Урок расследование. Анализ рассказа «Аристократка»

5
2
Материал опубликован 30 December 2024 в группе

Урок расследование.

Анализ рассказа «Аристократка»

Это второй из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся анализируют рассказ «Аристократка».

Цель урока: добиться понимания всеми учащимися следующей проблемной ситуации: почему М. Зощенко удручало, когда читатель воспринимал его рассказы исключительно как сатирические, смешные.

Обучающие цели: дать представление о личности писателя; обеспечить эмоциональное восприятие рассказа в целом; проанализировать рассказ, сформулировать его тему и подвести итоги.

Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие; содействовать высказыванию учащимися своей позиции; содействовать формированию умения слушать одноклассников.

Воспитывающие цели: возбудить интерес к творчеству писателя, к его личности; убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать, и как следствие, в значимости культуры для человека.

Форма урока: лекция учителя +фронтальная работа.

Оформление урока: использование мультимедийного комплекса (презентации с фотографиями и шаржами); мини-выставка книг писателя; на стене лозунг: «Даешь культуру массам!»

Оформление доски:


В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
А. П. Чехов

Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню.
Цицерон

М.М.Зощенко (1895 – 1958)


Я требую памятников для Зощенко по всем городам и местечкам.

О.Мандельштам


Разве этот дурак, балаганный писака Зощенко может воспитывать?

И.Сталин



Ход урока

Оргмомент

Актуализация знаний.

Ребята, прочитайте эпиграф, вспомните домашнее и скажите: «О чем или о ком мы сегодня будем говорить? (О М.М.Зощенко и его рассказе «Аристократка»)

К Зощенко было неоднозначное отношение. Поэты, литераторы, простые люди признавали и любили его творчество, а первый человек в нашей стране в то время называл его «дураком», «балаганным писакой», считал, что его рассказы не могут развивать и воспитывать общество. В этом, кстати, одна из функций книг, художественных произведений.)


-Наш урок мы назвали уроком-расследованием. Возможно, это звучит несколько амбициозно. Но давайте вслушаемся в это слово – «расследование». Корень его – СЛЕД. Сегодня мы пройдём по следам Зощенко: вспомним некоторые факты его биографии, проанализируем его рассказ «Аристократка», обратим внимание на особенности языковой манеры Зощенко, на жанры, в которых работал писатель.

Главный вопрос, который будет стоять перед нами в течение всего урока: Кто Зощенко – талантливый писатель или циничный проповедник пошлости? На этот вопрос нам нужно будет ответить в конце урока.

Это уже не первый урок. Что Вы знаете про М.М.Зощенко. (На долю Михаила Зощенко выпала редкая, удивительная для человека литературной профессии слава. Ему понадобилось 3-4 года, чтобы ощутить себя знаменитым. Его книги издавались и переиздавались почти во всех издательствах того времени; с прилавков магазинов они исчезали с молниеносной быстротой; люди узнавали его на улице, в общественном транспорте; почтальон ежедневно приносил на его адрес килограммы писем от читателей; появились двойники – люди, выдававшие себя за писателя.

Вот такая необыкновенная популярность. А как же он шел к ней?

Родился он в Петербурге в семье художника-передвижника. Юность пришлась на 10-е годы – сложнейший период в истории России. Прежде чем сесть за писательский стол, М. Зощенко пришлось сменить десятки профессий:

Наиболее интересные профессии:

Студент Петроградского университета.

Комендант почт и телеграфа.

Агент уголовного розыска.

Инструктор по куроводству и кролиководству.

Постовой милиционер.

Телефонист пограничной охраны.

Сапожник.

Было ещё множество других профессий.

У нас с вами не просто урок. А урок – расследование. И у нас есть возможность лично пообщаться с М. Михайловичем.

