12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Приходько Наталья Владимировна2507
Россия, Ростовская обл., Волгодонск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
11

Урок развития речи в 8,9 классе по теме "Понятие «Всепрощение», подготовка к сочинению-рассуждению".

Цели:
1) помочь учащимся осознать основные религиозные понятия, лежащие в основе общественной морали: «Божественное милосердие», «дар Божий»; «грех».
2) учить гуманности, человеколюбию, доброте; показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.
3) способствовать формированию умений логически мыслить, улавливать причинно-следственные связи, формулировать свою мысль;
5) научить владеть групповыми и индивидуальными видами деятельности (вступать в диалог, отстаивать свое мнение, рассчитывать затраты времени и усилий), видеть их плюсы и минусы.
Оснащение: раздаточный материал, проектор, фотоматериалы.

Ход занятия.

1.Организационный момент
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит большая и сложная работа.Тема «Всепрощение».
Учитель: В чем, на ваш взгляд, важность постановки данной темы?
ответы учащихся: бездуховность современного общества, озлобленность, разобщенность людей, морально-этические темы в ОГЭ 9.2, 9.3.
Учитель: В чем сложность анализа значения данного понятия?
ответы учащихся: связь с религиозными заповедями, слабая осведомленность в вопросах религии, подмена понятий в современном мире, ложные ценности, разобщенность в семьях, неспособность передать истинные ценности подрастающему поколению.

2.Актуализация знаний
Учитель: Ребята, сейчас нам предстоит работа в группах.
Словарная работа
Учитель: Давайте подберем синонимы к слову « групповой».
ответы учащихся: командный, совместный, коллективный, общий, коллегиальный, совокупный и т.д
Работа в группах. Работа со словарями.
3- 4 группы по 4 - 5 учащихся, обсуждение, работа со словарями
Учитель: Ребята, работа в группе позволит добиться больших результатов. Вы разделены на команды. Вам предстоит вместе выполнить задание:
Задание: (на доске) дать толкование одному понятию:
1 группа - обида
2 группа - прощение
3 группа - справедливость
4 группа - милосердие
5 группа- освобождение
1) объяснить через подбор синонимов,
2) объяснить через подбор однокоренных слов
3) объяснить через словообразование


Представление результатов работы (2-3 мин)

3.Первичное усвоение новых знаний. Развитие речи.
Учитель: Теперь, ребята, ваша работа будет индивидуальной.
Задание: (на доске)
1) Письменно дать толкование понятия «Всепрощение» (минимум 2 значения)
2) Сверьте ваши ответы с записью на доске
Учитель: Ребята, помните, что данное понятие подразумевает точку зрения христианского учения. Но есть разные верования и религиозные учения, поэтому не все ответы могут совпасть с данным на доске.
«Всепрощение»
1) форма проявления Божественного милосердия, ниспосылаемого в мир;
2) дар Божий; освобождение человека от власти греха, оправдание его перед судом Божественной Правды.
3) высшая степень милосердия, проявляемого человеком в отношении недоброжелателей, обидчиков.
Всепрощение как качество личности – способность безоговорочно прощать своё будущее, свою судьбу, всех людей, обидевших нас словом, делом или причинившим зло.
 /информация портала «Азбука веры»/
Каждый учащийся пытается самостоятельно дать толкование слову письменно.
Несколько человек озвучивают ответы.
Затем сверяют свои ответы с записью на доске.

Учитель: Ребята, какой из видов работы был более продуктивным: коллективный, командный или индивидуальный?
Ответ аргументируйте.
Ответы учащихся:
Командная работа:
1. появление новых замыслов, новые пути решения проблем,
2. распределение ответственности за результат на всех участников, поэтому большая степень уверенности, решительности, терпимости, открытости и т.д.
3. сотрудничество, каждый чувствует важность его мнения.
4.экономия времени.
Индивидуальная работа:
1.Участник не зависит от других, сам распределяет время и объем работы,
2.Участник более глубоко прорабатывает проблему, вопрос.
(если учащиеся затрудняются, на ответы наталкивает педагог. ВАЖНО! Сделать выводы о командном духе в группе)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Большинство плюсов было у командной работы, поэтому сейчас мы «командно» разомнемся. Закройте глаза и расслабьтесь.
Закрывают глаза.
Учитель: Представьте, что мы на стадионе: вокруг шум, вспышки объективов фотокамер, трибуны полны зрителей и болельщиков. Теперь выключим звук у телевизора.
На поле выходит первая команда (1 ряд), выполняем движения за капитаном команды. Остальные ряды наши болельщики.
Встает первый ряд, ребята выполняют движение за капитаном. Остальные ряды поднимают руки, хлопают, подражают болельщикам на стадионе, делают немые движения губами.
Учитель: На поле выходит вторая команда (2 ряд), выполняем движения за капитаном команды. Остальные ряды наши болельщики.
Первый ряд садится, встает второй ряд, выполняют то же, затем третий.
Учитель: На поле выходит третья команда (3 ряд), выполняем движения за капитаном команды. Теперь первый и второй ряд наши болельщики.

