12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горских Наталья Степановна50
Россия, Воронежская обл., бобров

МБОУ Хреновская средняя общеобразовательная школа №1

Всероссийский конкурс для учителей начальных классов

на лучший план-конспект урока

«Прощай, Букварь!»

Подготовила: учитель начальных классов

Горских Наталья Степановна

С. Слобода

2018 г

УМК «Перспектива»

Тип урока: урок комплексного использования знаний

Тема урока: «Прощай Азбука»
Цели урока: создать условия для закрепления учащимися знаний русского алфавита, способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, его истории, развитию речи учащихся, воспитанию культуры поведения.
Планируемые результаты:

Личностные результаты

- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

- Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

- Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Предметные результаты

- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

- Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

- Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

- Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

- Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; систематическом чтении.

Образовательные ресурсы: выставка детской литературы; выставка рисунков детей «Герои любимых сказок»; песня «Первоклашка» слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского, песня «Чему учат в школе» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского, песня «Азбука» слова З. Петровой, музыка А. Островского, песня «Если б не было школ» слова: Ю. Энтина, музыка В. Шаинского, песня «Маленькая страна» слова И. Резника, музыка В. Шаинского; презентация «Прощай, Азбука!»
Оборудование: сделанные руками учащихся 5 класса и их родителей костюмы сказочных персонажей. 

 Технические средства: ноутбук, проектор.
 

Ход урока

Фоном звучит песня «Первоклашка»

Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского

(Дети сидят за партами. Родители в классе. В центре два ученика ведут диалог.)

1. В классе у нас - суматоха и шум.

2. Скоро начнется!

1. Где мой костюм?

2. Оля и Ваня, дайте флажки!

1. Шепот, движение, споры, смешки.

2. Что же за праздник готовится тут?

1. Видно почетные гости придут?

Может, придут генералы?

Дети. Нет!

2. Может, придут адмиралы?

Дети. Нет!

1. Может герой, облетевший весь свет?

Дети. Нет! Нет! Нет!

2. Гадать понапрасну бросьте (указывает рукой в классе)

Смотрите, вот они – гости!

1. Почетные, важные самые.

Дети. Здравствуйте, наши родители!

2.Здравствуйте, учителя!

1.Сегодня день торжественный у нас,

Он, знаю, никогда не повторится.

Хоть много предстоит ещё учиться,

Но самый главный – 1 класс!

2.Хороша сегодня школа,

Класс горит огнём.

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовём!

Хором:

Праздник Азбуки!

Песня «Если б не было школ». Слова: Ю. Энтина, музыка В. Шаинского

Первоклассники все здесь,

И народ собрался весь.

Пора праздник начинать,

Школьный флаг поднимать.

Нам надо выбрать самого умного, красивого, смелого, достойного и уважаемого ученика (по анкетам детей).

(Появляется старуха Шапокляк с кошельком и тортом.)

Старуха Шапокляк:

Я здесь самая уважаемая, я!

Здорово, ребята – клопята!

Меня узнали вы никак,

Весёлую старушку по кличке Шапокляк?

Учитель:

Ой! Что за страсти? Неужели школьный флаг и поднять-то некому? Мы с ребятами уже выбрали самых достойных.

Старуха Шапокляк:

Нет! Нет! Нет! В честь праздника я решила стать самой доброй бабушкой в мире и делать всем только одни гадости, ой, радости и подарки. Кто хочет 100 рублей? Идите сюда.

Игра «Кошелёк на верёвочке».

(Три человека пытаются схватить кошелёк на верёвочке по команде Шапокляк «Гоп»)

«Го…сти пришли».

«Го…луби прилетели».

«Гоп».

(В кошельке находятся три маленьких шоколадки – призы детям.)

Учитель:

Спасибо, дорогая гостья за угощение. Спасибо! А торт вы кому несёте?

Старуха Шапокляк:

Какой торт?

Учитель:

Да вот же, у вас в коробке.

Старуха Шапокляк:

Так это меня Гена с Чебурашкой на день рождения пригласили. Ну вот я им сюрприз и приготовила.

Учитель:

Красивый! А вкусный?

Старуха Шапокляк:

Могу показать! (Открывает коробку, а там – кирпич).

Учитель:

Вы просто неисправимы. Обещали быть самой доброй, а на деле что получается?

Старуха Шапокляк:

Обещала, обещала…на праздник. А день рождения – завтра. А сегодня я самая хорошая! Где тут у вас нужно за верёвочку дёрнуть? Что-то я не вижу тут никаких учеников умных и серьёзных.

