Урок развития речи. Сочинение - описание «Осень в парке»
Урок развития речи в 4 классе.
Сочинение-описание «Осень в парке»
Цель: формирование умений писать сочинение по картине
Задачи:
совершенствовать умение создавать текст-описание;
отбирать нужные для описания слова;
формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.
Планируемые УУД.
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, трудолюбия, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку.
Метапредметные: формирование регулятивных универсальных учебных действий: умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку и самооценку результативности; развитие самостоятельности, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умения построения монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопрос .
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Предметные: умение правильно писать и подбирать проверочные слова, различать зависимые и второстепенные члены предложения, умение работать с текстом, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Ход урока.
Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Е. Благинина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
А.С.Пушкин
I. Орг. Момент
II. Актуализация опорных знаний.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Золотая осень» (презентация «Осень»).
-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
-Хочется грустить или радоваться? Почему?
У многих художников и поэтов осень – самое любимое время года.
- Вот как пишут об осени поэты. (Чтение отрывков из стихотворений)
-Какие чувства вызывает у вас приход осени?
-Какие изменения мы видим в природе, а что мы слышим? (ответы детей)
- С помощью чего художники передают красоту природы осенью? (разнообразием «теплых» красок)
- С помощью чего воспевают красоту осени музыканты? (С помощью нот. В их композициях слышится грусть, тоска)
- А как мы с вами можем описать красоту осенней природы?
- Сегодня на уроке вы должны будете составить тексты об осени и написать сочинения.
III. Работа с текстами
-Давайте вспомним, какие типы текстов вы знаете?
- Повествование, рассуждение, описание.
- Почему они так названы?
- Какими красками можно изобразить осень? (Жёлтыми, красными, оранжевыми)
-С чем можно сравнить краски осени? (с золотом).
- С чем можно сравнить листопад)
– Посмотрите на доску. На ней три заголовка к текстам. Какой из них лучше подойдет к тексту-повествованию? Осень в парке. Красавица осень. Золотая осень.
– Вы не просто будете составлять текст, а напишете сочинение. Поэтому нужно наметить план вашей будущей работы.
- О чем будем говорить во вступлении? В заключении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
Дети составляют план сочинений и рассказывают, о чем пойдет речь в каждой части.
Вступление (пришла, наступила, после знойного лета, золотая)
Основная часть
А) О погоде (стоит) . (Стоит тёпля осенняя погода.)
О солнце (ласковое, нежно, немного греет, чувствуется прохлада) (Ласковое солнце нежно посылает свои лучи на землю. Или Осеннее солнце немного греет, но чувствуется уже прохлада)
О небе , воздухе (голубое, пушистые, прозрачный, чистый, плывут) (По голубому небу плывут пушистые облака. Воздух прозрачный и чистый.)
Б) О деревьях. (уже, надели, в парке) В парке деревья уже надели свой осенний наряд)
Об осине (красавица, царица, королева, превращается, листья, жёлтые, пурпурные, малиновые) (В королеву осенью превратилась осина. Листья у осины пурпурные, жёлтые, малиновые)
О рябине ( стоит, надела, красные бусы) (Стоит рябина вся в красных бусах. На рябине красные бусы. Надела рябина красные бусы)
О клёне (словно, золотые звёзды). (Словно генерал, стоит клён весь в золотых звёздах).
О берёзе (нарядила осень, сарафан, жёлтый)
О ветре. ( налетит, проказник, озорник, шалун, сорвёт, польётся, золотой дождь, закружит, вихрь, в воздухе),(Налетит проказник ветерок и польётся на землю золотой дождь. Налетит озорной ветерок и закружит в воздухе вихрь из разноцветных листочков) )
Мое отношение к осени. (нравится, люблю, потому что, Я люблю осенний парк, потому что
III. Работа над новым материалом.
- Закройте глаза, представьте себе осень. С каким цветом она у вас ассоциируется? Почему?
- Выберите из своей «осенней копилки» слова и выражения, которые кажутся вам наиболее яркими, выражают ваше отношение к этому времени года.
Предметы | Прилагательные | Глаголы |
погода | тёплая, прохладная, холодная осенняя | стоит |
солнце | ласковое, осеннее, | немного греет нежно посылает светит, но не греет. |
воздух туман | | чувствуется прохлада стелется |
небо облака | голубое, лёгкие, пушистые, белые, прозрачное серое свинцовые затяжные, моросящие | плывут парят повисли, идут, льют |
деревья | осенний наряд,
| надели сбросили лежит, шуршит |
лес | осенний | тихо слышится, шум дождя слышится хруст |
осина Красавица, царица, королева | жёлтые, пурпурные, малиновые | превращается |
рябина | красные бусы | стоит, надела |
клён словно генерал | золотые звёзды | стоит |
берёза | сарафан, жёлтый | нарядила осень |
ветер проказник, озорник, шалун | золотой дождь из разноцветных листочков | налетит, закружит, сорвёт, польётся |
V. Самостоятельная работа.
VI. Проверка работ
VII. Рефлексия
- Дополните предложения:
«Сегодня на уроке мне понравилось..»
«Сегодня на уроке мне было трудно..»