). Предлагаю продолжить корректировать предложения. Упражнение «Корректор»: работа в паре, взаимоконтроль Игра «Третий лишний» - работа в группе | Работа с алгоритмом Заполняют его примерами, разделившись на группы Участвуют в обсуждении Записывают исправленные слова, осуществляют взаимопроверку Участвуют в обсуждении Выполняют задание Делают вывод об условиях выбора «слитного – раздельного» написания НЕ с существительными | Общеучебные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Логические УУД Знаково-символические УУД МР 2 МР 7 Осуществляют логические операции Владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Осуществляют логические операции. Извлекают необходимую информацию из различных источников Осуществляют взаимопроверку. Участвуют в обсуждении МР 4 МР 9 |
Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок (7 минут) Буквенный диктант - самоконтроль | Записывают под диктовку, проверяют по образцу Осуществляют самоконтроль и оценку учебных действий | Регулятивные УУД Знаково-символические УУД Принимают и сохраняют учебные задачи МР 3 Осуществляют логические операции МР 5 Осуществляют поиск способов решения учебных задач |
Итоги, рефлексия. Анализ успешности достижения поставленной цели (5 минут) – Над какой темой мы работали? Сегодня на уроке я узнал(а)…. Сегодня на уроке я научился(лась)… Сегодня на уроке я понял(а), что… Как пишется НЕ с существительными? Для меня было новым….. Были ли трудности? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? От чего зависит слитное и раздельное НЕ с существительными? Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными. Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»? Аргументация выставленных отметок. | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи Оценивают значимость учебных действий для самого себя. Получиют информацию о результатах деятельности на уроке. Развивают навыки самооценки. Планируют дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий | Личностные УУД Коммуникативные УУД Логические УУД |
Домашнее задание (2минуты) П. 51 (орфограмма № 34) 1 уровень сложности: подготовить тест с ответами по теме «Не с существительными и глаголами» 2 уровень сложности: упражнение 285 | Записывают задание, Задают уточняющие вопросы |
Источники
Электронный учебник: https://onlinegdz.net/uchebnik-russkij-yazyk-6-klass-ladyzhenskaya-t-a-trostencova-l-a-baranov-m-t/
Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
Семинар – практикум Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://naschoolbuz.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/seminar_praktikum_tekhnologija_razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/6-1-0-2
Технологии организации работы в группе
Технология организации групповой работы http://festival.1september.ru/articles/579384/
Технология групповой работы http://www.znanie.org/jornal/n3/st_tehnol_grup_rab.html
Игровые технологии
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников http://pokrov8.siteedit.ru/page73
Игровые технологии на уроках http://school634.com/igrovye_tehnologii
Технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения http://www.ref.by/refs/62/30069/1.html
Проблемные методы обучения http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00000409_0.html
Технология полного усвоения
Технология полного усвоения, ее характеристика http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html
Интерактивные методы обучения
Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии http://festival.1september.ru/articles/551473/
Интерактивное обучение: новые подходы http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php
Технологии уровневой дифференциации
О технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности http://pruzanaschool3.narod.ru/sourses/school/koncep/diifer.htm
Технология (описание) http://internika.org/users/millana/works/tekhnologiya-urovnevoi-differentsiatsii
Технологии развивающего обучения
http://festival.1september.ru/articles/416944/
Технологии развивающего обучения http://psichology.vuzlib.net/book_o350_page_38.html
Современные педагогические технологии как объективная потребность http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11
10