Учитель:

Да ты не туда смотришь!

Поворачивает голову Шапокляк в другую сторону.

Теперь видишь?

Старуха Шапокляк:

Вижу, вижу… Девчонки, мальчишки сидят, молчат, на нас глядят. Они, наверное, языки проглотили. Да какие же они умные? Как же они учатся?

Учитель:

А мы сейчас проверим. Ребята, слушайте меня внимательно и отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», если это про вас. А если не про вас, то сидите тихо, тихо.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Учитель:

Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

Старуха Шапокляк:

Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

Кто из вас, скажите вслух, на уроке довит мух?

Учитель:

Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

Старуха Шапокляк:

Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Учитель:

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Ну что, бабушка, убедилась, что ребята у нас умные, старательные, серьёзные?

Старуха Шапокляк (обиженно):

Знала бы, лучше бы совсем к вам не приходила. А можно мне хотя бы помочь?

Учитель:

Разрешим, ребята?

(Старуха Шапокляк вместе с ребятами поднимает флаг.)

3.Впереди длинна дорога,

Сразу не пройти никак.

Но у школьного порога

Делаем мы первый шаг.

4.Мы смешными малышами

Прибежали в этот класс.

Книги нам с карандашами

Подарили в первый раз.

5.Самый трудный – 1 класс!

Всех труднее 1 класс.

Все:

Потому что в первый раз.

6.Первоклашки вам расскажут

И, конечно, же, покажут,

Что нам Азбука дала,

Как учила нас она.

7.Азбука – первая книга моя!

Как не любить мне за это тебя?

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

Песня «Азбука». Слова: Зои Петровой, музыка: Аркадия Островского

8.Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

9.А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

10.У каждого в жизни единственный раз

Бывает свой первый, свой памятный класс.

И первые книги, и первый урок,

И первый заливистый школьный звонок.

11.И первый наставник,

Наш первый учитель.

Он дверь распахнул

На дорогу открытий.

(Появляется Незнайка)

Незнайка:

Распустили злые слухи

Про меня мои друзья.

Говорят, слона от мухи

Отличить не в силах я.

Эти странные слова мне обидно слушать.

Всем известно: у слона

Вместо крыльев уши.

Незнайка:

В школу ходить всем нужен рюкзак. А что туда кладут? Сейчас я у вас буду спрашивать, а вы отвечайте "да" или "нет"!

На дно кладем кулек конфет? (НЕТ)

А милицейский пистолет? (НЕТ)

Туда положим винегрет? (НЕТ)

А может быть, ручку и карандаш? (ДА)

Положим книжку и тетрадь? (ДА)

А продуктовый магазин? (НЕТ)

А разноцветных красок? (ДА)

Салат положим в сумку? (НЕТ)

Кладем улыбку и успех? (ДА)

Задорный детский звонкий смех? (ДА)

Незнайка:

Что за смех? Смеются снова

Надо мной мои друзья.

Я – Незнайка, что ж такого?

Научусь всему и я!

Проверим, как вы знаете школьные предметы и принадлежности.

Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

У меня есть... (пластилин)

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я - ... (пенал)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь,

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот Заяц? (мел)

Кто на свете всех умнее,

Кто все знает и умеет,

И в любой свободный час

Кто всему научит нас? (книга)

То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (линейка)

Незнайка:

- Первоклассники, а вы знаете буквы?

- Я так давно мечтал узнать все буквы. я даже одну с собой прихватил, только не знаю, как она называется. Подскажите:

(показывает бублик, потом откусывает от него и снова показывает)

Первоклассники (называют буквы): О, С.

Незнайка:

- Ой, а у меня в кармане ещё одна буква есть:

На расчёсочку похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Что это за буква? (поворачивает расчёску)

Первоклассники (называют буквы): Е, Ш.

Незнайка: Спасибо, ребята! Я вам обещаю, что выучу и остальные буквы.

12.Чтобы делу научиться,

Надо много потрудиться.

Нас всему научат в школе,

А ученье – шутка что ли?

13.Я бросила куклы, играть не хочу.

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова.

Теперь, как большая, читаю сама.

14.Букв вначале мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились буквы с нами.

15. 33 родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

16.А, Б, В, Г, Д, Е, Ж –

Прикатили на еже.

И, Й, К, Л, М, Н, О –

Дружно вылезли в окно.

17.П, Р, С, Т, У, Ф, Х –

Оседлали петуха.

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!

