Урок русского языка «Не с именами существительными» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 10 April 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3

г. Светлограда Петровского городского округа Ставропольского края

                                           Постникова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Методическая разработка урока русского языка «Не с именами существительными» (раздел «Морфология и орфография»)

Для обучающихся 6 класса


«Современный урок - свободный урок,

урок, освобожденный от страха:

никто никого не пугает и никто никого не боится»

Н.Е. Щуркова

Пояснительная записка


Методическая разработка урока по теме «Не с именами существительными» разработана для обучающихся 6 класса. Структура занятия соответствует требованиям к организации урока усвоения новых знаний по ФГОС: четко выделены этапы подготовки и организации внимания обучающихся, повторения пройденного материала и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов, анонсирования домашнего задания (разноуровневые задания) и рефлексии.

Это урок развивающий в деятельности. Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:

Обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения;

Использовались приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях; задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу.

Актуальность выбранной темы:

Приобретенные знания станут теоретической основой для изучения на последующем этапе орфограмм, связанных с правописанием НЕ со словами различных частей речи.

Эта орфограмма входит в кодификатор ГИА.

Позволяет вырабатывать навыки осознанного грамотного письма.

Развивает логическое мышление обучающихся.

В соответствии с основными положениями, закрепленными в новых стандартах, при подготовке и проведении урока использовался системно – деятельностный подход в планировании и проведении урока - подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты образования: в основе педагогических приёмов и техник, использованных на уроке, лежат следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.

На уроке применены словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические методы обучения.

На этапе повторение, целеполагание, подведение итогов использованы приемы технологии развития критического мышления: «знаю-хочу узнать-узнал»; «составление и использование алгоритма» - на этапе закрепления, прием «верно-неверно» - на этапе контроля и самоконтроля. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности обучающихся, развития логического мышления.

Метод проблемного обучения:

Задания репродуктивного характера: «прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»

Задания поискового характера: проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, «сравни», «найди ошибку»)

Методов познания: наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение – при составлении таблицы и заполнении её примерами, при составлении алгоритма применения полученных знаний

В ходе урока применяются диалоговые формы общения.

Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе закрепления материала целесообразно создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающимися, при этом используется игра «Третий лишний», упражнение «Корректор», буквенный диктант.

Деятельность обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Организована работа по формированию надпредметных умений и навыков: обращение к справочной литературе, умение самостоятельно составлять алгоритм и действовать по нему, участвовать в диалоге, полилоге, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение сравнивать, сопоставлять примеры и на их основе формулировать правило, обобщать сказанное, делать выводы, оценивать свою и чужую работу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Реализовано и дифференцированное обучение: в ходе урока использовались задания для детей разного уровня обученности, домашнее задание тоже предполагает разный уровень.

Работа с пословицами имеет большую воспитательную функцию, развивая у учащихся ценностно-ориентированное отношение к жизни.

Использование данных приемов и методов способствует формированию

Регулятивных УУД:

целеполагание

планирование

контроль

коррекция

оценка



Познавательных УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

рефлексия способов и условий действия, контроль оценки процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативных УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;


Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Не с именами существительными, раздел «Морфология и орфография»

Учебник: М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Учебник для общеобразовательных учреждений, - Москва: «Просвещение», 2016 г.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал (алгоритм), презентация PowerPoint

Технологии:

Элементы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Игровые технологии

Технологии проблемного обучения

Технология полного усвоения

Технологии уровневой дифференциации

Технологии развивающего обучения

Интерактивные методы обучения. Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint, 2010; Интернет: электронный учебник https://onlinegdz.net/§-51-ne-s-sushhestvitelnymi-russkij-yazyk-6-klass-ladyzhenskaya-baranov-trostencova/

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Формы контроля: взаимопроверка, самопроверка.

Основные цели урока:

Предметная

Познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными

Учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Помочь обучающимся усвоить правописание не с именами существительными.

Личностная: помочь обучающимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение).

