Урок чтения и развития речи «Как мужик волка спас», 3 класс
Конспект урока
Чтение и развитие речи.
3 класс
«Как мужик волка спас»
(Мордовская сказка)
Тема: «Как мужик волка спас» (Мордовская сказка)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формировать умение пересказывать текст сказки по плану.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в технике чтения, передавать интонацию героев.
- развивать умение понимать прочитанные части текста и текст целиком.
Коррекционно-развивающая:
- развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- развивать свойства внимания, переключения с помощью смены видов деятельности и четких инструкций.
Воспитательные:
- развивать умение работать в коллективе
- формировать интерес к народному творчеству.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: урока:, учебники «Чтение» 3 класс для специальных (коррекционных) школ VIII вида З.Н Смирнова, Г.М. Гусева ,ширма для кукольного театра, куклы-перчатки: мужик, волк, корова , карточки с буквам-« Н», «Б», «В», «С», «Л», «Р», «М», «П» , карточка со словом: «разбойник», разрезные картинки иллюстрации к тексту у учащихся , отдельные слова для составления предложения, карточки со словами для плана по опорным словам, карточки у учащихся с качествами героя( добрый,злой,хитрый,отзывчивый), листы с текстом для чтения по ролям у учащихся, изображение птички, ноутбук, телевизор, презентация к уроку.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие ,игровые, информационно-коммуникативные технологии, технология разноуровневого обучения. Наглядные методы (презентация к уроку), словесные методы и приемы (беседа, рассказ, дидактическая игра, работа с учебником). Практические методы (составление плана).
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учеников |
I.Организационный момент.
II.Актуализация изученного
III. Изуче- ние нового материала.
IV.Закреп ление изученного материала.
V.Подведение итогов урока. |
- Здравствуйте, ребята. 1.Игра «Назови имя». -Ребята, у нас сегодня гости. Давайте познакомимся с гостями, назовем свои имена. На счет 1-2-3 громко назовите свое имя. Наверно гости ничего не расслышали. -Теперь на счет 1-2-3 скажите свое имя шепотом. Гости, услышали что-нибудь? -Сейчас я буду называть, и показывать буквы , те ребята, у кого имя начинается на эту букву, сядет за парту. Учитель называет буквы и показывает карточки с буквами. -« Н», «Б», «В», «С», «Л», «Р», «М», «П». 2.Речевая зарядка. - Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, послушаем звуки леса. (слайд 1- осенний лес). - Сейчас откроем глаза. Ребята, скажите, какие звуки вы слышали? - Где мы можем услышать пение птиц? Шелест листьев? - В лесу очень легко заблудиться. Что нужно делать, чтобы не заблудиться в лесу? - Давайте представим, что мы в лесу перекликаемся. Прочитаем вместе слоги. ( слайд 2) -а- у- а; -о- и- у; -о-а-о-а; -у-и-у-и; -уу-оо-аа. - Что мы делали? - Посмотрите внимательно и прочитайте предложение. (слова на доске вразбивку). «аукнется» «Как» «откликнется» «так». - Кто пойдет и составит предложение правильно. - Прочитаем хором, что получилось. «Как аукнется, так и откликнется». -Давайте прочитаем вместе. - Что составила Наташа? - Как вы думаете, что означает эта пословица? - К каким сказкам подходит эта пословица? - Какую сказку мы читали на прошлом уроке? - А кто сочинил сказку? - Сегодня на уроке мы завершим чтение сказки «Как мужик волка спас» и выясним, подходит ли пословица к этой сказке. 1.Вступительная беседа - О ком сказка? - О чем просил волк мужика? - Что сделал мужик? - Как ведет себя волк, когда просит мужика о помощи? - Теперь посмотрим, как меняется поведение волка после того, как опасность миновала. Почитаем по ролям отрывок из сказки. У учащихся листы с текстом сказки. Слова автора подчеркнуты, синим цветом, волка коричневым, мужика красным, коровы зеленым. 2. Чтение по ролям. -Как вы думаете, как следует читать слова волка? - А как надо прочитать слова коровы? - Кто хочет прочитать слова волка, мужика, коровы и автора. - У вас на листах слова автора подчеркнуты, синим цветом, волка коричневым, мужика красным, коровы зеленым цветом. Дети читают отрывок из сказки по ролям. 3. Беседа. - Поменялось поведение волка после того как мужик его спас? - Как волк хочет отблагодарить мужика за его добро? 3.Физминутка. - Вы хорошо читали и отвечали, пора вам немного отдохнуть. Поскольку мы сегодня путешествовали по лесу, слушали звуки природы, давайте снова туда вернемся. -Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Приседаем. Деревцо все выше, выше. Встаем. 4. Драматизация сказки. - Ребята, а давайте покажем нашим гостям сказку. - Покажем, ту ее часть, которую вы сейчас прочитали. - Волк, он какой? - А корова, почему не заступилась за мужика? - Каким тоном она ответила волку? - Кто хочет быть волком, коровой, мужиком. - А я буду сказочником. Учитель выбирает тех, детей, кто не читал сказку. Дети заходят за ширму, где приготовлены куклы-перчатки. - Чтобы вы не забыли слова, на экране для вас план-подсказка. (На слайде картинный план - изображение мужика, волка, коровы, волка, мужика). - Сначала кто будет говорить? -После мужика? Учитель исполняет роль рассказчика. 