12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Мирошниченко Светлана Леонидовна101
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Конспект урока

Чтение и развитие речи.

3 класс

 

«Как мужик волка спас»

(Мордовская сказка)

 

Класс: 3

Тема: «Как мужик волка спас» (Мордовская сказка)

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формировать умение пересказывать текст сказки по плану.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в технике чтения, передавать интонацию героев.

- развивать умение понимать прочитанные части текста и текст целиком.

Коррекционно-развивающая:

- развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

- развивать свойства внимания, переключения с помощью смены видов деятельности и четких инструкций.

Воспитательные:

- развивать умение работать в коллективе

- формировать интерес к народному творчеству.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: урока:, учебники «Чтение» 3 класс для специальных (коррекционных) школ VIII вида З.Н Смирнова, Г.М. Гусева ,ширма для кукольного театра, куклы-перчатки: мужик, волк, корова , карточки с буквам-« Н», «Б», «В», «С», «Л», «Р», «М», «П» , карточка со словом: «разбойник», разрезные картинки иллюстрации к тексту у учащихся , отдельные слова для составления предложения, карточки со словами для плана по опорным словам, карточки у учащихся с качествами героя( добрый,злой,хитрый,отзывчивый), листы с текстом для чтения по ролям у учащихся, изображение птички, ноутбук, телевизор, презентация к уроку.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие ,игровые, информационно-коммуникативные технологии, технология разноуровневого обучения. Наглядные методы (презентация к уроку), словесные методы и приемы (беседа, рассказ, дидактическая игра, работа с учебником). Практические методы (составление плана).

 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

I.Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Актуализация изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Изуче-

ние нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Закреп

ление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Подведение итогов урока.

- Здравствуйте, ребята.

1.Игра «Назови имя».

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте познакомимся с гостями, назовем свои имена. На счет 1-2-3 громко назовите свое имя. Наверно гости ничего не расслышали.

-Теперь на счет 1-2-3 скажите свое имя шепотом. Гости, услышали что-нибудь?

-Сейчас я буду называть, и показывать буквы , те ребята, у кого имя начинается на эту букву, сядет за парту.

Учитель называет буквы и показывает карточки с буквами.

-« Н», «Б», «В», «С», «Л», «Р», «М», «П».

2.Речевая зарядка.

- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, послушаем звуки леса.

(слайд 1- осенний лес).

- Сейчас откроем глаза. Ребята, скажите, какие звуки вы слышали?

- Где мы можем услышать пение птиц? Шелест листьев?

- В лесу очень легко заблудиться. Что нужно делать, чтобы не заблудиться в лесу?

- Давайте представим, что мы в лесу перекликаемся. Прочитаем вместе слоги.

( слайд 2)

-а- у- а;

-о- и- у;

-о-а-о-а;

-у-и-у-и;

-уу-оо-аа.

- Что мы делали?

- Посмотрите внимательно и прочитайте предложение.

(слова на доске вразбивку).

«аукнется» «Как» «откликнется» «так».

- Кто пойдет и составит предложение правильно.

- Прочитаем хором, что получилось.

«Как аукнется, так и откликнется».

-Давайте прочитаем вместе.

- Что составила Наташа?

- Как вы думаете, что означает эта пословица?

- К каким сказкам подходит эта пословица?

- Какую сказку мы читали на прошлом уроке?

- А кто сочинил сказку?

- Сегодня на уроке мы завершим чтение сказки «Как мужик волка спас» и выясним, подходит ли пословица к этой сказке.

1.Вступительная беседа

- О ком сказка?

- О чем просил волк мужика?

- Что сделал мужик?

- Как ведет себя волк, когда просит мужика о помощи?

- Теперь посмотрим, как меняется поведение волка после того, как опасность миновала. Почитаем по ролям отрывок из сказки.

У учащихся листы с текстом сказки. Слова автора подчеркнуты, синим цветом, волка коричневым, мужика красным, коровы зеленым.

2. Чтение по ролям.

-Как вы думаете, как следует читать слова волка?

- А как надо прочитать слова коровы?

- Кто хочет прочитать слова волка, мужика, коровы и автора.

- У вас на листах слова автора подчеркнуты, синим цветом, волка коричневым, мужика красным, коровы зеленым цветом.

Дети читают отрывок из сказки по ролям.

3. Беседа.

- Поменялось поведение волка после того как мужик его спас?

- Как волк хочет отблагодарить мужика за его добро?

3.Физминутка.

- Вы хорошо читали и отвечали, пора вам немного отдохнуть. Поскольку мы сегодня путешествовали по лесу, слушали звуки природы, давайте снова туда вернемся.

-Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише. Приседаем.

Деревцо все выше, выше.

Встаем.

4. Драматизация сказки.

- Ребята, а давайте покажем нашим гостям сказку.

- Покажем, ту ее часть, которую вы сейчас прочитали.

- Волк, он какой?

- А корова, почему не заступилась за мужика?

- Каким тоном она ответила волку?

- Кто хочет быть волком, коровой, мужиком.

- А я буду сказочником.

Учитель выбирает тех, детей, кто не читал сказку.

Дети заходят за ширму, где приготовлены куклы-перчатки.

- Чтобы вы не забыли слова, на экране для вас план-подсказка.

(На слайде картинный план - изображение мужика, волка, коровы, волка, мужика).

- Сначала кто будет говорить?

-После мужика?

Учитель исполняет роль рассказчика.

1. Словарная работа: « Разбойник»

- Молодцы, ребята, хорошо рассказали сказку .

- Скажите, кто знает, кто такой разбойник?

- Правильно, ребята, разбойник, это тот, кто грабит и обманывает людей.

Учитель крепит на доске карточку со словом

«Разбойник».

