Урок русского языка «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»

3
0
Материал опубликован 2 April 2023

План-конспект урока

 

 

Преподаватель: Велисевич Елена Владимировна

Класс 8

Учебный предмет: русский язык

Тема раздела программы: Обращения, вводные слова и междометия.

Тема учебного занятия: Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать структуру сочинения-рассуждения, лексическое значение морально-этических понятий, уметь анализировать текст, определять его тему, идею, находить правильные аргументы, делать выводы; самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; оценивать устные письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

личностные: стремиться к творческой, речевой и мыслительной активности, понимать необходимость подготовки к ОГЭ, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, необходимых волевых качеств.

регулятивные: формулировать тему, цели; соотносить цели и результаты своей деятельности;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с другими участниками группы, уметь строить связное монологическое высказывание;

познавательные: уметь работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, преобразовывать ее, строить рассуждения, делать вывод.

Цель: формирование у школьников навыков написания сочинения – рассуждения, связанных с объяснением значения того или иного слова в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3) и умения аргументировать свою точку зрения примерами из изучаемых произведений художественной литературы.

Тип занятия: урок рефлексии (урок-практикум по развитию речи).

Технологии: элементы технологии критического мышления, личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения: частично-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, индивидуальное задание, парная и групповая работа.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой, верные и неверные утверждения, инсерт. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения в задании 9.3.

Материально-техническое обеспечение занятия: пакеты с рабочим материалом для работы в группах; критерии оценивания задания 9.3; тексты для написания сочинения-рассуждения.

Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык и литература

Продолжительность учебного занятия: 2 урока.

Место проведения: учебный кабинет

 

План урока:

 

1.Организационный момент.

2.Мотивационно – целевой этап.

3.Актуализация знаний.

4.Работа по теме урока: учимся писать сочинение-рассуждение, работаем по алгоритму, анализируем текст.

5.Рефлексия.

6.Подведение итогов урока. Самооценка работы на уроке.

7.Домашнее задание.

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок, как и всегда, пройдет в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества. Сегодняшний урок - это урок развития речи. Мы продолжаем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите позже. А сейчас небольшая разминка.

 

II. Разминка (приём «верные неверные утверждения»)

 

1. - В предложении «И Валька начал ломать голову над тем, какую работу может делать на пароходе слепой» используется такое средство выразительности, как фразеологизм (верно, фразеологизм «ломать голову»).

- В предложении "Ночь безудержно текла за окном» используется такое средство выразительности, как олицетворение (неверно, метафора).

2. - Словосочетание стихотворная строчка, построенное на основе согласования, можно заменить синонимичным словосочетанием со связью примыкание (неверно, можно заменить СС, построенным на основе управления - строчка стихотворения).

3. - Словосочетание увлеченно читал, построенное на основе примыкания, можно заменить синонимичным словосочетанием со связью управление (верно - читал с увлечением).

4. Предложение «Тебя можно слушать вечно, Пушкин!» - односоставное, безличное (верно).

5. В предложениях: «Катя говорит тише» и «Катя, говори тише. » одинаковые грамматические основы (неверно: первое предложение двусоставное, грамматическая основа - «Катя говорит»; второе предложение односоставное, определённо-личное. осложнено обращением, грамматическая основа - «говори» ).

 

III. Введение в тему. Актуализация имеющихся знаний. Формирование мотивации.

 

Беседа с классом:

-Что мы знаем о структуре ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

(изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение).

- А что мы уже умеем?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

(Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие рамки – определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная стройность).

- Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания?

(Начитанность).

- Почему? (Приведение аргументации)

- Ребята, есть ещё одно важное условие, которое необходимо при работе над этим заданием – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

- Расскажите, что вы знаете о задании 9.3 ОГЭ?

- Что предлагают вам КИМы при выполнении этого задания?

- Из каких подразделов оно состоит?

- Правильно. Итак, формат экзамена предлагает вам 3 темы сочинения на выбор:

1- лингвистическая тема;

2 - сочинение по фрагменту текста (аналитическая тема);

3 - сочинение на морально-этическую тему с привлечением аргументации из

прочитанного текста и жизненного опыта.

