Урок развития речи «Описание камня» (9 класс)
Урок развития речи (комбинированный)
9 класс (ОВЗ)
Подготовка к сочинению-описанию предмета
Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения по материалам упр. 21.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
учить описывать предмет;
формировать интерес к художественному описанию предмета;
обучать умению составлять собственный текст;
формировать умение выделять в предмете детали, части, из которых он состоит;
учить различению стилей при использовании соответствующих средств при описании предмета;
закрепить знания учащихся о стилях и типах речи русского языка;
формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
закрепить знания понятий: эпитет, сравнение, метафора, обращение;
закрепить знания при выполнении разборов №2,4;
расширение кругозора - знакомство с русской культурой;
формировать культуру каллиграфического письма.
Коррекционно - развивающие:
совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли, делать выводы;
совершенствовать умения выразительного чтения;
совершенствование артикуляционных умений;
совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;
развивать наглядное и образное мышление;
уточнять и обогащать словарный запас, активизировать речь;
обучать умению редактировать текст, находить речевые, орфографические и пунктуационные ошибки;
развитие образного мышления;
формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать самостоятельность;
воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Записи на доске: план урока (скороговорка, выразительное чтение стихотворения, работа с учебником по упр. 21 (анализ текста), повторение сведений о типах и стилях речи, зарядка для глаз, знакомство с историей русских народных украшений, анализ сказки Игоря Рыжова, проба пера (описание фотографии), вывод урока.
шаблоны предложений для ответа на уроке (Я думаю, что..., Я согласен, потому что ...., Я не согласен, потому что....., По-моему, ...., По моему мнению, ......., Я считаю так, потому что......, Мне кажется, что ....., Я думаю, что....., Так как, то.....)
Презентация урока.
Фотография А. Куприна.
Основная форма организации познавательной деятельности: фронтальная.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем разговор.
Здоровьесбережение (требования к положению тела за партой)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ
Разминка (скороговорка на экране) - победителю выставляется оценка «5» (слайд 1)
Разбор значений слов ЛАЛ, АЛ
АЛ ЛАЛ, БЕЛ АЛМАЗ, ЗЕЛЕН ИЗУМРУД
(лал — устаревшее собирательное название для драгоценных камней красного или алого цвета (рубина, граната)
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Пётр Людо́викович Дра́верт (1879 -1945)— русский и советский учёный-геолог, краевед, исследователь метеоритов, поэт и писатель.
Опал (отрывок)
Как дивно играет опал драгоценный! -
В нем солнечный блеск и отливы луны;
В нем чудится жизни поток переменный
И тихая прелесть ночной тишины...
Рождаясь под тяжестью горной породы,
Не видел он света лучистого дня.
Над ним проходили несчетные годы,
И рос он, не зная тепла и огня.
Проблемный вопрос
Какой теме будет посвящен наш урок? (ответы)
Запись темы урока в тетради.
3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ, СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Работа с учебником. Чтение текста. С. 16, упр. 21 (слайд 3)
Беседа:
Кто является автором текста? (слайд 4)
Дополнения учителя (слайд 5)
Информация о создании повести «Суламифь» Куприным. Данные отрывок взят из повести «Суламифь» Александра Куприна. Куприн трудился над повестью осенью 1907 года, он изучал Библию. В основу сюжета повести Куприна легло библейское предание о Суламифи. Суламифь - это возлюбленная царя Соломона (на слайде иллюстрация к картине Гюстава Моро, французского художника).
Анализ текста.
Беседа:
Кто такой Соломон?
Подготовленный ученик рассказывает о Соломоне (слайд 6). Великий царь. Как на самом деле выглядел этот человек, и каким был его характер, современные историки могут только догадываться. Соломона традиционно описывают, используя превосходные степени: самый красивый, самый могущественный, самый богатый. Соломон сумел угодить и Богу, и людям. Царь был справедливым правителем и судьёй, совершал добрые дела, понимал языки животных и птиц, обладал даром исцеления.
Дополнения учителя (слайд 7)
Одновременно лексическая работа.
Записать и назвать средства создания образов.
Соломон любил украшать Суламифь драгоценностями и рассказывать ей о природе разных камней. Камень анфракс (или карбункул - редкий драгоценный камень) - священный, красен как вечерняя заря, как цветок граната. Сапфиры - похожи на васильки, на осеннее небо, на море, холодные, чистые, они излечивают проказу. Камень Шамир(адамас - древнее название алмаза) - он крепче всех, он играет всеми цветами, но остается прозрачными, не боится злых духов. Смарагд - отводит черные мысли, лечит отравленных ядом, исцеляет слепых.
Красен как вечерняя заря - сравнение
Как цветок граната - сравнение
Похожи на васильки - сравнение
Холодный, священные, чистый - эпитеты
Играет всеми цветами - метафора
Беседа по упр. 21
Как относится автор к царю Соломону? Автор симпатизирует своему персонажу, рассказывая о нём с удовольствием.
Какие прилагательные Куприн использует при описании камня смара*гда? Выпишите эти слова. Любимый, зелен, чист, весел, нежен.