2.Упражнение в чтение слов, сложных для чтения учащимися.

- Ребята, давайте прочитаем трудные слова, которые вам встретятся в тексте.

На экране телевизора слайд со сложными для чтения учащимися словами из текста.

Ус-ка-ка-ла,

ис-пу-га-лись,

раз-бой-ни-ка.

3.Рассказ сказки(II ч.) учителем.

-Вам интересно, что было дальше?

- Я расскажу вам вторую часть сказки.

Рассказ учителем второй части сказки.

3. Чтение сказки(II ч.) учащимися.

- Ребята давайте прочитаем сказку цепочкой.

Индивидуальные задания по степени сложности.

- Семен и Леша расставят картинки по порядку.

У мальчиков четыре картинки: « Мужик спасает волка», «Волк и корова», «Мужик и лошадь», «Ворона и волк».

Учащиеся читают II часть сказки.

(После чтения учащихся произведения, учитель проверяет, как справились с заданием ученики, выполнявшие задание индивидуально).

4.Физминутка для глаз «Птичка»

-Ребята, мы с вами сегодня слушали пение птиц. А теперь вы последите глазами за птичкой.

Птичка полетела вправо, влево, вверх, вниз, покружилась и улетела.

5. Беседа по содержанию сказки.

- Ребята, почему корова и лошадь не дали правдивого ответа?

- Какой совет дала мужику ворона?

- Почему ворона не испугалась волка?

1 Пересказ сказки по плану и опорным словам.

- Ребята, мы прочитали сказку. Давайте расскажем нашим гостям всю сказку.

- Но сначала в помощь рассказчику надо составить план.

- Кого встретил мужик, когда сеял рожь.

- Давайте назовем первую часть плана «Встреча с волком».

Учитель крепит на доске карточку со словами

«Встреча с волком».

- О чем, надо сказать в этой части?

- Как волк отблагодарил мужика?

-Давайте вторую часть назовем «Как волк отблагодарил мужика».

Учитель крепит на доске карточку со словами

«Как волк отблагодарил мужика».

- Кого сначала попросили рассудить их мужик и волк?

- Что ответила корова?

- Назовем третью часть плана «Встреча с коровой».

Учитель крепит на доске карточку со словами

«Встреча с коровой».

- Кого следующего просили рассудить их мужик и волк?

-Что ответила им лошадь?

-Как назовем четвертую часть плана?

Учитель крепит на доске карточку со словами

«Встреча с лошадью».

- Кого следующего просили рассудить их мужик и волк?

-Какой совет дала мужику ворона?

-Как назовем последнюю часть плана?

Учитель крепит на доске карточку со словами

«Совет вороны».

- Кто расскажет сказку.

Учащиеся пересказывают сказку по плану.

2. Работа с карточками.

- Ребята, вы сказали какой волк, корова, ворона, но совсем забыли сказать о главном герое, о мужике.

- У вас карточки, выберете только те качества, которыми обладает мужик из сказки и подчеркните их.

Учащиеся работают с карточками. В карточках перечислены качества героя: добрый, злой, отзывчивый, хитрый.

-Ребята, так какой мужик из сказки.

1.Заключительная беседа.

- Понравилась вам сказка?

- Кто сочинил сказку?

- Почему волк пострадал в конце сказки?

- Подходит ли к нашей сказке пословица «Как аукнется, так и откликнется»?

- Ребята, вам жалко волка?

- Какой совет вы бы дали волку?

2.Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- Кому понравилось, как он отвечал?

- А кому не очень понравилось, как он отвечал?

- Почему?

- Ребята, вы все молодцы, наш урок закончен.

Учитель выставляет оценки, комментируя каждую оценку.

-Домашнее задание страница одиннадцать и шесть, одиннадцать и семь (116 -117), прочитать II сказки, ответить на вопросы.

-Семену и Леше нарисовать понравившегося персонажа.

 

Учащиеся здороваются.

Учащиеся называют свои имена.

- Учащиеся чье имя начинается на названную букву, садятся.

- Пение птиц, шелест листьев.

- В лесу.

- Перекликаться, аукаться.

- Мы перекликались, аукались.

Один учащийся составляет предложение из слов.

Дети читают пословицу.

- Пословицу.

- Нельзя поступать плохо.

- «Колосок»

- «Как мужик волка спас»

- Мордовский народ.

- О мужике и волке.

- Спрятать его от охотников.

- Спрятал волка.

- Просить спасти.

- Обещает отплатить добром.

- Грубым, злым голосом.

- Испуганным голосом.

Чтение учащимися отрывка из сказки по ролям.

- Поменялось.

- Съесть его.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

- Давайте.

- Злой, хитрый, коварный.

- Испугалась волка.

- Испуганно.

-Мужик,

-Волк, корова, волк, мужик.

Учащиеся драматизируют сказку, используя кукольный театр.

- Разбойник, тот, кто грабит и обманывает.

- Учащиеся читают слова.

-Да.

Учащиеся слушают сказку.

Учащиеся читают II часть сказки цепочкой.

Учащиеся следят за изображением птички.

- Корова и лошадь боялись волка.

- Бросить мешок с волком в реку.

- Ворона смелая.

-Волка.

- Как мужик спас волка от охотников.

- Хотел его съесть.

- Корову.

- Что можно съесть мужика.

- Лошадь.

- Что можно съесть мужика.

-Встреча с лошадью.

- Ворону.

- Бросить мешок с волком в реку.

-Что посоветовала ворона.

Один (два) учащихся пересказывают сказку по плану.

Учащиеся работают с карточками.

- Добрый, отзывчивый.

- Понравилась.

- Мордовский народ.

- Потому, что обманул мужика.

- Подходит.

-Нет.

- Не обманывать.

Ответы учащихся.



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.