Урок риторики в 3 классе на тему «Слушаем по-разному»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68 с углубленным изучением русского языка и математики»
Урок риторики 3 класс
Тема. Слушаем по-разному.
Разработала учитель первой квалификационной категории Симонова Г.А.
г. Оренбург, 2015
Тема: Слушаем по-разному.
Дата проведения: 28.11.15г.
Цель: научить учащихся умению слушать и слышать собеседника.
Задачи:
1. Формировать умение концентрировать внимание и запоминать информацию.
2. Развивать устную речь, мышление и память учащихся.
3. Воспитывать талантливого слушателя и талантливого собеседника.
Формируемые УУД:
Предметные: знать и применять основные приёмы внимательного слушателя.
Метапредметные: формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; доказывать;критически осмысливать свой опыт общения.
Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.
Оборудование: учебник по риторике, учебник по русскому языку, презентация «Слушаем по-разному», муз произведение Шостаковича «вальс- шутка».
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка, математика.
Ход урока:
М.Н.У.
Постановка цели урока.
Учитель: - Ребята, послушайте внимательно произведение и подумайте, для кого оно предназначено.
Звучит «Вальс – шутка» Д.Шостаковича
Дети: Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др..
Учитель: А что они могут делать под такую музыку? (Танцевать, кружиться, порхать…).
Учитель: Молодцы, вы все услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев. Какой же танец они танцуют?
Дети: Вальс.
Учитель: Верно,это «Вальс – шутка», которую написал великий русский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Слайд1 (портрет+ илл. к вальсу)
Я думаю, вы со мной согласитесь, что это очень красивое, нежное и весёлое произведение.
Послушайте, как описывал вальс И. Бунин: Слайд2 (портрет+ текст)
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев не бывало,
Но лучше вальса, право, нет!
Учитель: Как относится к этому танцу поэт?
- Как вы об этом узнали? Зачитайте.
Дети: Но лучше вальса, право, нет!
Учитель: Вернёмся к муз. пьесе. Какой у неё характер?
Дети:(мнения)
Учитель:Легкий, изящный, но несколько «механический» за счет повторяющейся мелодии, четкого, но однообразного аккомпанемента.
- Обратите внимание, вы все слушали один и тот же муз. фрагмент, а ответы прозвучали разные. Почему? Сделайте вывод, как же мы слышим.
Дети: Слышим мы по-разному.
Учитель: Верно, мы слышим все по-разному. Вы сформулировали тему урока. Слайд3 (тема)
Учитель: Так кто же может танцевать «Вальс –шутку»?
Дети: «Механическая, заводная кукла».
Физ. пауза
Учитель: Изобразите того, о ком я прочитаю стихотворение.
Наша кукла –непростая,
Наша кукла –вот такая:
Руки протянув вперед
Наша куколка замрет.
Учитель: Ребята, как вы считаете почему мы слышим по-разному?
Дети: (мнения)
Учитель: Значит, какую цель мы перед собой поставим?
Дети: Научиться быть внимательным слушателем.
Учитель: А зачем нужно учиться слушать?
Дети: (мнения).
Учитель: Что поможет нам этого добиться?
Дети: Задания, которые мы будем выполнять.
Речевая разминка.
Учитель: Я произнесу скороговорку, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Учитель: Есть желающие повторить? Слайд 4 (скороговорка)
Учитель: Произнесём скороговорку вместе:
1-й раз – медленно;
2-й раз – с нарастанием скорости ( медленно – быстрее – ещё быстрее);
3-й раз – быстро.
Ваша задача – чётко проговаривать все звуки.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 кл.Учебник, Ч.1. с.73-80
Учитель: Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке риторики?
Какими советами необходимо пользоваться при слушании учебных текстов? Найдите их в учебнике.
Учитель: Давайте проговорим их ещё раз.
Сосредоточься на слушании, не отвлекайся.
Постарайся понять самое главное.
Запиши то, что ты хочешь запомнить.
Не перебивай говорящего.
Запиши непонятные слова, выясни их значение.
Следи за выражением лица, жестами говорящего.
А теперь, давайте проверим домашнее задание, стараясь применять правила слушания.
Каленчук М.Л. Руский язык: 3 кл.: Учебник.- Ч.2. с.30-31 + работа по карточкам ( 4ч.)