Воспитательная: развитие позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни, окружающему миру и изучаемому миру. Формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и обучающимися.

Урок активизировал следующие образовательные достижения обучающихся:



Предметные:

Умение воспроизводить ранее полученные теоретические знания

Приводить простые жизненные примеры по ранее изученному материалу

Расширение знаний о правилах написания не со словами разных частей речи

Метапредметные:

Умение определять значимость изучаемой орфограммы

Формирование определённого уровня знаний об изучаемой орфограмме (приобретение личностно-значимого опыта для себя)

Владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Формирование стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни

Психологические основы урока:

Учёт уровней актуального развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.

Реализация развивающей функции обучения: развитие качеств восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

МР 1: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

Формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

Деятельности

МР 2: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

МР 3: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

МР 4: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

МР 5: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

МР 6: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

МР 7: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

МР 9: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

МР 10: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

МР 11: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

Планируемые результаты:

Общеучебные УУД:

а) самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации;

в) структурирование знаний.

Личностные УУД:

а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

б) самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Регулятивные УУД:

планирование

контроль

коррекция

оценка

волевая саморегуляция

Познавательные УУД:

структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действий;

осмысленное использование полученных знаний.

Логические УУД:

анализ полученной информации;

построение алгоритма рассуждения.

практическая значимость

Знаково-символические УУД:

преобразование учебного материала;

выделение существенного;

отзыв о конкретных ситуативных значений;

формирование обобщенных знаний построение алгоритма рассуждения.

Структура урока



Этап урока,

слайда

Дидактические задачи

Примечание,

МР (метапредметный результат)

Мотивация (организационный)

Слайд № 1

Подготовка учащихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствие, разминка для рук, поза

Готовность к уроку, порядок на парте

Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы

Слайд № 2

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация знаний о правописании НЕ с глаголом) и познавательных процессов (внимание, память).

Знаем, МР 6

Не знаем,

Хотим узнать

Постановка учебной проблемы. Целеполагание Слайд № 3

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности. Формулирование темы

МР 10


Формулирование проблемы, планирование деятельности Слайд № 4

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

МР 1

Освоение новых знаний. Применение знаний в новой ситуации

Открытие нового знания. Поиск информации.

Слайд № 5

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.


МР 2

Исследование –

НЕ с существительными

Первичная проверка понимания

Слайд № 6, 7

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

МР 7– работа в группе

Алгоритм: заполнение таблицы примерами

Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

Слайд № 8, 9, 10, 11

Справка – корректор

Упражнение «Корректор»

МР 4 - работа в парах

Применение новых знаний

Слайд № 12

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

МР 9

Игра «Третий лишний»

Слайд № 13, 14

Буквенный диктант

МР 3,5 - самоконтроль

Итоги, рефлексия. Анализ успешности достижения поставленной цели

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Слайд № 15

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Итоги урока. Рефлексия

Анализ и содержание итогов, формирование выводов по изученному материалу

Слайд № 16

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.


Технологическая карта урока

Этап урока. Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Диагностика МР, планируемые результаты, формируемые способы деятельности

Организационный момент, создание

рабочей атмосферы (1 минута)

- У нас на уроке присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать их аплодисментами на счет 5 (раз, два, три, четыре, пять). Спасибо, заодно и пальчики размяли.

- А теперь берем ручки в ручки и записываем: …

Приветствие гостей, физическая разминка


Личностные УУД

Коммуникативные УУД


Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы (6 минут)

- Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом можно исследовать жизнь…». Вот сегодня мы и будем исследователями.