Многие читатели того времени считали Вас юмористом, человеком веселым и неунывающим. Более того, им казалось, что все истории, о которых он повествует, случались с Вами. Нам даже известно, что Вы получали много писем. Всем хотелось узнать, как удавалось Вам из всех жизненных передряг выходить сухим из воды. Михаил Михайлович, Мы уже многое узнали о Вас, а что Вы сами можете рассказать о себе?

При такой жизни я встречал множество удивительных и знаменитых людей. Например, Горького. Шаляпина как-то раз встретил у Горького. Два раза сидел с Сергеем Есениным в пивной, на Михайловской улице.

Старик Есенин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил…

Сейчас у меня биография скудная. Писатель, кажется, - это последняя профессия в моей жизни. Мне жаль, что я остановился на этой профессии. Это самая плохая профессия из 12, которые я знаю».

Михаил Михайлович, Ваши рассказы отличаются особенным языком. Почему Вы пишете таким языком.

«Если я иногда искажаю язык, то условно, поскольку мне хочется передать нужный мне тип, тип, который почти что не фигурировал раньше в русской литературе»


И сегодня мы попытаемся с вами выяснить, о чем же таком ''смешном'' рассказывает писатель, раз это должно вызывать слезы.

Поможет нам в этом один из самых известных его рассказов – «Аристократка». Но сначала позвольте остановиться на его предыстории.

В России в 1917 году произошла революция, и сословия были упразднены, то есть ликвидированы. Все жители государства получили равные права вне зависимости от пола и положения в обществе. 

Сословия — группы людей, занимающиеся определённой деятельностью. Например, крестьяне (крестьянское сословие) работали на земле, купцы (купеческое сословие) торговали, дворяне (дворянское сословие) первоначально служили при дворах царя и его приближённых, несли воинскую службу, с XIV века получили право иметь землю, в это время стал формироваться класс дворян-помещиков.

В Российской империи крестьяне считались низшим сословием, с наименьшим количеством прав и привилегий, дворяне — высшим.

Перейти из одного сословия в другое было очень трудно, практически невозможно. 

Слайд 4-5. Посмотрите на плакаты того времени.

У простых людей стало больше прав и возможностей, появились время и деньги на самообразование: на посещение театров и музеев, участие в вечерах поэзии, чтение книг. Быть культурным человеком становилось модно, так как до революции это качество ассоциировалось лишь с представителями богатых сословий. Однако прикладывать усилия к самосовершенствованию стремились далеко не все! Многие хотели лишь казаться образованными, а не быть ими… Про таких людей Зощенко и написал свой рассказ «Аристократка».
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

Слайд 6.Определение из словаря Ожегова.

Слайд 7.

Я пишу о мещанстве. Да, у нас нет мещанства как класса, но я по большей части делаю собирательный тип. В каждом из нас имеются те или иные черты и мещанина, и и собственника, и стяжателя. Я соединяю эти характерные, часто затушеванные черты в одном герое, и тогда этот герой становится нам знакомым и где-то виденным

М.М. Зощенко

Объяснение нового материала

Прослушивание рассказа.

Обсуждение предложенных вопросов

Слайд 8

История создания. Её секрет кроется в самой жизни М. Зощенко. В рассказе показана ситуация, связанная с реальной жизнью.

Жанр и направление.

Жанр –рассказ. Направление –реализм. Сказовая манера повествования. Докажите словами из текста. (Прочитай те первую строчку)

Смысл названия- порой внешность обманчива.

Слайд 9-10


4 . Композиция рассказа

Завязка. С чего начинается и чем заканчивается рассказ? (С некультурного жеста и с рассуждения о том, что автор не любит аристократок)

Развитие. (До момента их встречи в буфете.)

Кульминация. (Сцена в буфете до слов: Сели мы в театр.)

Развязка. (Герои разошлись.)

Итак, с чего начинается рассказ? (С заявления героя о том, что ему не нравятся аристократки.)

А чем заканчивается? (Тем же самым: он говорит, что не любит аристократок.)

То есть что мы можем сказать о характере композиции? (Она кольцевая, или рамочная. )


Герои рассказа.


