12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Ольга Юрьевна9

Иванова Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов,

Санкт-Петербург



Урок развития речи во втором классе

Путь к слову: слово-чувство-образ

Дружба

(по методике В.А.Синицына «Путь к слову»)


Задачи:

- «разговорить» ученика, взволновать словом;

- вызвать на разговор;

- обогатить словарный запас;

- дать понятие о дружбе как одном из подарков человеческого общения;

- расширить представление о слове с позиции формально-грамматической и с позиции нравственной;

- развивать детское речевое творчество


1. Вводная беседа: настроение-чувство-речь

А) - Поговорим? О чём?

О разном и прочем.

О том, что хорошо и что - не очень…

Чего-то знаешь ты,

А что-то мне известно…

Ну что, поговорим?

Поговорим, чтоб было интересно… (В.А.Синицын)


Б) - Наш разговор… Из чего он будет строиться?

(Из слов)

- Слова – удивительные создания. Заставляют радоваться или грустить, удивляться, обижаться, смеяться… У каждого из них – свой характер, свой нрав: одни – добрые, светлые, воодушевляющие, другие – злые, тёмные, обидные.

- Как мы отличаем добрые слова от злых?

(По значению слов)

- Договоримся обозначать добрые слова знаком «Плюс», а злые – знаком «Минус».

СЛАЙД

- В какую группу вы отправили бы слово «доброта»? А слово «ссора»?

- А куда отправите слово «боль»? А слово «улыбка»?


- СРАВНЕНИЕ… А с чем можно сравнить СЛОВО?

(Одежда для мысли, друг, враг, рукопожатие, укус и т.д.)

- Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово,

И легче на сердце тебе.


В) – Мы начали разговор.

- А какие вопросы задают люди в начале дружеского разговора?

- Как дела? Как настроение?

- НАСТРОЕНИЕ. Что можно сделать с настроением?

(Почувствовать, ощутить, поделиться)

- Настроение – внутреннее состояние души, духа.

- А какой характер у слова «настроение»?

(Непонятный, изменчивый, потому что настроение может меняться)

- Слово «настроение» можно сравнить с хамелеоном. Назовём слово «настроение» словом-«хамелеоном», которое меняется в зависимости от обстановки, ситуации.

СЛАЙД: рисунок «Хамелеон»


- Почему так важно учитывать настроение своего собеседника?

- Выразите оттенок своего настроения в данную минуту…

- Сделать это надо с помощью самой ранней формы языка. Рисуем настроение жестами.

- А теперь словами…

СЛАЙД: бодрое, радостное, рабочее, шутливое, приподнятое, светлое, уютное, деловое, звонкое, напряжённое


Г) - А вы хотите узнать моё настроение?

/Учитель достаёт и заводит музыкальную шкатулку. Звучит музыка.

- Какое настроение?

(Музыкальное, творческое, напряжённое, романтичное, мелодичное…)


Д) – В этой шкатулке хранился чай, ароматный, вкусный. Хорошо было его заварить и попить с родными или с друзьями, беседуя о чём-нибудь интересном.

- Предлагаю сохранить в опустевшей шкатулке хорошие слова, слова со знаком «+». Придумайте такое слово, произнесите и «положите» в шкатулку.


2. Целеполагание

А) - У чая есть вкус и аромат. И характер.

- Какой бывает чай?

СЛАЙД: крепкий, горький, чёрный, цветочный, сладкий, с мятой, с вареньем, с молоком


- Предлагаю почувствовать вкус и характер слова, которое зашифровано с помощью ребуса.

СЛАЙД

t1663188076aa.jpg

(Дружба)

- Поднимите руки, кто считает это слово важным для себя.


- Послушайте песенку о дружбе на стихи М.Пляцковского, подпевайте.

«Дружба крепкая

Не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит

«настоящий верный друг».


Б) - Ставим Задачу урока: пройти путь к слову ДРУЖБА


3. Основная часть: путь к слову

1. - Правильно произношу слово.

- Определяю количество и качество звуков и букв.

- Фиксируем звуки с помощью транскрипционной записи, выполняем буквенную запись на доске и в тетрадях:

´

(ДРУЖБА)- 6 зв.

ДРУЖБА – 6 б.


- Какая наука изучает звуки речи?

(Фонетика)

- Какая наука изучает буквы, их написание?

(Графика)


2. Проникаю в тайну, смысл слова.

- Как вы думаете, что означает слово ДРУЖБА?

- Заглянем в толковый словарь, чтобы расшифровать лексическое значение.

ДРУЖБА – бескорыстные взаимоотношения между людьми.


- Наука, раскрывающая лексический смысл слов – лексикология.


3. Узнаю историю происхождения.

- Слово ДРУЖБА общеславянского происхождения, но близкие к нему встречаются и у германских, и у балтийских народов.

СЛАЙД

Древнейшее значение – это «боевое, ратное товарищество», «соратничество».

(Помните, что ратью называли в старину войско?)

Сравните: дружина князя – древнерусское воинство княжеское.



4. Выделяю корень слова ДРУЖБА, ищу родственные слова.

- Записываем на доске и в тетради:

Дружба

Друг

Дружить (чередование в корне: -друг-/-друж-)

Дружина

Дружно

Подруга

Дружелюбный

Дружественный

Подружиться


5. Размышляю о характере слова.

(Доброе, светлое, сердечное, надёжное)


6. Подбираю рифму к слову.

(ДРУЗЬЯ – семья)

7. Друзья и дружба в пословицах.

- На листах представлены части пословиц о дружбе.

- Поработайте в паре и составьте пословицы из частей.

СЛАЙД

Нет друга – ищи,

Что дерево без корней.

Не имей сто рублей,

И все за одного.

Человек без друзей,

А нашёл – береги.

Дружба как стекло,

Разобьётся – не склеишь.

Один за всех,

А имей сто друзей.


8. Подбираю образ к слову.

(Дружба – улыбка, песня, плечо друга, солнце, игра и т.д.)


9. Слово- магнит.

- Представим наше слово ДРУЖБА большим магнитом.

СЛАЙД: рисунок «магнит».

- Какие слова «примагнитятся» к положительному полюсу, а какие – к отрицательному?

Запись на доске называемых детьми слов:

+ --

Товарищ враг

Игра неприятель

Веселье вражда

Радость ссора

Подарок скука

Крепость одиночество и т.д.


10. Составляю рассказ о дружбе – нанизываю на «опоры».

СЛАЙД

Опорные слова: дружить, класс, вместе, играть, учить, секрет, делиться, помогать, выручать, лучший, верный.

- Придумайте, составьте свои рассказы о друге с использованием предложенных опорных слов. Представьте свои рассказы у доски.

(Дети выступают у доски – 2-3 человека)


11. Совместная запись составленного рассказа (возможна в более старших классах)


4. Рефлексия

Прием «Стихотворение». На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

(Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.)

- У каждого человека свой путь к дружбе.

- Благодарю вас за доверительный разговор.


- По желанию дома можно нарисовать слово ДРУЖБА.

(Дети готовят выставку рисунков).


4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.