12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2193
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
5

Урок развития речи в 9 классе по теме: «Деловые бумаги»



Урок развития речи в 9 классе

Тема: «Деловые бумаги»

Цели урока:

Образовательные:

-закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля;

-формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, автобиография), необходимые в повседневной жизни;

-совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

Развивающие:

-развивать связную речь учащихся;

-формировать у школьников умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

-развивать навыки работы учащихся в коллективе.

Воспитательные:

-воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;

-поддержать стремление учащихся высказывать свои мысли;

Задачи:

-продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля);

-закрепить изученный материал;

-формировать умение слушать и понимать текст;

способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание).

Оборудование урока:

1.Презентация

2.Раздаточный материал с образцами деловых бумаг.

ХОД УРОКА

При официальных отношениях

людей нельзя обойтись

без официальных выражений и слов.

К.И. Чуковский.

«Живой как жизнь».

1.Лингвистическая разминка.

Сегодня у нас урок развития речи, и посвящён он одному из стилей речи. Вспомним, какие мы знаем стили речи? (слайд 1)

А вот какой стиль речи будет в центре нашего внимания, догадайтесь сами.

Задание 1. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.(Слайд 2)

1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный),

б) устранить возгорание (официально-деловой),

в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);

2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный),

б) находиться в объятиях Морфея (художественный),

в) находиться в состоянии сна (официально-деловой);

3) а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный),

б) стрелка (разговорный, сленг),

в) саммит (официально-деловой, публицистический).

Объясните значение слова саммит. (Встреча глав государств, правительств)

Задание 2. Составить глагольные словосочетания со словами: (Слайд 3)

акт - (составить)

претензии – (предъявить)

благодарность – (объявить)

выговор – (объявить)

документ – (оформить)

заявка – (написать)

отчет – (сделать)

подпись – (поставить)

расписка – (дать)

справка – (написать)

счет – (открыть)

требования – (предъявить)

приказ – (издать)

платеж – (производить)

оплату – (осуществить)

2.Целеполагание.

В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми бумагами: написать заявление, автобиографию при поступлении в учебное заведение, на работу, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок, ушел раньше с работы и т. д. Часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом они оформляются. А ведь правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.

Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка.

Сегодня наш разговор об официально-деловом стиле, тема урока «Деловые бумаги. Заявление. Автобиография». (Слайд 4-5)

Цель нашего урока: научится составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни.

Задачи, которые стоят перед нами, это:

- повторить общие признаки официально-делового стиля речи;

- развивать умения и навыки составления деловых бумаг;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность.

3.Словарная работа. На уроке нам понадобятся новые слова. (Слайд 6)

Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне.

Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения.

Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний.

Экспрессивность (от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный.

Социальный – общественный.

Автобиография – описание жизни пишущего.

3. Повторение сведений об официально-деловом стиле. (Слайд 7)

-Что вы знаете об официально-деловом стиле?

И ещё 2 слова нам часто будут встречаться сегодня на уроке

Уточнение по словарю значения слов деловой, официальный.

Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам.

Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой

-Где встречается?

(Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.

-Отличительные особенности?

(Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.

-В чем особенность употребления языковых средств?

4.Работа в группах с материалами учебника стр.92. (Слайд 8)

1группа - лексические особенности.

( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы)

2 группа - грамматические особенности.

( Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)

3 группа - синтаксические особенности.

( Много обособленных оборотов, однородных членов предложения)

- Назовите речевые особенности.

( Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств)

5.Слово учителя. (Слайд 9)

«Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков», - говорил Л.В. Щерба. Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю, предъявить справку, место жительства, согласно распоряжению, констатировать, аннулировать, вносить предложение(я),отдавать предпочтение, по истечение срока договора, по окончании школы и т.п.

Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная.

Вспомните, например, форму справки, расписки и т.п.

Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки. Характерно, что даже непримиримый враг канцеляризмов К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал:

«… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».

Но при этом составителям пособия «Деловые бумаги» он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».

