Урок развития речи в 9 классе по теме «Деловые бумаги»
Пояснительная записка к презентации
Урок развития речи в 9 классе
Тема: «Деловые бумаги»
Цели урока:
Образовательные:
-закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля;
-формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, автобиография), необходимые в повседневной жизни;
-совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
Развивающие:
-развивать связную речь учащихся;
-формировать у школьников умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
-развивать навыки работы учащихся в коллективе.
Воспитательные:
-воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;
-поддержать стремление учащихся высказывать свои мысли;
Задачи:
-продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля);
-закрепить изученный материал;
-формировать умение слушать и понимать текст;
способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание).
Оборудование урока:
1.Презентация
2.Раздаточный материал с образцами деловых бумаг.
ХОД УРОКА
При официальных отношениях
людей нельзя обойтись
без официальных выражений и слов.
К.И. Чуковский.
«Живой как жизнь».
1.Лингвистическая разминка.
Сегодня у нас урок развития речи, и посвящён он одному из стилей речи. Вспомним, какие мы знаем стили речи? (слайд 1)
А вот какой стиль речи будет в центре нашего внимания, догадайтесь сами.
Задание 1. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.(Слайд 2)
1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный),
б) устранить возгорание (официально-деловой),
в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);
2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный),
б) находиться в объятиях Морфея (художественный),
в) находиться в состоянии сна (официально-деловой);
3) а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный),
б) стрелка (разговорный, сленг),
в) саммит (официально-деловой, публицистический).
Объясните значение слова саммит. (Встреча глав государств, правительств)
Задание 2. Составить глагольные словосочетания со словами: (Слайд 3)
акт - (составить)
претензии – (предъявить)
благодарность – (объявить)
выговор – (объявить)
документ – (оформить)
заявка – (написать)
отчет – (сделать)
подпись – (поставить)
расписка – (дать)
справка – (написать)
счет – (открыть)
требования – (предъявить)
приказ – (издать)
платеж – (производить)
оплату – (осуществить)
2.Целеполагание.
В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми бумагами: написать заявление, автобиографию при поступлении в учебное заведение, на работу, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок, ушел раньше с работы и т. д. Часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом они оформляются. А ведь правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.
Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка.
Сегодня наш разговор об официально-деловом стиле, тема урока «Деловые бумаги. Заявление. Автобиография». (Слайд 4-5)
Цель нашего урока: научится составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни.
Задачи, которые стоят перед нами, это:
- повторить общие признаки официально-делового стиля речи;
- развивать умения и навыки составления деловых бумаг;
- совершенствовать речевую и письменную грамотность.
3.Словарная работа. На уроке нам понадобятся новые слова. (Слайд 6)
Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне.
Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения.
Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций.
Экспрессия – выражение чувств, переживаний.
Экспрессивность (от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный.
Социальный – общественный.
Автобиография – описание жизни пишущего.
3. Повторение сведений об официально-деловом стиле. (Слайд 7)
-Что вы знаете об официально-деловом стиле?
И ещё 2 слова нам часто будут встречаться сегодня на уроке
Уточнение по словарю значения слов деловой, официальный.
Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам.
Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой
-Где встречается?
(Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.
-Отличительные особенности?
(Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.
-В чем особенность употребления языковых средств?
4.Работа в группах с материалами учебника стр.92. (Слайд 8)
1группа - лексические особенности.
( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы)
2 группа - грамматические особенности.
( Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)
3 группа - синтаксические особенности.
( Много обособленных оборотов, однородных членов предложения)
- Назовите речевые особенности.
( Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств)
5.Слово учителя. (Слайд 9)
«Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков», - говорил Л.В. Щерба. Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю, предъявить справку, место жительства, согласно распоряжению, констатировать, аннулировать, вносить предложение(я),отдавать предпочтение, по истечение срока договора, по окончании школы и т.п.
Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная.
Вспомните, например, форму справки, расписки и т.п.
Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки. Характерно, что даже непримиримый враг канцеляризмов К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал:
«… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».