1. Словарная работа: « Разбойник» - Молодцы, ребята, хорошо рассказали сказку . - Скажите, кто знает, кто такой разбойник? - Правильно, ребята, разбойник, это тот, кто грабит и обманывает людей. Учитель крепит на доске карточку со словом «Разбойник». 2.Упражнение в чтение слов, сложных для чтения учащимися. - Ребята, давайте прочитаем трудные слова, которые вам встретятся в тексте. На экране телевизора слайд со сложными для чтения учащимися словами из текста. Ус-ка-ка-ла, ис-пу-га-лись, раз-бой-ни-ка. 3.Рассказ сказки(II ч.) учителем. -Вам интересно, что было дальше? - Я расскажу вам вторую часть сказки. Рассказ учителем второй части сказки. 3. Чтение сказки(II ч.) учащимися. - Ребята давайте прочитаем сказку цепочкой. Индивидуальные задания по степени сложности. - Семен и Леша расставят картинки по порядку. У мальчиков четыре картинки: « Мужик спасает волка», «Волк и корова», «Мужик и лошадь», «Ворона и волк». Учащиеся читают II часть сказки. (После чтения учащихся произведения, учитель проверяет, как справились с заданием ученики, выполнявшие задание индивидуально). 4.Физминутка для глаз «Птичка» -Ребята, мы с вами сегодня слушали пение птиц. А теперь вы последите глазами за птичкой. Птичка полетела вправо, влево, вверх, вниз, покружилась и улетела. 5. Беседа по содержанию сказки. - Ребята, почему корова и лошадь не дали правдивого ответа? - Какой совет дала мужику ворона? - Почему ворона не испугалась волка? 1 Пересказ сказки по плану и опорным словам. - Ребята, мы прочитали сказку. Давайте расскажем нашим гостям всю сказку. - Но сначала в помощь рассказчику надо составить план. - Кого встретил мужик, когда сеял рожь. - Давайте назовем первую часть плана «Встреча с волком». Учитель крепит на доске карточку со словами «Встреча с волком». - О чем, надо сказать в этой части? - Как волк отблагодарил мужика? -Давайте вторую часть назовем «Как волк отблагодарил мужика». Учитель крепит на доске карточку со словами «Как волк отблагодарил мужика». - Кого сначала попросили рассудить их мужик и волк? - Что ответила корова? - Назовем третью часть плана «Встреча с коровой». Учитель крепит на доске карточку со словами «Встреча с коровой». - Кого следующего просили рассудить их мужик и волк? -Что ответила им лошадь? -Как назовем четвертую часть плана? Учитель крепит на доске карточку со словами «Встреча с лошадью». - Кого следующего просили рассудить их мужик и волк? -Какой совет дала мужику ворона? -Как назовем последнюю часть плана? Учитель крепит на доске карточку со словами «Совет вороны». - Кто расскажет сказку. Учащиеся пересказывают сказку по плану. 2. Работа с карточками. - Ребята, вы сказали какой волк, корова, ворона, но совсем забыли сказать о главном герое, о мужике. - У вас карточки, выберете только те качества, которыми обладает мужик из сказки и подчеркните их. Учащиеся работают с карточками. В карточках перечислены качества героя: добрый, злой, отзывчивый, хитрый. -Ребята, так какой мужик из сказки. 1.Заключительная беседа. - Понравилась вам сказка? - Кто сочинил сказку? - Почему волк пострадал в конце сказки? - Подходит ли к нашей сказке пословица «Как аукнется, так и откликнется»? - Ребята, вам жалко волка? - Какой совет вы бы дали волку? 2.Рефлексия. - Что вам понравилось на уроке? - Что было трудно? - Кому понравилось, как он отвечал? - А кому не очень понравилось, как он отвечал? - Почему? - Ребята, вы все молодцы, наш урок закончен. Учитель выставляет оценки, комментируя каждую оценку. -Домашнее задание страница одиннадцать и шесть, одиннадцать и семь (116 -117), прочитать II сказки, ответить на вопросы. -Семену и Леше нарисовать понравившегося персонажа.
|
Учащиеся здороваются. Учащиеся называют свои имена. - Учащиеся чье имя начинается на названную букву, садятся. - Пение птиц, шелест листьев. - В лесу. - Перекликаться, аукаться. - Мы перекликались, аукались. Один учащийся составляет предложение из слов. Дети читают пословицу. - Пословицу. - Нельзя поступать плохо. - «Колосок» - «Как мужик волка спас» - Мордовский народ. - О мужике и волке. - Спрятать его от охотников. - Спрятал волка. - Просить спасти. - Обещает отплатить добром. - Грубым, злым голосом. - Испуганным голосом. Чтение учащимися отрывка из сказки по ролям. - Поменялось. - Съесть его. Дети выполняют движения вместе с учителем. - Давайте. - Злой, хитрый, коварный. - Испугалась волка. - Испуганно. -Мужик, -Волк, корова, волк, мужик. Учащиеся драматизируют сказку, используя кукольный театр. - Разбойник, тот, кто грабит и обманывает. - Учащиеся читают слова. -Да. Учащиеся слушают сказку. Учащиеся читают II часть сказки цепочкой. Учащиеся следят за изображением птички. - Корова и лошадь боялись волка. - Бросить мешок с волком в реку. - Ворона смелая. -Волка. - Как мужик спас волка от охотников. - Хотел его съесть. - Корову. - Что можно съесть мужика. - Лошадь. - Что можно съесть мужика. -Встреча с лошадью. - Ворону. - Бросить мешок с волком в реку. -Что посоветовала ворона. Один (два) учащихся пересказывают сказку по плану. Учащиеся работают с карточками. - Добрый, отзывчивый. - Понравилась. - Мордовский народ. - Потому, что обманул мужика. - Подходит. -Нет. - Не обманывать. Ответы учащихся. |