Как зовут главного героя и что можно о нем сказать? (Григорий Иванович. Он водопроводчик. Работает, по-видимому, в организации типа ЖЭКа. Ведет себя так, будто он самый главный. Например, он говорит даме: «Пожалуйста, живите».)

Вы правы. Герой Зощенко – это человек, который до Октябрьского переворота прозябал на обочине жизни, ютился в самых убогих уголках, ничего из себя не представляя. Но вот вихорь истории вынес его в самый центр жизни. Наш герой огляделся и увидел, что может стать хозяином жизни, и стал предъявлять свои претензии на ведущую роль в новой эпохе. Помните, «кто был ничем, тот станет всем».(Григорий Иванович, оказавшись у власти, стремиться к социальному реваншу, желает сделать своим все то, что было ему не доступно в прошлом.

И прежде всего он стремится к захвату культуры, неотъемлемой частью которой является культурная дама – аристократка. Итак, почему герой решил, что перед ним аристократка? И кто она на самом деле? (По внешним признакам: чулочки, зуб золоченый, шляпка. А на самом деле она примерно то же, что и он. То есть никто, а пытается быть кем-то.)

А чем ее привлек Григорий Иванович?( Во-первых, он кавалер, а во-вторых, у власти.)

Рассказ представляет собой цепочку культурных вызовов герою. Он попадает в ситуации, которые требуют от него культурного поведения. Справляется ли он с ними? (Первая ситуация - знакомство – с ней он справляется, благодаря тому, что «у власти». Затем «закрепление» знакомства – здесь уже хуже: он не знает, о чем разговаривать, и спрашивает каждый раз о водопроводе. Ухаживать он вовсе не умеет, и инициативу берет в свои руки дама: просит сводить в театр.)

Слайд 11

Что они смотрели? (Мы не знаем. Он смотрит на нее, а когда заскучал, выходит из зала. Кстати, она тоже пришла в театр не за тем, чтобы смотреть на сцену. Судя по всему ей хотелось посетить буфет. Возможно, она от кого-то слышала, что там вкусные пирожные, т.к. сразу подошла к ним.)

Мы видим, что оба героя далеки от культуры и вовсе не те, за кого себя выдают. Когда же герои прозревают истину в отношении друг друга? (Когда она берет четвертое пирожное, а он орет: « Ложи взад».)

Кстати, почему она поедает пирожные конвеерно? (Она, как обыватель, не может устоять перед тем, что дается задаром. Там появляется еще один мужчина, который на халяву съедает надкушенное пирожное.)

Верно. Ситуация скандальная, а тут еще вмешиваются посторонние. Почему? (Они тоже обыватели, пришедшие в театр не ради театра, а ради буфета. А тут еще можно стать свидетелем разборок. Звонок уже дали, а они не спешат возвращаться в зал: тут интереснее.)

Таким образом, проблемы наших героев перестают быть сугубо личными, они становятся выражением культурного уровня всего общества новой исторической эпохи.

Кроме поведения, что еще вас поразило в героях? (Их речь.)

Слайд 12-13

Информацию со слайда озвучивает ребенок.

Таблица заполняется на доске.



Григорий Иванович

Аристократка

Имя

Предполагается, что мы должны с уважением относиться к герою

Почему у героини нет имени? ( Любая женщина могла оказаться на ее месте)

Внешность

Поведение

Внутренний мир героя

- Что можно сказать о таком герое?

(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек. 

(Одним словом,  мещанин – человек с мелкими интересами,  узким кругозором).

Почему нет внешности героя-обычная внешность, ничего особенного

Рассказ представляет собой цепочку культурных вызовов, которые жизнь бросает Григорию Ивановичу и к которым он не готов. Это знакомство с дамой, «закрепление» знакомства, ухаживание, посещение театра, развлечение дамы в антракте. Найдите их.

Как ведет себя герой в каждой из этих ситуаций?

