Урок развития речи в 9 классе по теме «Деловые бумаги»

5
0
Материал опубликован 5 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок развития речи в 9 классе

Тема: «Деловые бумаги»

Цели урока:

Образовательные:

-закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля;

-формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, автобиография), необходимые в повседневной жизни;

-совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

Развивающие:

-развивать связную речь учащихся;

-формировать у школьников умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

-развивать навыки работы учащихся в коллективе.

Воспитательные:

-воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;

-поддержать стремление учащихся высказывать свои мысли;

Задачи:

-продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля);

-закрепить изученный материал;

-формировать умение слушать и понимать текст;

способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание).

Оборудование урока:

1.Презентация

2.Раздаточный материал с образцами деловых бумаг.

ХОД УРОКА

При официальных отношениях

людей нельзя обойтись

без официальных выражений и слов.

К.И. Чуковский.

«Живой как жизнь».

1.Лингвистическая разминка.

Сегодня у нас урок развития речи, и посвящён он одному из стилей речи. Вспомним, какие мы знаем стили речи? (слайд 1)

А вот какой стиль речи будет в центре нашего внимания, догадайтесь сами.

Задание 1. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.(Слайд 2)

1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный),

б) устранить возгорание (официально-деловой),

в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);

2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный),

б) находиться в объятиях Морфея (художественный),

в) находиться в состоянии сна (официально-деловой);

3) а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный),

б) стрелка (разговорный, сленг),

в) саммит (официально-деловой, публицистический).

Объясните значение слова саммит. (Встреча глав государств, правительств)

Задание 2. Составить глагольные словосочетания со словами: (Слайд 3)

акт - (составить)

претензии – (предъявить)

благодарность – (объявить)

выговор – (объявить)

документ – (оформить)

заявка – (написать)

отчет – (сделать)

подпись – (поставить)

расписка – (дать)

справка – (написать)

счет – (открыть)

требования – (предъявить)

приказ – (издать)

платеж – (производить)

оплату – (осуществить)

2.Целеполагание.

В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми бумагами: написать заявление, автобиографию при поступлении в учебное заведение, на работу, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок, ушел раньше с работы и т. д. Часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом они оформляются. А ведь правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.

Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка.

Сегодня наш разговор об официально-деловом стиле, тема урока «Деловые бумаги. Заявление. Автобиография». (Слайд 4-5)

Цель нашего урока: научится составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни.

Задачи, которые стоят перед нами, это:

- повторить общие признаки официально-делового стиля речи;

- развивать умения и навыки составления деловых бумаг;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность.

3.Словарная работа. На уроке нам понадобятся новые слова. (Слайд 6)

Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне.

Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения.

Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний.

Экспрессивность (от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный.

Социальный – общественный.

Автобиография – описание жизни пишущего.

3. Повторение сведений об официально-деловом стиле. (Слайд 7)

-Что вы знаете об официально-деловом стиле?

И ещё 2 слова нам часто будут встречаться сегодня на уроке

Уточнение по словарю значения слов деловой, официальный.

Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам.

Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой

-Где встречается?

(Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.

-Отличительные особенности?

(Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.

-В чем особенность употребления языковых средств?

4.Работа в группах с материалами учебника стр.92. (Слайд 8)

1группа - лексические особенности.

( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы)

2 группа - грамматические особенности.

( Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)

3 группа - синтаксические особенности.

( Много обособленных оборотов, однородных членов предложения)

- Назовите речевые особенности.

( Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств)

5.Слово учителя. (Слайд 9)

«Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков», - говорил Л.В. Щерба. Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю, предъявить справку, место жительства, согласно распоряжению, констатировать, аннулировать, вносить предложение(я),отдавать предпочтение, по истечение срока договора, по окончании школы и т.п.

Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная.

Вспомните, например, форму справки, расписки и т.п.

Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки. Характерно, что даже непримиримый враг канцеляризмов К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал:

«… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».

Но при этом составителям пособия «Деловые бумаги» он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».

5. Изучение нового материала. Заявление.