Учитель: Какое событие произошло в мире?
Дети: Так в нашем мире одной чайкой стало больше.
Учитель: Почему автор о нём рассказывает через описание разных звуков?
Дети: Так как птенец только слышит звуки и ничего не видит.
Учитель: Какой момент кажется вам самым важным, значительным? Зачитайте. Докажите.
Дети: (мнения)
Учитель:Что такое тема текста?
Дети: Тема текста – это то, о чём говориться в тексте.
Учитель: Что такое основная мысль?
Дети: Основная мысль – это то, для чего написан текст, т.е. его идея.
Учитель: Название текста выражает тему или основную мысль? Докажите.
Дети: Основную мысль. (мнения)
Учитель: По прочитанному тексту вам нужно было составить план. Поработайте в паре, прочитайте планы друг друга. Выскажите своё мнение.
Учитель: Поднимите руките, кто считает, что сосед справился с заданием.
Учитель: Заслушаем план...
Дети: ( 2 учащихся на отметку)
Учитель: Молодцы, вы успешно справились с домашним заданием.
Работа по теме урока. Практическая деятельность.
Работа в тетради.
Учитель: Ребята, наша тема такая богатая, что слово «слушать» имеет много друзей. Поработайте в паре, подберите синонимы к слову слушать, запишите их в тетради.
Что такое синонимы?
Дети: Синонимы – это слова одинаковые по значению, но различные по написанию.
Дети: Вслушиваться, прислушиваться, подслушивать, настораживаться, навострить (насторожить) уши, быть настороже, выслушивать, внимать, заслушаться, развесить уши, хлопать ушами (не понимая).
Слайд 5 (синонимы)
Учитель: Прочитайте про себя синонимы, которые вы видите на доске.
Что такое, с точки зрения русского языка: навострить уши, развесить уши, хлопать ушами, быть настороже.
Дети: Фразеологизмы.
Учитель: Что такое фразеологизмы?
Дети: Устойчивые словосочетания.
Учитель: Объясните их значение.
Дети: Навострить уши- с любопытством прислушаться.
Развесить уши- слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.
Хлопатиь ушами – слушая недоступное не понимать.
Быть настороже – быть наготове.
Работа с толкованием слов.
Учитель: Посмотрите внимательно на эти слова: слушать и слышать. Что между ними общего, в чём различие?
Дети: (мнение)
Учитель: Можно человека слушать, и не слышать его?
В толковом словаре Ожегова есть объяснение этих двух слов. Прочитайте про себя.
Слайд 6 (толкование слов)
СЛУШАТЬ 1. кого-что. Направлять слух на что-нибудь. Слушать музыку. Слушай, что тебе говорят (т- е. принимай во внимание). 2. что. Публично разбирать, обсуждать . Слушать дело в суде. 3. кого-что. Исследовать на слух. Врач слушает больного.
СЛЫШАТЬ 1. кого-что. Различать, воспринимать что-н. слухом. Слышишь: зовут. 2. Обладать слухом. Старик не слышит (глух). 3. о ком-чем и с союзом ""что"". Получать какие-н. сведения, узнавать. Я слышал, что он скоро приедет.
Учитель: В чём же разница между этими словами?
Дети: (мнения)
Физ. пауза
«Четыре стихии»
Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Команда. Движение руки.
«Земля». Дети опускают руки вниз.
«Вода». Дети вытягивают руки вперёд.
«Воздух». Дети поднимают руки вверх.
«Огонь». Дети вращают руками.
Работа с учебником.
С. 76 № 86.
Учитель: Прочитайте задание про себя. Найдите глазками в тексте слово со *. Что это значит?
Дети: Его значение нужно найти в толковом словаре.
Учитель: Поработайте со словарём. Кому нужна помощь?
Учитель: Закройте учебники, приготовьтесь внимательно послушать.
Учитель:
Древние египтяне ценили замечательные способности кошек уничтожать грызунов. Поэтому они были причислены к священным животным. Кошки жили в храмах, питаясь самой отборной пищей, у них были свои почитатели.
При пожаре египтянин был обязан в первую очередь вынести кошку. Смерть кошки сопровождалась трауром, в знак которого обрезали волосы на голове и сбривали брови.