Учитель:

1 сентября вы пришли в школу маленькими, смешными, глупыми малышами, а сейчас посмотрите на себя. Как вы выросли, повзрослели. Вы закончили изучать Азбуку. Хорошо вы потрудились, а теперь вас ждёт заслуженная награда.

Раздаётся стук в дверь.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С «А, Б, В» на медной бляшке

И на форменной фуражке?

Это он, это он –

Наш знакомый почтальон.

Почтальон Печкин:

Получите! Вам письмо!

Очень срочное оно! (вручает)

К вам я прибыл издалёка,

Из волшебной стороны.

Ни минуты не теряя,

Вы в путь отправиться должны.

Учитель:

В чём же дело? Объясните.

Почтальон Печкин:

Вы в Азбуку свою загляните.

Злой волшебник Звукомор

Налетел из дальних гор,

Буквы все у вас украл

И её заколдовал.

Если праздновать хотите,

Звукомора победите.

Учитель:

Может, лучше убежим?

Нам не справиться одним!

Звукомор куда сильней!

Как же нам бороться с ним?

Появляется Звукомор.

Звукомор:

Здравствуйте, дорогие мои, узнали меня?

Я – добрый дядька Звукомор!

Учитель:

Известный мастер драк и ссор!

Звукомор:

Защитник я и друг детей!

Учитель:

Завистник хитрый и злодей!

Звукомор:

Люблю, конечно, я вас всех,

Бездельников и неумех.

Спешил я к вам на этот праздник…

Старуха Шапокляк:

Он всё испортит, безобразник.

Звукомор (поёт песню):

1 куплет:

Буквы разные писать

На обоях и в тетрадь

Учат в школе – 3 раза.

Умножать и прибавлять,

Двойки тоже получать

Учат в школе – 3 раза.

2 куплет:

Как контрольную списать,

Как с урока убежать

Учат в школе – 3 раза.

Как учителю наврать,

Что дневник забыл опять

Учат в школе – 3 раза.

3 куплет:

Как шпаргалки доставать,

На экзамене списать

Учат в школе – 3 раза.

Аттестат как получить,

А уроки не учить

Учат в школе – 3 раза.

Учитель:

Неправда! Ребята, скажите, чему учат в школе?

Песня «Чему учат в школе» слова М. Пляцковского, музыка В .Шаинского.

Учитель:

Послушай, дядька, уходи!

Звукомор:

Ах, вот вы как! Ну, погоди!

Готов сейчас я слово дать,

Букв вам ваших не видать!

Учитель:

Что же делать? Как нам быть?

Как нам буквы раздобыть?

Может, сбегать на опушку,

Заглянуть к Яге в избушку?

Пусть на блюдце погадает,

Что нас дальше ожидает.

Входит Баба Яга.

Звукомор:

Пойдём, нечто, голубка моя, погуляем, а?

Баба Яга:

Что ты, сокол мой ясный, за ерунду предлагаешь? Я ещё уроки не сделала, форму физкультурную не постирала, шнурки не погладила, алфавит не выучила, стометровку для урока физкультуры не прорепетировала, упражнения по пению не повторила…Дел под завязку! Какое гулянье? Я, чай, отличница.

Звукомор:

Ну, тараторка! Какие уроки? Ты же сто лет назад школу закончила.

Баба Яга:

Внуки у меня, родненький, на шее сидят. Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Хотя это, наверное, ужасно непедагогично.

Звукомор:

Чего это вдруг непедагогично? Я уже целый год за своего внучонка уроки делаю.

Баба Яга:

Э – э – э, давненько его уже балуешь.

Звукомор:

Не балую. Знаешь, я как с ним строго. Ух! Сделаю уроки, начерчу, а потом он сам начисто переписывает.

Баба Яга:

У – у – у! Действительно строго. А то у меня в этом деле большой опыт. Если что, меня спрашивай.

Звукомор:

А давай детям загадки загадаем.

Звукомор и Баба Яга загадывают загадки.

Баба Яга:

Молодцы! Сами выучили? Или мамы с папами помогали? Сами? Не может быть! Какие хорошие ребята. Вы, наверное, учитесь хорошо? И уроки сами делаете?

Звукомор:

Да врут они всё. Ты что, детей не знаешь? На урок опоздал, говорит: «Часы встали». Уроки не выучил, говорит: «Болел сильно».

Разве можно им верить? А родители, смотри, сидят тихо-смирно, чтобы чад своих не выдать. Знаем мы, как они уроки делают.

Баба Яга:

Да неужто? А на вид такие миленькие, благоразумненькие. А давай-ка, Звукомор, их проверим. Устроим им сейчас экзамен. Ребята, вы согласны?