Назовите среди них краткие прилагательные? Зелен, чист, весел, нежен
Найдите в тексте сравнение? Выпишите. Как трава весенняя
Почему Куприн использует такое сравнение? (сравнение по цвету, изумруд зеленого цвета)
Найдите в тексте метафору? Светлеет сердце
Найдите обращение? Выпишите. Возлюбленная моя
ВЫВОД после беседы
Какие приемы использовал Куприн при описании камня?
Куприн использовал при описании камня обращения, эпитеты, сравнения, метафору, упоминал имя исторической личности.
ПОВТОРЕНИЕ. Типы и стили речи (Слайд 8)
Беседа:
Какой стиль речи использовал Куприн? (художественный)
Какой тип речи использовал Куприн? (описание)
ВЫВОД после беседы При художественном описании камней, ювелирных изделий лучше использовать художественный стиль речи, тип речи - описание.
Физминутка Я буду называть слова-синонимы, слова-антонимы и метафоры. Когда вы услышите синонимы, поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите антонимы, присядьте на корточки. Когда назову метафору - нужно ходить на месте.
Зеленый -изумрудный (синоним)
Белый -черный (антоним)
Веселый -задорный (синонимы)
Сапфиры лечат людей (метафора)
Смарагд отводи черные мысли (метафора)
Синий - васильковый (синоним)
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
Где могут использоваться драгоценные камни? (в изготовлении ювелирных украшений)
Какие ювелирные украшения вам известны? (ответы)
ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ.
Слово учителя. Трудно представить происхождение к-л предмета без его истории, и сейчас мы проведем небольшую экскурсию в прошлое. Ваши одноклассники мне в этом помогут.
Рассказывают подготовленные ученики (слайд 9-14)
1 ученик. Усе*ря*зи. Это височные кольца закрепляли над ушами (поэтому их еще именовали «заушницами»), вплетали в волосы или прилаживали к головному убору при помощи лент, ремешков или «косичек». Именно эти украшения считаются одной из характерных деталей традиционного древнерусского костюма.
Бусы. Зачастую на нить или конский волос были нанизаны крупные бусины одинакового или различного диаметра. Они являлись излюбленным украшением женщин и были в основном стеклянными.
2 ученик. Ожерелье получило свое название от слова «жерло», обозначающего шею. Оно имело форму лежачего или стоячего воротника, расшитого камнями или жемчугом. Простые люди не могли себе позволить роскоши, поэтому ожерелья мастерили из металла, бисера или бусин.
Колт— полое украшение, которое изготавливалось из металла. Оно имело форму звезды или круга, и было украшено серебром, чернью (художественная обработка металла, когда гравированный рисунок заполнялся черным матовым сплавом из серебра, меди и серы), мелкими украшениями в виде шариков. В полую часть колта помещался небольшой кусочек ткани, пропитанный благовониями, оберегавший хозяйку от дурных чар. Крепилось украшение по бокам головного убора, на уровне висков.
3 ученик. Крестьянские серьги. Носили не только женщины, но и представители сильного пола. Различие состояло в том, что мужчины, преимущественно воины, надевали серьгу только на одно ухо. Украшения играли роль талисманов и оберегов.
Перстни. Их носили мужчины и женщины всех сословий. Самые первые кольца были изготовлены из проволоки. Впоследствии их стали мастерить из сплавов различным металлов, украшая драгоценностями, стеклянными цветными вставками или орнаментом.
Дополнения учителя (слайд 15). Обере*ги были призваны защитить от многочисленных бед: сглаза, падежа скота, наводнения, огня, змей и множества других опасностей, которые подстерегали наших предков на каждом шагу.
Беседа:
Для чего использовались украшения в Древней Руси?
Что из названных украшений дошло до наших дней?
ВЫВОД после беседы. Ювелирные украшения использовались не только для красоты, но и для обере*га.
Проверка ПЕРСПЕКТИВНОЙ (индивидуальной) РАБОТА. Составить краткое описание драгоценного камня или ювелирного украшения.
Задание. Сравнить стили текстов из ученических сочинений
1 ученик - в худож стиле
2 ученик - в научном стиле
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ (слайд 16)
Работа учащихся в тетради.
План.
Что это за предмет (драгоценный камень, ювелирное украшение, почему именно этот предмет описывается).
Частные признаки. Размер (маленький, небольшой, миниатюрный...), цвет (красный, белый, серебряный, золотистый, блестящий, ......), детали (например, используется как оберег....), форма....
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Игоря Рыжова «О чем шептались камни».
Прослушать, выписать прилагательные, характеризующие частные признаки камней.
У доски 2 ученика
1- выписать прилагательные цвета (сиреневый, темно-коричневый, черный, сверкающие, красновато-черный, поседевший)
2- прилагательные формы, размера (круглый, гладкий, большой)
Игорь Рыжов «О чем шептались камни» (отрывок)
......От резкого движения цепочка разорвалась, и Аметист выскользнул на берег, .......