Но при этом составителям пособия «Деловые бумаги» он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».
5. Изучение нового материала. Заявление.
- Когда и по какому поводу пишутся заявления?
(Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)
Работа с раздаточным материалом. Чтение заявлений.
-Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление? (Слайд 10-11)
Запись компонентов в тетрадь.
Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)
От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)
Заголовок (заявление.)
Текст заявления.
Что прилагается?
Дата и подпись.
Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).
Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в род. падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется со строчной (маленькой)буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа – подпись заявителя.
Образец заявления.
Директору МБОУ СОШ №1
Ивановой И.И.
ученика 9 Б класса
Фролова Ю.П.
заявление.
Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 17 и 18 ноября 2004 года в связи с участием в спортивных соревнованиях
7 ноября 2004 года (подпись)
-К обязательному для заявления слову прошу не следует добавлять слов очень, убедительно. В конце заявления не следует писать «В просьбе прошу не отказать»или «С уважением…»
-Чем отличается простое заявление от сложного? (В сложном подробно излагается просьба и ее мотивировка, указывается перечень прилагаемых документов (название их, кем, когда, где выданы и отмечается номер документа).
Директору Экономического бизнес-колледжа Сергееву Владимиру Владимировичу
Попова Игоря Александровича, проживающего по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, дом 10, кв. 5
заявление.
Прошу принять документы для поступления в Экономический бизнес-колледж на отделение «Менеджмент», т.к. хочу приобрести специальность менеджера по связям с общественностью. В этом году я закончил 9 класс МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.
Прилагаются следующие документы:
Автобиография.
Аттестат об основном общем образовании за № (указывается номер) от 25.06.13 г., выданный МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.
Три фотографии.
Медицинская справка.
Справка с места жительства.
1 июля 2013 г. (подпись)
- Какие ошибки были допущены при составлении 4 образца?
( Нет адресата, употребление глагола 1-го лица ед.числа, неличный характер)
-Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно.
Коллективное составление заявления о приеме в 10 класс.
Дополнение учителя.
-Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении Львовой М.И. или от Львовой М.И. И в этом споре нет неправых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого, так же как, например, письмо кому от кого.
- Но есть еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление – со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно. Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо отметить, слово заявление следует писать с маленькой буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а еще и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление – заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.
5. Изучение нового материала. Автобиография.
-Что такое автобиография?
-Когда она нужна?
-Из каких компонентов состоит?
Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова. Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего. План автобиографии дан в учебнике. Сравните его с тем, что на экране. (Слайд 12-13)
-
Заголовок (автобиография) в центре.
Фамилия, имя, отчество.
Дата и место рождения.
Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей).
Дата поступления в школу и ее окончания.
Начало и последующее время работы и указание места (если работает).
7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время).
8)Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности.
9)Дата составления и подпись.
Чтение автобиографии с последующим анализом, при этом обращается внимание на обособленные приложения. (Слайд 14-15)
Автобиография
Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.
Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.
В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.
В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.
В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.
10.02.2002 г. А. Берестов
Автобиография
Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.
Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.
Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.
В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.
В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.
Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.
В данный момент учусь в десятом классе.
12 мая 2002 г.
Подпись Степаненко А.
- Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?
( экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения)
- Какая лишняя информация содержится в тексте?
- Отредактируйте текст и прочитайте его в исправленном виде.
Различают 2 вида автобиографий: автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение.
Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует.
Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства.
Чтение автобиографии В.Маяковского или М. Зощенко.
6.Подведение итогов урока.
-О каком стиле речи шёл разговор?
-Как одним словосочетанием назвать справку, заявление, доверенность и т.д.
-Какие 2 документа научились составлять?
-Чему научились на уроке? В чем еще затрудняетесь?
7.Задание на дом: Упр.210 устно, написать автобиографию в форме официального документа.
(Слайд 16)
Раздаточный материал к уроку "Деловые бумаги"
DOCX / 23.7 Кб
Презентация к уроку в 9 классе "Деловые бумаги"
PPT / 1.42 Мб