Учитель: Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение 9.3? Мы с вами помним, что написание сочинения невозможно без предварительной подготовки к нему. Мы с вами начали работу по созданию текста-рассуждения на основе алгоритма. Сегодня мы отрабатываем алгоритм написания, создавая черновой вариант сочинения.

 

IV. Работа над построением сочинения - рассуждения.

 

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.  

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

 

V. Определение темы сочинения-рассуждения

 

1. Чтение текста Л. Овчинниковой (приложение1) с использованием приёма «инсерт».

2. Определение темы и основной мысли текста.

- На какую из морально-этических тем можно написать сочинение, используя прочитанный текст? (мужество, сила духа)

Итак, подведём итог вышесказанному: мы будем писать сочинение-рассуждение на одну из тем открытого банка заданий ОГЭ «Сила духа».

 

Физпауза. Закройте глаза, расслабьтесь, проанализируйте прочитанное и вспомните всё, что мы знаем про написание сочинения-рассуждения. Осмыслите то, что вспомнили. (1 минута)

 

VI. Работа по теме урока (работа в группах).

 

1. Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила духа? На середине листа написано: «Что такое сила духа?»

Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.

Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате (прием «составление кластера»).

(Выступления учеников).

Примерные ответы 1-ой команды: «Сила духа – это сила воли, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение»

Примерные ответы 2-ой команды: «Сила духа – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля».

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества, силу духа? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

2. Фронтальная работа над тезисом сочинения и комментарием. Запись в тетрадь (сформулировать определение словосочетания «сила духа» и прокомментировать его, при необходимости учащиеся могут использовать шаблон для составления определения и комментария – приложение 2).

3. Беседа по выполнению домашнего задания.

- Что было задано на дом перечитать? (отрывок из поэмы «Василий Тёркин», глава «Переправа»)

- О чём повествует автор в отрывке? (индивидуальное задание: краткий пересказ содержания главы). Определение основной мысли главы.

- Возможно ли в качестве аргумента, привести пример из главы «Переправа»?

4. Работа в группах. Первая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста.

- Что будете делать в первую очередь?

Ответы учащихся:

- Выделять ключевые предложения, на которые будем опираться при написании аргумента.

Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?

Ученик:
1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о героическом поступке)
3. микровывод (последнее предложение аргумента).

(В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте Овчинниковой проявил силу духа? Каким образом они это сделали? При необходимости учащиеся могут использовать шаблон – приложение 3)

Вторая команда формулирует второй аргумент из жизненного опыта.

(в данном случае пример из художественной литературы. В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте Твардовского с помощью силы духа сумел добиться поставленной цели. Что это была за цель? Каким образом он её достиг? При необходимости учащиеся могут использовать шаблон – приложение 4)

4. Чтение композиционных частей сочинения. Формулирование вывода.

5. Написание чернового варианта сочинения-рассуждения на тему «Что такое сила духа?» Соотнесение получившегося сочинения с критериями оценивания (приложение 5).

 

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

 

- Чему мы учились сегодня? (Применению алгоритма в практике написания сочинения-рассуждения; повторили композиционные особенности текста-рассуждения, учились логично и образно излагать свои мысли, подбирали аргументы, как из прочитанного текста, так и из ранее изученного произведения А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», логично связывали их).

- Были ли у вас какие-нибудь трудности сегодня на уроке?

- Была ли эта работа полезна для вас? Поможет ли она вам при редактировании текста сочинения? Оцените свою работу на уроке, используя критерии (приложение 6)

- Подводя итог нашему разговору о силе духа, послушаем стихотворение.

Я часто говорю себе, когда все плохо,
И на пути встречаются преграды:
- Бывает ровной не всегда дорога,
На ней встречаются и камни, и ухабы.
Что я сумею пережить любые беды,
Я сильная, и слезы мне к лицу.

Мне не страшны превратности погоды,
Преодолеть на свете все смогу.