потерянный сиреневый Аметист так и остался лежать среди круглых и мокрых камешков......
ему стало страшно.
— О-о-о, да среди нас новенький! — закричал темно-коричневый красавец Креме*нь, камешек с острыми краями. Он очень гордился своей внешностью, ведь все остальные камни на берегу были круглые и гладкие.
— Да, действительно, - ......подхватил черный Базальт. — Не бойся, мы все твои друзья, а некоторые из нас даже родственники тебе.
Аметист не очень обрадовался такому приему, но плакать перестал и ответил неприветливо:
— Что-то я не вижу здесь родственников. Моя родня — драгоценные сверкающие камни. Они живут в черных бархатных коробочках, ...... украшают платье или прическу красавицы на королевском балу.....
— Ого! — воскликнул Базальт. — Вот это успех у наших братьев!
— Какие там братья, — возмутился Аметист. —......вы — сплошная серость! В ювелирный магазин вас..... не пустят!
Все замолчали. Тягостную паузу прервал красновато-черный камень, слегка поседевший от времени. Все очень уважали его за мудрость и большой опыт, называя дедушкой Гранитом......
— Украшать людей — это приятно, — сказал Гранит, — но кто-то должен и работать.
— А мы, драгоценные камни, по-вашему, не работаем? — запальчиво возразил Аметист. ......Алмаз, например, режет стекло, словно масло.
Аметист гордо сверкнул своими гранями и замолчал.
— Это все правда, — согласился седой Гранит. — Только у нас, обычных камешков, есть свои интересные свойства. Бывают камешки твердые и мягкие, светлые и темные, шершавые и гладкие, легкие и тяжелые. Внутри......камешков.....прячутся разные металлы........из руды, можно получить и железо, и медь, и алюминий. Подумай, что важнее: алюминиевая кастрюля каждый день или драгоценный камешек на один праздничный вечер?
— Да-а, — задумчиво протянул Аметист, — это я, получается, обидел вас?
— Ничего, — сказал Гранит, —......У нас.....характер твердый. Главное, что ты понял: камни разные нужны, камни всякие важны!
УЧАЩИЕСЯ проверяют записи на доске, попутно анализируется каллиграфия
Общее впечатление (чувства, переживания....... любимый, дорогой подарок, запоминающийся, оставляет яркие впечатления.....)
ПРИМЕРНОЕ СОЧИНЕНИЕ (слайд 17)
Мне нравятся аметисты. На свету они переливаются разнообразной палитрой цветов: от темно-фиолетового до сиреневого.
В исторических справках говорится, что этот камень оберегает человека от скверных желаний.
В Древней Греции считали, если женщина будет носить аметистовый перстень, то он оградит ее от развода с мужем. А в Древнем Риме такой минерал называли «благословенным камнем», верили, что он приносит удачу, покой и благо. Это было связано с тем, что в те времена аметист был одним из самых дорогих камней. Врачи его использовали при лечении болезней.
Аметист — это камень мира и гармонии.
4. ПРИМЕНЕНИЕ (формирование) УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА (работа в парах). Найти речевые ошибки, исправить их.
Текст для редактирования (распечатанный)
Мне всегда нравились камни.
Камни большие и маленькие, красивые и не очень, цветные и серые.
Камни приятно держать в руках, на них приятно просто смотреть.
Хорошо, что на свете есть не только живая природа, растения и животные, но и камни.
Исправленный вариант (слайд 18)
Мне всегда нравились камни. Большие и маленькие, красивые и не очень, цветные и серые.
Минералы приятно держать в руках, на них хочется просто смотреть.
Хорошо, что на свете есть не только живая природа, растения и животные, но и камни.
ПРОБА ПЕРА (слайд 19-22 фото по выбору). Сообщение об устном итоговом собеседовании.
ИГРА. Прием «Исключение» (шутливый).
Исключи лишние даты: 9 февраля, 9 марта, 16 мая (9 марта, 16 мая - это даты пересдачи устного собеседования)
Слово учителя. Предлагаю рассмотреть фотографию, познакомимся с синтаксическими конструкциями описания фотографии (их вы можете использовать при описании фотографии на устном итоговом собеседовании). Можно использовать фразы -шаблоны (тетради по рр/рл)
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
В объектив фотографа попали …
В центре снимка мы видим …
На заднем плане находится …
Вдалеке мы можем разглядеть …
Можно предположить, что …
Кажется, что …
Смотришь на фотографию и представляешь…
Фотография передаёт ощущение …
Фотографу удалось показать …
Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)
ОЦЕНКИ (с комментариями)
5. ИНФОРАМАЦИЯ о домашнем задании: упражнение № 22 (слайд 23)
РЕФЛЕКСИЯ (слайд 24)
Предложения на доске. Ответить на вопросы
Было ли трудно работать на уроке? Почему было трудно?
Что тебе больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке?
Если твой одноклассник не понял тему урока, сможешь ли ты объяснить ему тему урока?
Ты понял(а), как выполнять домашнее задание?
Презентация. Описание камняPPTX / 1.21 Мб
7