5. Изучение нового материала. Заявление.

- Когда и по какому поводу пишутся заявления?

(Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)

Работа с раздаточным материалом. Чтение заявлений.

-Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление? (Слайд 10-11)

Запись компонентов в тетрадь.

Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)

От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)

Заголовок (заявление.)

Текст заявления.

Что прилагается?

Дата и подпись.

Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).

Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в род. падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется со строчной (маленькой)буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа – подпись заявителя.

Образец заявления.

Директору МБОУ СОШ №1

Ивановой И.И.

ученика 9 Б класса

Фролова Ю.П.

заявление.

Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 17 и 18 ноября 2004 года в связи с участием в спортивных соревнованиях

7 ноября 2004 года (подпись)

-К обязательному для заявления слову прошу не следует добавлять слов очень, убедительно. В конце заявления не следует писать «В просьбе прошу не отказать»или «С уважением…»

-Чем отличается простое заявление от сложного? (В сложном подробно излагается просьба и ее мотивировка, указывается перечень прилагаемых документов (название их, кем, когда, где выданы и отмечается номер документа).

Директору Экономического бизнес-колледжа Сергееву Владимиру Владимировичу

Попова Игоря Александровича, проживающего по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, дом 10, кв. 5

заявление.

Прошу принять документы для поступления в Экономический бизнес-колледж на отделение «Менеджмент», т.к. хочу приобрести специальность менеджера по связям с общественностью. В этом году я закончил 9 класс МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.

Прилагаются следующие документы:

Автобиография.

Аттестат об основном общем образовании за № (указывается номер) от 25.06.13 г., выданный МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.

Три фотографии.

Медицинская справка.

Справка с места жительства.

1 июля 2013 г. (подпись)

- Какие ошибки были допущены при составлении 4 образца?

( Нет адресата, употребление глагола 1-го лица ед.числа, неличный характер)

-Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно.

Коллективное составление заявления о приеме в 10 класс.

Дополнение учителя.

-Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении Львовой М.И. или от Львовой М.И. И в этом споре нет неправых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого, так же как, например, письмо кому от кого.

- Но есть еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление – со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно. Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо отметить, слово заявление следует писать с маленькой буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а еще и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление – заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.

5. Изучение нового материала. Автобиография.

-Что такое автобиография?

-Когда она нужна?

-Из каких компонентов состоит?

Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова. Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего. План автобиографии дан в учебнике. Сравните его с тем, что на экране. (Слайд 12-13)

  1. Заголовок (автобиография) в центре.

    Фамилия, имя, отчество.

    Дата и место рождения.

    Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей).

    Дата поступления в школу и ее окончания.

    Начало и последующее время работы и указание места (если работает).

7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время).

8)Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности.

9)Дата составления и подпись.

Чтение автобиографии с последующим анализом, при этом обращается внимание на обособленные приложения. (Слайд 14-15)

Автобиография

Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.

Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.

В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.

В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.

В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.

10.02.2002 г. А. Берестов

Автобиография

Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.

Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.

В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.

Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.

В данный момент учусь в десятом классе.

12 мая 2002 г.

Подпись Степаненко А.

- Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?

( экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения)

- Какая лишняя информация содержится в тексте?

- Отредактируйте текст и прочитайте его в исправленном виде.

Различают 2 вида автобиографий: автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение.

Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует.

Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства.

Чтение автобиографии В.Маяковского или М. Зощенко.

6.Подведение итогов урока.

-О каком стиле речи шёл разговор?

-Как одним словосочетанием назвать справку, заявление, доверенность и т.д.

-Какие 2 документа научились составлять?

-Чему научились на уроке? В чем еще затрудняетесь?

 7.Задание на дом: Упр.210 устно, написать автобиографию в форме официального документа.

(Слайд 16)


Раздаточный материал к уроку "Деловые бумаги"
DOCX / 23.7 Кб

Презентация к уроку в 9 классе "Деловые бумаги"
PPT / 1.42 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.