 

VIII. Домашнее задание.

 

Повторить материал, изученный на уроке, отредактировать сочинение, вспомнить, из каких еще изученных или прочитанных самостоятельно произведений художественной литературы можно привлечь аргументы.

- Спасибо за урок! (Отметки выставляются за итоговый текст сочинения)
 

Приложение 1.

   (1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.  (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.(8) На исходе первой блокадной зимы из разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

   (11) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!»  (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Так были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе.

 (20) Впереди было ещё почти два года блокады...

      (21) А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова.  (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

      (23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.  (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой.

(31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины».  (32) Моряки знали цену мужеству.

                                                                                                               (По Л.Овчинниковой)

Л. Овчинникова) - современная российская писательница.

 

Приложение 2.

СИЛА ДУХА – одно из главных ___________________, делающих человека

_____________ не физически, а ___________________. Сила духа

складывается из ______________________________, ___________________ ,

____________________,____________________ ,_______________________

веры в лучшее. __________________ заставляет _______________________

находить _________________ из ________________________ положения,

смотреть в будущее с _______________________, преодолевать невзгоды.

Слова для справок:

Качества, упорство, выход, сильный, оптимизм, морально, стойкость, человек, уверенность в себе, жизненные, несгибаемость, Сила духа, затруднительное, целеустремлённость.

Приложение 3

    Обратимся к тексту _____________________. Огромная _______________

____________ помогла __________________ этого текста во время войны

пережить ________________, ________________ дни ____________________.

Сколько ___________________ выпало на долю ___________и____________:

______________________, ___________________, ______________________!

Но девочки не пали ______________, они нашли в себе _______________ не

только _______________, но и вместе с другими ребятами _______________

творчеством во Дворце пионеров,____________________________ своими

выступлениями ______________, уходящих в _____________. И моряки видели

_______________________ ленинградских школьников, чувствовали в них

_______________________ надежду.


 


 

Слова для справок:

Нюра, сила духа , Л.Овчинникова, героини, жить, тяжёлые, блокада, несчастья, Рая, силы, заниматься, бойцы, силу духа, бой одухотворённый, голод, холод, страшные, , поддерживать, смерть матери, дух.

Приложение 4.

В поэме ______________________________________ главный ___________,

___________,____________ парень, ______________, __________________ и

________________________, подчас совершает невозможное. Он в одиночку

__________________________ в конце осени, чтобы______________________

____________________ от _______________________ группы, находящейся в

тылу ___________________. Даже в_____________________ минуты борьбы

со________________ его не покидает присутствие ______________,

___________________________.


 

Слова для справок:

«Василий Теркин», донести сообщение, жизнелюбие, смерть, герой, русский, балагур, река, веселый, десантный, фашисты, мастер на все руки, роковые, испытания, шутник, дух, А. Т. Твардовский, переплывает.

 

 

 

Приложение 5.

Критерии оценивания сочинения 9.3.

Критерии

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С 3 К 1

Толкование значения слова.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его

1

 

Экзаменуемый дал неверное определение,

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3 К2

Наличие примеров-аргументов.

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

или

экзаменуемый  привёл  два  примера-аргумента  из прочитанного текста

3

 

Экзаменуемый  привёл  один  пример-аргумент  из прочитанного текста

2

 

Экзаменуемый  привёл  пример(-ы)-аргумент(-ы)  из жизненного опыта

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3  К3

Смысловая  цельность,  речевая  связность  и

последовательность сочинения.

Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

 

Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью,  связностью  и  последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

 

 

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С 3 К 4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении

текста

0

С 3 К1-К4

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

9


 

Приложение 6.

Критерии самооценки:

1. Отвечал по просьбе учителя, ответил неправильно (0.25б.) _____________

2. Отвечал по просьбе учителя, ответил правильно (1б.) ________________

3. Отвечал по собственной инициативе, ответил неправильно(0,5б.) _______

4. Отвечал по собственной инициативе, ответил правильно (2б.)___________

5. Активно работал в группе (1-5б) __________________________

6. Выполнял индивидуальное задание (1-5б)__________________

7. Выступил с монологическим высказыванием (3-5б)_______________


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.