Урок развития речи во втором классе «Путь к слову. Дружба»
Иванова Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов,
Санкт-Петербург
Урок развития речи во втором классе
Путь к слову: слово-чувство-образ
Дружба
(по методике В.А.Синицына «Путь к слову»)
Задачи:
- «разговорить» ученика, взволновать словом;
- вызвать на разговор;
- обогатить словарный запас;
- дать понятие о дружбе как одном из подарков человеческого общения;
- расширить представление о слове с позиции формально-грамматической и с позиции нравственной;
- развивать детское речевое творчество
1. Вводная беседа: настроение-чувство-речь
А) - Поговорим? О чём?
О разном и прочем.
О том, что хорошо и что - не очень…
Чего-то знаешь ты,
А что-то мне известно…
Ну что, поговорим?
Поговорим, чтоб было интересно… (В.А.Синицын)
Б) - Наш разговор… Из чего он будет строиться?
(Из слов)
- Слова – удивительные создания. Заставляют радоваться или грустить, удивляться, обижаться, смеяться… У каждого из них – свой характер, свой нрав: одни – добрые, светлые, воодушевляющие, другие – злые, тёмные, обидные.
- Как мы отличаем добрые слова от злых?
(По значению слов)
- Договоримся обозначать добрые слова знаком «Плюс», а злые – знаком «Минус».
СЛАЙД
- В какую группу вы отправили бы слово «доброта»? А слово «ссора»?
- А куда отправите слово «боль»? А слово «улыбка»?
- СРАВНЕНИЕ… А с чем можно сравнить СЛОВО?
(Одежда для мысли, друг, враг, рукопожатие, укус и т.д.)
- Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово,
И легче на сердце тебе.
В) – Мы начали разговор.
- А какие вопросы задают люди в начале дружеского разговора?
- Как дела? Как настроение?
- НАСТРОЕНИЕ. Что можно сделать с настроением?
(Почувствовать, ощутить, поделиться)
- Настроение – внутреннее состояние души, духа.
- А какой характер у слова «настроение»?
(Непонятный, изменчивый, потому что настроение может меняться)
- Слово «настроение» можно сравнить с хамелеоном. Назовём слово «настроение» словом-«хамелеоном», которое меняется в зависимости от обстановки, ситуации.
СЛАЙД: рисунок «Хамелеон»
- Почему так важно учитывать настроение своего собеседника?
- Выразите оттенок своего настроения в данную минуту…
- Сделать это надо с помощью самой ранней формы языка. Рисуем настроение жестами.
- А теперь словами…
СЛАЙД: бодрое, радостное, рабочее, шутливое, приподнятое, светлое, уютное, деловое, звонкое, напряжённое
Г) - А вы хотите узнать моё настроение?
/Учитель достаёт и заводит музыкальную шкатулку. Звучит музыка.
- Какое настроение?
(Музыкальное, творческое, напряжённое, романтичное, мелодичное…)
Д) – В этой шкатулке хранился чай, ароматный, вкусный. Хорошо было его заварить и попить с родными или с друзьями, беседуя о чём-нибудь интересном.
- Предлагаю сохранить в опустевшей шкатулке хорошие слова, слова со знаком «+». Придумайте такое слово, произнесите и «положите» в шкатулку.
2. Целеполагание
А) - У чая есть вкус и аромат. И характер.
- Какой бывает чай?
СЛАЙД: крепкий, горький, чёрный, цветочный, сладкий, с мятой, с вареньем, с молоком
- Предлагаю почувствовать вкус и характер слова, которое зашифровано с помощью ребуса.
СЛАЙД
(Дружба)
- Поднимите руки, кто считает это слово важным для себя.
- Послушайте песенку о дружбе на стихи М.Пляцковского, подпевайте.
«Дружба крепкая
Не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит
«настоящий верный друг».
Б) - Ставим Задачу урока: пройти путь к слову ДРУЖБА
3. Основная часть: путь к слову
1. - Правильно произношу слово.
- Определяю количество и качество звуков и букв.
- Фиксируем звуки с помощью транскрипционной записи, выполняем буквенную запись на доске и в тетрадях:
´
(ДРУЖБА)- 6 зв.
ДРУЖБА – 6 б.
- Какая наука изучает звуки речи?
(Фонетика)
- Какая наука изучает буквы, их написание?
(Графика)
2. Проникаю в тайну, смысл слова.
- Как вы думаете, что означает слово ДРУЖБА?
- Заглянем в толковый словарь, чтобы расшифровать лексическое значение.
ДРУЖБА – бескорыстные взаимоотношения между людьми.
- Наука, раскрывающая лексический смысл слов – лексикология.
3. Узнаю историю происхождения.
- Слово ДРУЖБА общеславянского происхождения, но близкие к нему встречаются и у германских, и у балтийских народов.
СЛАЙД
Древнейшее значение – это «боевое, ратное товарищество», «соратничество».
(Помните, что ратью называли в старину войско?)
Сравните: дружина князя – древнерусское воинство княжеское.
4. Выделяю корень слова ДРУЖБА, ищу родственные слова.
- Записываем на доске и в тетради:
Дружба
Друг
Дружить (чередование в корне: -друг-/-друж-)
Дружина
Дружно
Подруга
Дружелюбный
Дружественный
Подружиться
5. Размышляю о характере слова.
(Доброе, светлое, сердечное, надёжное)
6. Подбираю рифму к слову.
7. Друзья и дружба в пословицах.
- На листах представлены части пословиц о дружбе.
- Поработайте в паре и составьте пословицы из частей.
СЛАЙД
Нет друга – ищи, | Что дерево без корней. |
Не имей сто рублей, | И все за одного. |
Человек без друзей, | А нашёл – береги. |
Дружба как стекло, | Разобьётся – не склеишь. |
Один за всех, | А имей сто друзей. |
8. Подбираю образ к слову.
(Дружба – улыбка, песня, плечо друга, солнце, игра и т.д.)
9. Слово- магнит.
- Представим наше слово ДРУЖБА большим магнитом.
СЛАЙД: рисунок «магнит».
- Какие слова «примагнитятся» к положительному полюсу, а какие – к отрицательному?
Запись на доске называемых детьми слов:
+ --
Товарищ враг
Игра неприятель
Веселье вражда
Радость ссора
Подарок скука
Крепость одиночество и т.д.
10. Составляю рассказ о дружбе – нанизываю на «опоры».
СЛАЙД
Опорные слова: дружить, класс, вместе, играть, учить, секрет, делиться, помогать, выручать, лучший, верный.
- Придумайте, составьте свои рассказы о друге с использованием предложенных опорных слов. Представьте свои рассказы у доски.
(Дети выступают у доски – 2-3 человека)
11. Совместная запись составленного рассказа (возможна в более старших классах)
4. Рефлексия
Прием «Стихотворение». На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
(Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.)
- У каждого человека свой путь к дружбе.
- Благодарю вас за доверительный разговор.
- По желанию дома можно нарисовать слово ДРУЖБА.
(Дети готовят выставку рисунков).
4