С какими ситуациями ему удалось справиться, с какими – нет?

Развязное поведение, проявление невоспитанности

Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой,


Развязное поведение, проявление невоспитанности

Речь

Только глазами стрижёт. И зуб во рте блестит

волочусь, что щука

я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её

Ложи,— говорю,— взад

во рте зуб блестит

держится индифферентно — ваньку валяет

Речь не развита, поэтому даже в опере говорит про водопровод.

Записываем –неуместное употребление слов.

мы привыкшие

Которые без денег — не ездют с дамами.

К. И. Чуковский отмечал в речи героев М. Зощенко «канцелярские штампы, фразеологию нового времени, идиотические повторы одного и того же слова, вывихи синтаксиса, опухоли словаря, косноязычие, неуклюжесть, бедность мещанского жаргона». Подтвердите эти наблюдения примерами из текста.

Как язык характеризует героев: Григория Ивановича, даму, буфетчика, толпу?


Чем занимается? Кем работает?

лицо официальное

в смысле порчи водопровода и уборной

Которые без денег — не ездют с дамами.

Жизненная цель, приоритеты

Выгодно жениться

Встретить кавалера у власти

Темы

Какие темы озвучиваются в произведении? (Симпатичен тот, кто богат.)


Проблемы

Какие проблемы затрагивает М.Зощенко? (Непонимание правды, ложные мечты, жестокая реальность и жадность человека.)

Основная идея

(Важно рассчитывать свои силы во всех вопросах, чтобы не оказаться в нелепой ситуации.)

Художественные особенности. Еще раз язык.

(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

- Что это за прием?  (Деталь).

- Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем –нагнетание деталей.

Ирония

Вывод:  пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на  конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата: «Не в деньгах счастье». Хотя из фабулы рассказа  вытекает, казалось бы обратное.

Итог урока.

Кто он – талантливый писатель или уличный проповедник безыдейности, пошлости?

Мы с вами внимательно прочитали рассказ и теперь можем вернуться к вопросу, поставленному в начале урока: О чем этот рассказ? Можно ли над ним смеяться?

(Этот рассказ о некультурности человека, о беспомощности и несостоятельности его притязаний, о том, что руководят жизнью люди убогие, недалекие. И это, конечно, не смешно.)

Именно поэтому Зощенко всякий раз огорчался, когда в его произведениях видели лишь комизм ситуаций и не видели того, что он хотел показать – примитивизм и невежество нового времени.

А в наше время вопрос актуален?

(Действительно, творчество Михаила Зощенко актуально и сейчас. О чём он писал? Мы и сейчас не на шутку встревожены тем же – катастрофическим падением нравов с последствиями куда более жестокими и страшными: разгулом преступности, коллективным озлоблением, которое часто находит выход в межнациональной ненависти.)

Талантливый писатель-сатирик М.Зощенко учит нас оставаться людьми.

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
А. П. Чехов

Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню.
Цицерон



Домашнее задание




Свою знакомую герой называет «аристократкой» только потому, что она одета по моде: «…В шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой…» 

«Фильдекосовые чулочки» — чулки из дорогой тонкой пряжи, были очень популярны в начале ХХ века.

«Золотой зуб» — модное явление в 1920 году. Люди устанавливали золотые коронки даже на здоровые зубы, чтобы показать свое богатство.

В рассказе широко используются канцеляризмы и газетные термины, характерные для разговорной речи описываемого времени: идеология, гражданка, лицо официальное, буржуйский тон. 

Канцеляризмы — слова или обороты речи, характерные для деловых бумаг и документов.

«А хозяин держится индифферентно (книжн., равнодушно) — ваньку валяет (фразеологизм, характерный для разговорной речи)».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна, я презентацию к работе видела. Добавьте ее сюда, ведь членам жюри она может и не встретиться))

30 December 2024

Согласна, урок и презентация должны быть загружены одним файлом

31 December 2024