Урок развития устной речи в 4 классе «Рыбы. Внешний вид. Среда обитания»
Тема: Рыбы. Внешний вид. Среда обитания.
Цели:
образовательные: обогащение знаний детей о рыбах, их внешнем виде, среде их обитания;
коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами; развитие умения составлять простые предложения, предложения, осложненные однородными членами; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, логическое мышление); развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
воспитательные: воспитать интерес к рыбам.
Организационный момент.
Посмотри скорей, мой друг, что находится вокруг?
Небо светло- голубое, солнце сияет с небес золотое,
В небе высоком плывут облака, лентою синей вьётся река,
Ветер листочками нежно играет, дождик из лейки своей поливает,
Птички щебечут, белеют ромашки, в листьях зелёных резвятся букашки.
Жаркий июль, злой февраль, непогода. Вместе всё это – родная природа.
Мы начинаем урок развития устной речи.
Эмоциональный настрой на урок.
Скажите, вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями.
Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Сообщение темы и целей урока:
Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то планету Земля в многоцветный и многозвучный мир.
Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Кто же является одним из самых многочисленных и интересных жителей воды?
Послушайте внимательно стихотворение:
В море, озере, реке, в быстром, шумном ручейке,
В верхних водах, в глубине и почти на самом дне Обитателей не счесть! Кто же в водном царстве есть?
Как вы думаете, о ком идёт речь в этом стихотворении?
Вильнёт хвостом Туда-сюда. И нет её, И нет следа.
Мы сегодня будем говорить о рыбе.
Подберите слова - «родственники» к слову рыба.
Рыба — рыбка — рыбонька — рыбешка — рыбища — рыбина — рыбак — рыбачка — рыбачий — рыбачить — рыбий — рыбалка — рыболов, рабочий, лодка, удочка.
Изучение нового материала.
На уроке мы с вами узнаем кто такие рыбы. Как они выглядят. Где живут рыбы.
Для этого нам с вами нужно отправиться в подводную экспедицию.
Экспедиция - это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускаемом аппарате - батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна.
Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь в которой, вы должны соблюдать определённые правила: Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы.
А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись погружение лодки под воду). Предстоит большая исследовательская работа, погружаемся.
Посмотрите, какие разные все рыбы (видеозапись из жизни рыб).
5. Объяснение новой темы урока.
РЫБЫ – это водные животные. На нашей планете очень много рыб. Рыбы бывают разных размеров и разных цветов. Рыбы живут в морях, реках, озерах и так же могут жить в аквариумах. Речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах: реках, озерах, ручьях. (слайд)
Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах, в море. (слайд)
* Рыба, живущая в реке - …
* Рыба, живущая в озере - …
* Рыба, живущая в море - …
* Рыба, живущая в океане - …
* Рыба, живущая в аквариуме - …
- Рассмотрим теперь строение рыбы и части ее тела. Посмотрите на картинку рыбы внимательно. У нее есть голова, туловище, хвост и плавники.
На голове у рыбы имеются круглые глаза, небольшой рот, жабры.
ЖАБРЫ – это орган дыхания рыбы. Жабры помогают рыбе дышать. Рыбы не
могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Жабры находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.
Голова плавно переходит в туловище. Шеи у рыбы нет. Форма тела рыбы
вытянутая, овальная. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Тело рыбы покрыто чешуей. ЧЕШУЯ – это полупрозрачные гладкие пластинки, покрывающие тело рыбы, налегающие одна на другую. Чешуя защищает тело рыбы. Чешуя у рыб бывает разного цвета. Она и придаёт окрас рыбе. На теле имеются плавники. ПЛАВНИКИ - это органы рыбы, с помощью которых рыбы передвигаются в воде.
Плавники выполняют роль руля – помогают поворачивать тело в воде влево-вправо и удерживать равновесие. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Спинной плавник не дает рыбе опрокинуться на бок.
Туловище переходит в хвост. С помощью хвоста рыба движется вперед.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперед.
И есть ещё удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого
бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности.
- Рыбы питаются червяками, насекомыми и их личинками, а так же водными растениями. Рыбы заглатывают пищу, а не откусывают как другие животные. В случае опасности рыбы ложатся на дно.
- Оказывается, среди рыб есть такие рыбы, которые поедают других маленьких рыб и называются они – хищные рыбы. Хищные рыбы – это щука, окунь, судак, сом.
6. Физминутка:
Ребята, вы наверное устали и поэтому все встали.
Шел на речку рыболов.
1,2,1,2 (марш)
Самый лучший будет клев!
1,2,1,2 (движения закидывания удочки)
Мы поймали 5 китов!
1,2,1,2 (движения вытягивания улова)
Вот такой большой улов! (руки в стороны)
1,2,1,2 (руки на пояс, повороты)
7. Польза приносимая людям.
- Какую же пользу рыба приносит человеку?
Замени два слова на одно.
Суп из рыбы … (рыбный)
Котлета из рыбы … (рыбная)
Пирожки из рыбы … (рыбные)
Пирог из рыбы … (рыбный)
8. Работа в тетрадях.
Зарисуйте рыбу и надпишите ее части (предварительно на доске распределить карточки с частями тела у рыбы).
1 гр самостоятельно
2 гр по шаблону обвести и надписать части
3 гр по шаблону обвести и разукрасить
9. Зрительная гимнастика.
10. Ребята, составьте словосочетания по образцу.
• Хвост рыбы – рыбий хвост.
• Чешуя рыбы –
• Жир рыбы –
• Жабры рыбы –
• Плавники рыбы –
• Глаз рыбы –
11. Обобщающая беседа. ( на карточках, при ответе запускаем рыбку в водоём).
- Где обитают рыбы?
- При помощи чего дышат рыбы?
- При помощи чего двигаются?
- Чем покрыто тело рыб?
- Чем рыбы отличаются друг от друга?
- Так давайте же сделаем вывод.
Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова и попробуйте составить правильно предложение.
• Рыба (что делает?) Выберите нужные действия для рыбы…
(ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ДЫШИТ, ГРЫЗЕТ, БЕЖИТ, КЛЮЕТ, ЧИРИКАЕТ, ЗАГЛАТЫВАЕТ).
ПРОВЕРКА. Рыба плавает, дышит, заглатывает.
• Что делают с рыбой?
(ЖАРЯТ, ТУШАТ, ВАРЯТ, КОНСЕРВИРУЮТ, СОЛЯТ, ДУЮТ, ДОГОНЯЮТ, КРАСЯТ).
ПРОВЕРКА. Рыбу жарят, тушат, варят, консервируют, солят.
12. Составление рассказа из предложений.
Ребята, составьте рассказ-описание.
• Рыбы живут в …
• У рыбы есть…
• Тело рыбы покрыто…
• Рыбы передвигаются в воде при помощи… и…
• Дышать под водой рыбам помогают…
13. Итог.
- Каких животных мы изучали на уроке?
- Где живут рыбы?
- Чем питаются рыбы?
14. Оценка работы на уроке.
15. Домашнее задание на дом.