4.Первичная проверка понимания
4.1. Учитель: Теперь, когда мы немного расслабились и размялись, вернемся к работе с нашим понятием «ВСЕПРОЩЕНИЕ».
Задание: выбрать из слов на доске синонимы слова:
беззлобность,
озлобленность,
кроткость,
кротость,
незлобие,
непротивление,
злопамятство,
непротивленчество,
мстительность.

4.2 . Задание: выбрать антонимы слова.
Самостоятельно выписывают в столбики синонимы и антонимы, затем зачитывают.
4.3. Учитель: А теперь, ребята, сосредоточьте все свое внимание. Ваши товарищи читают не просто текст, а выдержки из книги, которая является источником всей древнерусской литературы и считается священной для многих народов мира. Вы должны слушать не только ушами, но и сердцем, чтобы не пропустить ни звука.
(если среди учащихся есть ребята из семей других вероисповеданий, необходимо сослаться на то, что Библия - древнейший авторитетный текст)
На доске изображение библии, Иисуса Христа с учениками.
Выступают подготовленные учащиеся, зачитывают выдержки из «Евангелие», текст перед учащимися.
1 учащийся: /Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз но до седмижды семидесяти раз./
2 учащийся: / Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. /
3 учащийся: / Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
//Информация сайта «Толкование священного писания»/
Учитель: Письменно сформулируйте суть понятия «Всепрощение», прокомментируйте свой тезис, аргументируйте приведенными цитатами.
Ответ дайте по образцу (образец перед учащимися):
«На мой взгляд, суть понятия «Всепрощения» заключается в том, что…
Подтвердим мое утверждение цитатой из текста….
Из этого сделаем вывод, что..»
Ученики составляют короткие высказывания по структуре Тезис +аргумент +вывод, 3 работы зачитываем, затем учащиеся меняются тетрадями и оценивают полноту ответа
Учитель:Ребята, помните, что оценивается только полнота раскрытия мысли и структура созданного учеником текста. Сами утверждения комментировать не стоит, ведь каждый имеет право на собственную точку зрения.

5.Первичное закрепление. Работа с текстом на раздаточном материале
Учитель: Ребята, поработаем с текстом книги «Благая Весть». Помните, что наша задача выяснить, что такое «всепрощение». Поэтому нам нужно находить и подчеркивать самое важное в каждом предложении, ключевые слова, ведущие к раскрытию темы текста. Детали, подробности, описания мы должны опускать.
Всепрощение предельно полезно и жизненно необходимо для личного спасения самого верующего. Только таким образом он может полностью нейтрализовать и исправить свои собственные грехи, совершенные по отношению к людям. Полностью прощая грехи покаявшегося человека, Творец ставит нам одно совершенно справедливое и необходимое условие. Он требует от верующего прекратить творить зло по отношению к людям. В исполнении данного требования заключается начало всепрощения. Однако для человечества недостаточно пассивного неделания зла. Важно прощать своих врагов во всех случаях без исключения. Даже если человек прав и невиновен, дополнять и заканчивать прощение бескорыстными добрыми делами./Текст взят с сайта "Православие"/
Учитель: Теперь, ребята, составьте одной предложение из двух, оставляя только ключевые слова.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом, готовят письменный краткий пересказ. Сдают на проверку.

6.Информация о домашнем задании.
Учитель: Дома вы познакомитесь с произведением автора Владимира Крупина – известного русского православного прозаика, родившегося в 1941 года. В последние годы в творчестве писателя часто встает тема «Православия», надежда на то, что оно спасет страну./Источник: сайт «Православие.ru»/
Домашнее задание: прочитать рассказ Владимира Крупина «Зимние ступени», объяснить основную мысль рассказа, как автор понимает «всепрощение».
Учащиеся записывают задание

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Задание для детей по парам, сложность зависит от уровня подготовленности: предложение, словосочетание со словом «Всепрощение», словосочетание со словом «прощать»
Высокий: составить предложение со словом «Всепрощение» (2-3)
Средний: составить словосочетания со словом «Всепрощение» (3-5)
Низкий: составить словосочетания со словом «Прощать» (3)

Учитель: Я надеюсь, мы сегодня на уроке многое осознали. Библейские заповеди должны лежать в основе общественной морали любого общества, и тогда его будущее будет безоблачным. Желаю вам добра, мира и успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Юлия Васильевна Воробьева, 24.08.20 в 22:43 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Добавлю в избранное)
Приходько Наталья Владимировна, 12.09.20 в 15:52 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, очень рада, что разработка будет полезной.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.