- Когда и по какому поводу пишутся заявления?

(Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)

Работа с раздаточным материалом. Чтение заявлений.

-Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление? (Слайд 10-11)

Запись компонентов в тетрадь.

Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)

От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)

Заголовок (заявление.)

Текст заявления.

Что прилагается?

Дата и подпись.

Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).

Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в род. падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется со строчной (маленькой)буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа – подпись заявителя.

Образец заявления.

Директору МБОУ СОШ №1

Ивановой И.И.

ученика 9 Б класса

Фролова Ю.П.

заявление.

Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 17 и 18 ноября 2004 года в связи с участием в спортивных соревнованиях

7 ноября 2004 года (подпись)

-К обязательному для заявления слову прошу не следует добавлять слов очень, убедительно. В конце заявления не следует писать «В просьбе прошу не отказать»или «С уважением…»

-Чем отличается простое заявление от сложного? (В сложном подробно излагается просьба и ее мотивировка, указывается перечень прилагаемых документов (название их, кем, когда, где выданы и отмечается номер документа).

Директору Экономического бизнес-колледжа Сергееву Владимиру Владимировичу

Попова Игоря Александровича, проживающего по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, дом 10, кв. 5

заявление.

Прошу принять документы для поступления в Экономический бизнес-колледж на отделение «Менеджмент», т.к. хочу приобрести специальность менеджера по связям с общественностью. В этом году я закончил 9 класс МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.

Прилагаются следующие документы:

Автобиография.

Аттестат об основном общем образовании за № (указывается номер) от 25.06.13 г., выданный МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.

Три фотографии.

Медицинская справка.

Справка с места жительства.

1 июля 2013 г. (подпись)

- Какие ошибки были допущены при составлении 4 образца?

( Нет адресата, употребление глагола 1-го лица ед.числа, неличный характер)

-Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно.

Коллективное составление заявления о приеме в 10 класс.

Дополнение учителя.

-Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении Львовой М.И. или от Львовой М.И. И в этом споре нет неправых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого, так же как, например, письмо кому от кого.

- Но есть еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление – со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно. Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо отметить, слово заявление следует писать с маленькой буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а еще и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление – заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.

5. Изучение нового материала. Автобиография.

-Что такое автобиография?

-Когда она нужна?

-Из каких компонентов состоит?

Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова. Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего. План автобиографии дан в учебнике. Сравните его с тем, что на экране. (Слайд 12-13)

  1. Заголовок (автобиография) в центре.

    Фамилия, имя, отчество.

    Дата и место рождения.

    Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей).

    Дата поступления в школу и ее окончания.

    Начало и последующее время работы и указание места (если работает).

7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время).

8)Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности.

9)Дата составления и подпись.

Чтение автобиографии с последующим анализом, при этом обращается внимание на обособленные приложения. (Слайд 14-15)

Автобиография

Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.

Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.

В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.

В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.

В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.

10.02.2002 г. А. Берестов

Автобиография

Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.

Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.

В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.

Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.

В данный момент учусь в десятом классе.

12 мая 2002 г.

Подпись Степаненко А.

- Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?

( экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения)

- Какая лишняя информация содержится в тексте?

- Отредактируйте текст и прочитайте его в исправленном виде.

Различают 2 вида автобиографий: автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение.

Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует.

Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства.

Чтение автобиографии В.Маяковского или М. Зощенко.

6.Подведение итогов урока.

-О каком стиле речи шёл разговор?

-Как одним словосочетанием назвать справку, заявление, доверенность и т.д.

-Какие 2 документа научились составлять?

-Чему научились на уроке? В чем еще затрудняетесь?

 7.Задание на дом: Упр.210 устно, написать автобиографию в форме официального документа.