- Для определения темы урока предлагаю взглянуть на экран: …

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ



Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Осуществляют логические операции

Вывод: правописание НЕ с глаголами

Участвуют в обсуждении, предлагают варианты ответов

Общеучебные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Логические УУД


МР 6

Принимают и сохраняют учебные задачи


Осуществляют поиск способов решения учебных задач

Целеполагание, мотивация (3 минуты)

Определяют тему и цель урока Участвуют в обсуждении

Регулятивные УУД: целеполагание МР 1 МР 10

Освоение новых знаний. Применение знаний в новой ситуации (12 минут)

Работа с алгоритмом «Правописание НЕ с существительными» - дополнить примерами


- Чтобы продолжить, мы должны исследовать новое слово: КОРРЕКТОР. Что это? или Кто это?

- А кто из присутствующих здесь корректор? – я и вы (исправляли). Предлагаю продолжить корректировать предложения.


Упражнение «Корректор»: работа в паре, взаимоконтроль


Игра «Третий лишний» - работа в группе


Работа с алгоритмом

Заполняют его примерами, разделившись на группы

Участвуют в обсуждении


Записывают исправленные слова, осуществляют взаимопроверку

Участвуют в обсуждении


Выполняют задание

Делают вывод об условиях выбора «слитного – раздельного» написания НЕ с существительными

Общеучебные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Логические УУД

Знаково-символические УУД

МР 2 МР 7

Осуществляют логические операции

Владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Осуществляют логические операции.

Извлекают необходимую информацию из различных источников

Осуществляют взаимопроверку. Участвуют в обсуждении

МР 4 МР 9

Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок (7 минут)

Буквенный диктант - самоконтроль



Записывают под диктовку, проверяют по образцу

Осуществляют самоконтроль и оценку учебных действий


Регулятивные УУД

Знаково-символические УУД

Принимают и сохраняют учебные задачи МР 3

Осуществляют логические операции МР 5

Осуществляют поиск способов решения учебных задач

Итоги, рефлексия. Анализ успешности достижения поставленной цели (5 минут)

Над какой темой мы работали?

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Сегодня на уроке я научился(лась)…

Сегодня на уроке я понял(а), что…

Как пишется НЕ с существительными?

Для меня было новым…..

Были ли трудности?

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

От чего зависит слитное и раздельное НЕ с существительными?

Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными.

Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?


Аргументация выставленных отметок.

Формулируют ответы на вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи

Оценивают значимость учебных действий для самого себя.







Получиют информацию о результатах деятельности на уроке.

Развивают навыки самооценки.

Планируют дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Логические УУД


Домашнее задание (2минуты)

П. 51 (орфограмма № 34)

1 уровень сложности: подготовить тест с ответами по теме «Не с существительными и глаголами»

2 уровень сложности: упражнение 285

Записывают задание, Задают уточняющие вопросы



Источники

Электронный учебник: https://onlinegdz.net/uchebnik-russkij-yazyk-6-klass-ladyzhenskaya-t-a-trostencova-l-a-baranov-m-t/

Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Семинар – практикум Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://naschoolbuz.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/seminar_praktikum_tekhnologija_razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/6-1-0-2

Технологии организации работы в группе

Технология организации групповой работы http://festival.1september.ru/articles/579384/

Технология групповой работы http://www.znanie.org/jornal/n3/st_tehnol_grup_rab.html

Игровые технологии

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников http://pokrov8.siteedit.ru/page73

Игровые технологии на уроках http://school634.com/igrovye_tehnologii

Технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения http://www.ref.by/refs/62/30069/1.html

Проблемные методы обучения http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00000409_0.html

Технология полного усвоения

Технология полного усвоения, ее характеристика http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html

Интерактивные методы обучения

Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии http://festival.1september.ru/articles/551473/

Интерактивное обучение: новые подходы http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php

Технологии уровневой дифференциации

О технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности http://pruzanaschool3.narod.ru/sourses/school/koncep/diifer.htm

Технология (описание) http://internika.org/users/millana/works/tekhnologiya-urovnevoi-differentsiatsii

Технологии развивающего обучения

http://festival.1september.ru/articles/416944/

Технологии развивающего обучения http://psichology.vuzlib.net/book_o350_page_38.html

Современные педагогические технологии как объективная потребность http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации