Урок развития речи во 2 классе «Сочинение-описание зимней природы»

13
8
Материал опубликован 22 January 2019 в группе

Инклюзивный урок развития речи

Соответствует требованиям ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор

Черепанцева Людмила Юрьевна

Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г.Северодвинск, Архангельская обл.,

учитель

Предмет

Русский язык, литературное чтение

Класс

2 класс

Название материала

Интегрированный урок «Сочинение-описание зимней природы»

Вид ресурса

Инклюзивный урок развития речи

Цель авторского материала

Создание условий для формирования у обучающихся в инклюзивном классе устойчивых навыков создания и анализа текста в образовательной области «Русский язык», «Литературное чтение»

Справка

В общеобразовательном классе обучается ребёнок с заболеванием «элективный мутизм».

Элективный мутизм у детей – сравнительно редкое и малоизученное заболевание, «проявляющееся неспособностью говорить в определенных и обычно предсказуемых ситуациях» (Жмуров В.А. Элективный мутизм.// Большая энциклопедия по психиатрии. – 2-е изд., 2012 г.).

Педагогические наблюдения

Обучение  ребенка с проблемами в развитии, безусловно, дело трудное и ответственное, требующее  особого подхода к образовательному процессу. Первый шаг - установление эмоционального контакта с ребенком. Заставлять молчащего говорить бессмысленно. Для социального взаимодействия необходимо использовать мимику, пантомимику. Мы договорились об условных знаках, сопровождающих наше общение. Стоит обратить внимание и на детей в классе, ведь они так же являются участниками процесса. Дети учатся принимать друг друга и понимать индивидуальные особенности.

Не стоит часто просить такого ученика отвечать у доски или даже с места - лучше предложить ему безречевые методы общения с учителем (карточки, рисунки, схемы или жесты). Необходимо суметь создать ситуации, в которых ученик будет наиболее успешен. При этом надо обратить внимание других детей на его успехи. Такому ребенку нужно все время показывать, что он не хуже, а в чем-то даже лучше других.

Поиски методов и форм работы определялись с учетом психофизических особенностей ребенка, его возможностей. Свою цель я видела в том, чтобы выбранные методы и формы были направлены на компенсацию имеющихся  у него нарушений развития и выработку социально адаптивных компетенций.

Стоит заметить, что элективный мутизм не связан напрямую с развитием интеллекта и встречается у самых разных детей. Хотя иногда такие дети – перфекционисты (опасаются что-то сделать или сказать неправильно), но в основном им требуется все то же, что и обычным детям.

Дети с особенностями развития – это неоднородная группа, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели инклюзии. Я благодарна судьбе, что такой ребёнок появился в моём классе, потому что поиск возможных путей его обучения и развития привёл меня к изучению и дальнейшему использованию новых педагогических технологий, а также к поиску новых, нестандартных методов и приёмов.

Учитывая диагноз, я сознательно выбрала урок развития речи.

Цель урока

Создать условия для создания сочинения-миниатюры на тему «Зимний пейзаж».

Задачи

Обучение анализу текстов, выделению в них речевых и синтаксических средств выразительности и самостоятельному созданию текста-описания.

Освоение обучающимися сведений об особенностях создания текста-описания.

Сосредоточение внимания обучающихся на возможности выражения чувств в устной и письменной речи с помощью выразительных средств языка.

Привитие  эстетического вкуса, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе. 

Оборудование

Раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М. – «Просвещение», 2013г., индивидуальный код, личные словарики эпитетов, репродукции картин (Горбатов К. И. «Зима. Оттепель», Куинджи А. И. «Зима», Шишкин И. И. «Зима», Юон К. Ф. «Волшебница-зима. Лигачево. Московская губерния»).

Тип урока

Интегрированный / урок развития речи/. 

Продолжительность

1-2 урока

Ход урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Общеобразовательный класс

Обучающийся с ОВЗ

1. Организационный этап

Организация среды обучения, позитивный настрой учителя и обучающихся.

2. Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности

Приём «Со-принятие»

Вы заметили, ребята, что у меня сегодня радостное настроение? Как вы думаете, почему?

Платон (имя изменено), если ты согласен с одноклассниками, кивни.

Да, многие ваши предположения верны.

Я думаю, вы тоже заметили, какой сегодня восхитительный зимний день, так и хочется оставить в памяти эту чудесную картину природы, поделиться своим настроением с другими. Что же сделать?

Вы знаете, что не всегда можно воспользоваться устной речью, не всегда есть краски или карандаши, а тем более фотоаппарат… На каком из ваших предложений остановимся?

Итак, чему мы сегодня попробуем научиться?

Высказывают предположения (все готовы к уроку, в предыдущих работах было много хороших результатов, какой-либо личный праздник, на улице хорошая погода и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

Предложения: рассказать, зарисовать, записать, сфотографировать.

 

 

Попробовать записать.

Описанию зимнего дня, природы.

Прислушивается к ответам. Мимикой и движением показывает своё отношение к высказываниям.

3. Актуализация знаний

На основе каких единиц речи строится рассказ?

С помощью личных кодов определите, какая из записей является предложением?

(Личные коды созданы в программе «Plikers» - см. Приложение)

A Улыбка солнышка

B Берёзки, снежок, морозец.

C Кружатся в танце снежинки.

D радость и восхищение

Устно докажите свой выбор.

К сожалению, некоторые из вас ошиблись.

Платон, докажи графически, что выбранный тобой вариант – предложение.
Приём «вторая попытка» для обучающихся, ответ которых был ошибочен.

Итак, как правильно оформить свою мысль?

Рассказ строится из предложений.

Обучающиеся доказывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся, ответ которых был ошибочен, ещё раз формулируют правила оформления мысли в предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон выделяет грамматическую основу предложения.

4. Систематизация знаний и умений

Приём «Треугольник»

Вспомним, из каких частей состоит текст.

Наш волшебный треугольник поможет нам оформить  мысли.

(Более подробно в моей публикации «Приём «Треугольник» + приложение)

Итак, с чего начинается путешествие в мир рассказ?

Предложите варианты названия и выберите из предложенных наиболее близкий вам.

Какими репродукциями картин известных художников вы бы проиллюстрировали свой рассказ?

Закройте глазки, представьте свою зимнюю картину, настройтесь.

 

Вступление, основная часть, вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С названия.

 

(«Зимний день», «Зимнее настроение», «Волшебница зима» и т.д.)

 
 

Выбор картин и его объяснение.

 

Физминутка для глаз.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Начнём наш нелёгкий, но интересный путь – путь рождения рассказа.

Первый треугольник нам поможет. Какое ключевое слово вы бы записали?

Вспомним, с помощью каких средств поэты и писатели помогали нам увидеть красоту природы?

У вас есть словарики эпитетов (см. дополнительный файл), выберите нужное вам слово, выпишите тот эпитет, который наиболее точно подходит к ключевому слову, поделитесь вашей находкой с партнёрами (шёпотом).

 

 

 

Зима, зимушка…

 

 

Эпитеты и олицетворения.

Обучающиеся работают со словарём, шёпотом делятся своим вариантом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон показывает в словаре партнёру свой вариант.

А сейчас совершим «зимнюю прогулку»

Тематическая физминутка.

Всё, что мы «увидели» вокруг, постараемся описать в основной части.

Какие ключевые слова нам помогут?

Запишите их на треугольничках и из словарика эпитетов подберите к ним самые интересные имена прилагательные.

«Бригадный метод» проверки

(Более подробно в книге «Большая дидактика и 1000 мелочей» М.Я.Адамского и Е.В.Яновицкой).

Вспомним словарные слова, может, и они нам помогут в дальнейшем составить наш рассказ.

Каких «помощников» вы звали?(Слова-ассоциации, рисунки-ассоциации).

 

 

Когда мы восхищаемся красотой природы, что невольно вспоминается?

(p.s. Обучающиеся еженедельно по выходным к понедельнику учат какое-либо стихотворение необязательно программное – такова традиция. Родители Платона высылают видеозапись).

Обратимся к строчкам великих поэтов. Вспомните или прочитайте из учебника «Литературного чтения» стихи Ф.И.Тютчева, К.Бальмонта, С.Есенина. Выпишите на соответствующие поля треугольников 1-2 олицетворения или понравившихся слова. По желанию тихо можете поделиться находками с одноклассниками.

 

Я вижу, что кто-то из вас жизнерадостен, кто-то задумчив. Как же мы закончим свой будущий рассказ?

Запишите ключевое слово.

Из словарика подберите эпитет к вашему настроению.

Вы – молодцы, перед вами обозначилась «тропинка» в мир зимней природы. А как называется изображение природы в творчестве?

Я хотела бы, чтобы это слово звучало в конце вашего сочинения. Запишите его в последний треугольник.

Снег, снежинка, лес, деревья, природа…

 

 

 

1-е – 4-е номера пишут свои варианты на доске, 5-е (наиболее сильные) – корректируют.

Данная работа ведётся постоянно на основе применения мнемотехнических приёмов (см. Приложение).

Обучающиеся записывают в словарные тетрадки под диктовку учителя: Здравствуй, рисунок, берёза, дорога, мороз, январь, метель, улица, картина, метель.

Взаимопроверка, после которой подаётся условный знак учителю. Всё правильно: руки подняты в кулачках, 1 ошибка – 1 пальчик, 2 ошибки – 2 пальчика. Корректировка с использованием мнемотехнических приёмов.

Поэтические строки.

 

 

На этом этапе детям разрешено свободно передвигаться по классу, не мешая работе других, и жестами показывать свои находки.

В эти моменты звучит тихая классическая музыка.

Расскажем, напишем о своём настроении.

Настроение

 

 

 

Пейзаж.

 

6. Информация о домашнем задании

Рассмотрите поля своих «волшебных» треугольников, что осталось сделать, чтобы чудо создания рассказа произошло? Платон, ты согласен?

Я надеюсь, что завтра вы удивите меня не только вашим рассказом, но и его оформлением. Не забудьте проверить ваш текст вместе с паучком. (см. Приложение)

С нетерпением буду ждать встречи с вами. Помните: как всегда ваши работы по вашему желанию будут опубликованы в группе класса. Желаю удачи.

Оформить слова в предложения.

Платон кивает.

Приложение

1. Личные коды

Результаты сразу видны на планшете учителя.

2. Мнемотехнический словарик (у каждого свои варианты ассоциаций)

3. Приём «Треугольник»

4. Паучок

6. Публикация работ в закрытой группе класса


Словарь эпитетов
DOC / 337.5 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный инклюзивный урок!!! Используются интересные нестандартные методические находки, все продуманно до мелочей. Людмила Юрьевна, спасибо!!!

22 January 2019

Спасибо, Светлана Анатольевна. Правда с редактированием какие-то проблемы. Немного не так работа отражается. 3-й раз редактирую - никак в божеский вид привести не могу...

22 January 2019

Так бывает, Людмила Николаевна. У меня тоже с таблицами никак, в ноутбуке все отлично, а как опубликую, никакого вида, текст сдвигается.

22 January 2019

Замечательно!!! От такой хорошей подготовки, отличный результат!

22 January 2019

Спасибо за комментарий. Да, результат был хорош. Треугольнички сохраняем для дальнейшей работы.

22 January 2019

Очень понравился урок.Спасибо!

23 January 2019

Людмила Юрьевна, поздравляю с Победой в конкурсе!!! Ура!!!

22 February 2019

Людмила Юрьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе! Отличная методическая разработка урока! )

22 February 2019