(Слайд 16)


Раздаточный материал к уроку "Деловые бумаги"
DOCX / 23.7 Кб

Презентация к уроку в 9 классе "Деловые бумаги"
PPT / 1.42 Мб

Предварительный просмотр презентации

( заявление, автобиография) Деловые бумаги Стили речи Разговорный Книжные 1.Научный 2.Деловой 3.Публицистический 4.Художественный

Задание 1. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы. 1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный), б) устранить возгорание (официально-деловой), в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический); 2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный), б) находиться в объятиях Морфея (художественный), в) находиться в состоянии сна (официально-деловой); 3) а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный), б) стрелка (разговорный, сленг), в) саммит (официально-деловой, публицистический). Саммит - Встреча глав государств, правительств

Составить глагольные словосочетания со словами: акт претензии благодарность выговор документ заявка отчет расписка справка счет требования приказ платеж оплату подпись

Деловые бумаги. Заявление. Автобиография. Официально-деловой стиль речи

Цель: научиться составлять различные документы, необходимые в повседневной жизни. Задачи: повторить общие признаки официально-делового стиля речи; развивать умения и навыки составления деловых бумаг; совершенствовать речевую и письменную грамотность.

Словарная работа Социальный – Клише – Речевые штампы – Эмоциональность Экспрессия -Экспрессивность Автобиография-   общественный. – языковые стандарты, готовые обороты. Например: встреча на высшем уровне. слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения. -предрасположенность к испытанию живых эмоций. -выражение чувств, переживаний. – выразительность, сила проявления чувств и эмоций. описание жизни пишущего.

Область его применения— официальная переписка, правительственные акты, употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция).

Стилевые особенности . Точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка). Краткость(сжатость изложения). Неличный характер (употребление глаголов 3-го лица мн. числа). Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т. д.). Отсутствие эмоциональности, экспрессивности Единая внешняя форма.

«… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов». К.И.Чуковский «Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков» Л.В. Щерба. Никитина Екатерина Ивановна Заслуженный учитель школ РСФСР Профессор кафедры русского языка Ульяновского государственного педагогического университета

Образец заявления. Директору ДЮСШ № 4 г. Саратова Зелёнкину А. Н. ученика 9 «А» класса Лыкова Д. С., проживающего по адресу: г. Саратов, ул. Московская, д. 25, кв 46 заявление. Прошу принять меня в секцию плавания. 20 июня 2010г. (подпись) Лыков Д. С.

составные части заявления (реквизиты) Адресат. Заявитель. Наименование документа. Содержание заявления. Дата (слева). Подпись заявителя (справа). Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.) От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.) Заголовок (заявление.) Текст заявления. Что прилагается? Дата и подпись. Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).

Образец заявления. Директору ДЮСШ № 4 г. Саратова Зелёнкину А. Н. ученика 9 «А» класса Лыкова Д. С., проживающего по адресу: г. Саратов, ул. Московская, д. 25, кв 46 заявление. Прошу принять меня в секцию плавания. 20 июня 2010г. (подпись) Лыков Д. С.

Автобиография Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего. Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра. В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга. В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени. В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.   10.02.2002 г. А. Берестов

В тексте автобиографии указываются следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения (число, месяц, год); место рождения(село, город, район, область); образование(когда, где и какое учебное заведение окончил); • трудовая деятельность (место работы, должность, последующие перемещения, награждения); состав семьи (где и кем работают или учатся); • дата (слева); • подпись (справа).

Автобиография Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки. Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС. Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки. В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы. В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне. Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике. В данный момент учусь в десятом классе. 12 мая 2002 г. Подпись Степаненко А.

Автобиография Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки. Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС. Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки. В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы. В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне. Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике. В данный момент учусь в десятом классе. 12 мая 2002 г. Подпись Степаненко А.

Образец автобиографии Я, Кротов Кирилл Петрович, родился 12 августа 1993 года в г. Новоузенск Саратовской области в семье рабочего. В 2000 г. поступил в первый класс школы № 2 г. Ново- узенск. В настоящее время окончил 9 класс с похвальным листом. Мой отец, Кротов Пётр Ильич, 1963 года рождения, работает слесарем на заводе. Моя мать, Кротова Ольга Ивановна, 1970 года рождения, работает воспитательницей в детском саду. 10 июля 2009 г. (подпись) Кротов К.П.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.