12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курбатова Надежда Витальевна120
Россия, Пермский край, Пермь
8

Разработка урока в 9 классе. «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на морально-этическую тему»


Презентация Подготовка к написанию сочинения–рассуждения
PPTX / 883.52 Кб

МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс»















Разработка урока в 9 классе.

«Подготовка к написанию сочинения – рассуждения

на морально-этическую тему»









Разработала

Учитель русского языка

Курбатова Н.В.



















г. Пермь, 2018

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. (Задание 15.3)

Тип: урок развития речи.

Цель: сформировать навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

образовательные: повторение знаний учащихся о типах речи, о композиции сочинения - рассуждения на морально-этическую тему, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов.

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста;

воспитательные: умение работать в группах, формирование нравственных качеств учащихся.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, технология креативного письма

Организационные формы: беседа, групповая работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, толковые словари, словарь антонимов, карточки с напечатанными текстами.

Ход урока

1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, наше занятие –продолжение цикла уроков по подготовке к сочинению ОГЭ на морально-этическую тему, то есть выполнение задания 15.3.Сегодня вы работаете в группах, результатом вашей работы будет продукт, созданный вашими общими усилиями, -текст на тему, которую мы сейчас вместе попытаемся сформулировать.

2.Формулирование темы сочинения

Обратите внимание на экран (слайды 1,2,3,4)

Вы узнали героев слайдов? Кто это? (1. А. Мересьев- военный лётчик. Лишившись обеих ног, пересилил отчаяние и боль, смог вернуться к полётам. 2.Ник Вуйчич. Родившийся без рук и ног, смог преодолеть сомнения и неуверенность, теперь известен всему миру. 3. Василий Тёркин-герой одноимённой поэмы А.Твардовского, простой парень, солдат, на его примере автор показывает силу духа всего русского народа. 4.Мцыри-герой поэмы М.Ю.Лермонтова, стойкий характер Мцыри помогает ему бороться с обстоятельствами). Что может объединять героев художественной литературы и наших современников? А какие черты характера? (Слайд 5)

Итак, тема нашего урока «Сила духа», запишите в тетради. Теперь посоветуйте одноклассникам, что они должны учесть при написании сочинения, с какими подводными камнями им придётся встретиться. (Композиция, логические переходы от 1 абзаца к другому, избегать повторов, не пересказывать исходный текст, проверить работу, воспользоваться орфографическим словарём, не забудьте про вывод)

Один ученик у доски записывает схему композиции сочинения

3.Работа по написанию вступления

Как можно дать определение слова? (слайд 6) Например, я дам такое определение: «сила духа»-это внутренний стержень, от того, насколько он прочен и дают характеристику человеку, наделяя его силой или слабостью.

Используя перечисленные способы, дайте определение понятия «сила духа». Перед вами словари толковый, синонимов, антонимов. Воспользуйтесь ими для написания вступления.

Читаем получившиеся вступления.1 группа

4.Работа над созданием аргументов

Что значит написать 1 аргумент? (Дать пояснение данного определения с опорой на исходный текст. Обращаем внимание на черты характера героев, проанализируйте их речь, поступки. Найдите ключевые слова, которые помогут вам составить аргумент). В тексте Л. Овчинниковой показана сила духа ленинградских школьников, они, пережившие блокаду, потерявшие родных, дают концерт воинам, которые отправляются в бой. Видевшие не раз героизм моряки не могут сдержать слёз, они поражены стойкости детей.

Создаём 1 аргумент (карточки с текстом), читаем, редактируем.2 группа

Как написать 2 аргумент? Что значит жизненный опыт? (Исторические факты, примеры из читательского опыта, результаты личных наблюдений)

Ребята, а только ли во время войны люди могут проявить смелость, героизм, силу духа?

Вспомним людей героических профессий: спасатели, полицейские, пожарные. Это могут быть обычные люди, живущие по соседству.

Создаём второй аргумент, читаем, редактируем.3 группа

5.Работа над созданием вывода

Для чего нам нужно написать вывод?

(1.Композиционно завершить текст, 2. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам)

Пишем вывод.

Читаем получившиеся работы.4 группа

6.Подведение итогов уроков , рефлексия(слайд 7)

7.Домашнее задание. Редактировать, проверить, написать работу в тетради


Приложение

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.

(По Л.Е. Улицкой)*

Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.


(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству. (По Л. Овчинниковой)*

* Л. Овчинникова – современная российская писательница.

Опубликовано


Комментарии (1)

Кузнецова Галина Ивановна, 27.12.20 в 06:11 0Ответить Пожаловаться
Хорошая разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.