Звукомор:

Конечно, экзамен! Как я сразу не догадался?

(Баба Яга задаёт детям вопросы по математике)

1. Семь раз отмерь, а ... раз отрежь.

2. Ум хорошо, а ... лучше.

3. Какое число входит в название сказки про поросят?

4. Сколько богатырей в сказке Пушкина "Спящая царевна"?

5. Сколько ног у осьминога?

6. Самый короткий месяц в году?

7. Сосчитайте хором от 1 до 10 и обратно

(Звукомор проверяет знание детских произведений.)

Звукомор: Игра "Сказки-перепутки. Отгадайте, из скольких сказок состоят эти рассказики.

Легла Снежная королева спать на горошинку, но заснуть не смогла, потому что Бременские музыканты всю ночь играли музыку под окном, а Кот в сапогах танцевал с Золушкой, а Мальчик с пальчик с Красной шапочкой пели песни.

(7 сказок: "Снежная королева", "Принцесса на горошине", "Бременские музыканты", "Кот в сапогах", "Золушка", "Мальчик с пальчик", "Красная шапочка").

Баба Яга:

Ой, дед! Ты чаво слегка смурной?

Что причиной? Что виной?

Вроде всё разгадали,

Все загадки до одной.

Звукомор:

Нет беде моей конца!

Чую, скоро захвораю,

Да и враз сойду с лица.

Нам не справиться, видать.

Придётся буквы отдавать.

Учитель:

Не просто буквы нам отдать,

Но с нами праздник продолжать!

18.Так восславим буквы эти,

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

19.Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

20.Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти».

21.Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу».

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать.

22.Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

(Инсценирование):

- Петь, здорово!

- Здравствуй, Вова!

- Как уроки?

- Не готовы.

Понимаешь, вредный кот заниматься не даёт.

Только сел было за стол, слышу: «Мяу!»

Что пришёл? Уходи! – кричу коту,

Мне итак невмоготу.

Видишь, занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай.

Он тогда залез на стул, притворился, что уснул.

Как же ловко сделал вид, ну, совсем, как будто спит.

Но меня ведь не обманешь.

Он умён и я умён…Раз его за хвост.

- А он?

- Он мне руку исцарапал, скатерть со стола стянул,

Все тетрадки мне заляпал и в окошко улизнул.

Я кота простить готов, я жалею их, котов.

Частушки:

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно.

«Что за грохот, что за шум?» -

Папу мучает вопрос.

Это первачки решили.

В коридоре выдать кросс.

3. Что за грохот, что за шум?

Стены все качаются.

Это наши первоклашки

С Азбукой прощаются.

4. На уроках мы сидим,

На учителя глядим.

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

5. Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.

6. Дал списать я на контрольной

Из тетрадки Олечке.

И теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки.

7. Буквы в Машиной тетради

Не стоят, как на параде.

Буквы прыгают и пляшут,

Маше хвостиками машут.

8. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Учитель

Яркий свет в глазах у первоклассников.

Как они нарядны и стройны!

В честь большого, радостного праздника

Родители поздравить их пришли.

Родители:

1.Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

2.Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно.

Форму сам прогладь, проверь.

Ты большой уже теперь.

3.Вы должны теперь учиться

На «4» и на «5».

Не зевать и не лениться,

На уроках отвечать.

Баба Яга:

На уроках не хихикай,

Стул туда – сюда не двигай.

Педагога уважай

И соседу не мешай.

Почтальон Печкин:

На уроках будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Звукомор:

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Старуха Шапокляк:

На математике считай,

На переменах отдыхай.

Будь прилежен на уроке,

Не болтай – ты не сорока.

Почтальон Печкин:

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Знай, закончился урок,

Коль услышал ты звонок.

Незнайка:

Когда звонок раздастся снова,

К уроку будь всегда готовым.

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не кричи.

Старуха Шапокляк:

Не дразнись, не зазнавайся.

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей.

И найдёшь всегда друзей.

Учитель:

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения.

Вам сегодня выдают удостоверенья.

В том, что Азбуку прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Вы читаете все книжки.

Учитель:

Праздник наш сегодня завершается,

С Азбукой простились мы сейчас.

Ваши мамы пусть не беспокоятся,

С радостью мы ходим в первый класс.

Звучит песня «Маленькая страна» слова И. Резника, музыка В.Шаинского.

Сказочные герои вручают удостоверенья.

Приложение

Презентация

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайдAutoShape 3

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Выставка детской литературы

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.