Учитель: О чём этот текст? Какова его тема?
Дети:Тема – кошки в Древнем Египте.
Учитель: Прослушайте текст ещё раз. По ходу чтения записывайте слова, которые помогут вам его пересказать.
Дети: Вариант записи:
Уничтожали грызунов; священные животные; в храмах; при пожаре; траур.
Учитель: продолжите выполнять это упр. на с. 77, записи делайте в тетрадь.
Дети: Основная мыль (возможные варианты):
· Древние египтяне ценили кошек.
· Древние египтяне считали кошек священными и т.д.
Учитель: Какой можем сделать вывод после выполнения этого упражнения?
Дети: Вывод:
Нужно уметь внимательно слушать.
Если что-либо непонятно, нужно переспросить.
Нужно уметь запоминать и выделять существенные моменты.
Тренировать память.
С.77 № 87
Учитель: Послушайте шутливую задачу.
Шёл Кондрат в Ленинград.
А навстречу – двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – двенадцать котят.
Сколько котят ребята несут в Ленинград?
Можете ли вы передать содержание задачи и решить её прослушав один раз?
Дети: (мнения)
Учитель: Откройте учебники, № 87, перечитайте задачу про себя и подумайте, можно ли решить её.
Дети: Нет, так как Кондрат шёл в Ленинград, а дети из города.
Учитель: Почему это задание трудно выполнить сразу?
Дети: (мнения)
Учитель: Как сегодня называют Ленинград?
Дети: Санкт-Петербург.
Работа с пословицами.
Учитель: Ребята, какие пословицы о слушании вам известны?
Дети: (мнения)
Учитель: Обратите внимание на эти высказывания. Слайд 7 (пословицы)
Слушай больше, говори меньше.
Глупым словам, глухое ухо.
Всякого слушай верь не всякому.
Учитель: Почему мы так говорим? Чему учит первое высказывание?
Дети: Надо уметь слушать, а прежде чем что-то сказать – подумать..
И чем больше слушаем, тем больше узнаём нового.
Учитель: Как вы понимаете второе высказывание?
Дети: Не надо слушать глупые слова.
Учитель: Как вы объясните третье выражение?
Дети: Слушать можно всех, но при этом подумать, где правда в сказанном, а где вымысел.
Учитель: Хорошо. Вы справились с этим заданием.
Игра «Отгадай, чей голос».
( дети по указанию учителя зачитывают фразы, 1 ребёнок угадывает)
Очень приятно видеть добрых людей.
Мне нравятся культурные мальчики.
Я очень надеюсь, что наш класс будет самым дружным.
Мне очень приятно с вами познакомится.
Учитель: Молодцы, вы были внимательными слушателями.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вспомните цель урока. Сформулируйте её ещё раз.
Дети: Учиться быть внимательным слушателем.
Учитель: на шкале, в своей тетрадке, поставьте звёздочку в том месте, где вы считаете достигли нашей цели. ( шкала нарисована у детей на полях заранее) Я пройду и посмотрю.
Учитель: Поработайте с листами, продолжите фразу.
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ... Учитель: И в заключении мне бы хотелось прочитать вам притчу про умение слушать
Данута Рексць
Отправил как-то царь гонца к соседнему царю.
«Посланье на словах свезешь: то, что тебе велю! ...
Запомнил все, что я сказал? – ну что ж, седлай коня,
Чтоб к вечеру, поторопись, ответ был у меня!»
Быстрей стрелы мчался гонец, (ведь в срок надо успеть),
И впопыхах влетев к царю: « Привез для Вас я весть! ...
Мой господин велел сказать, чтоб дали белого коня,
А хвост его, чтоб черным был! А не дадите для меня… »
«Все, хватит! Доложи царю, я очень сожалею!
Но белого с черным хвостом в конюшнях не имею…
И если бы имел, тогда …» Гонец так испугался,
Что, недослушав до конца, скорей ретировался!
Дерзкий ответ царю повез,- царь очень рассердился!
Соседу объявил войну - на крайний шаг решился!
Долгих три года шла война, - земли опустошила,
Пролила кровушки людской, казну поистощила!
Чтобы претензии свои друг с другом обсудить,
Для перемирия сошлись - решить, как дальше жить!
Второй царь первого спросил: «Что ты имел ввиду,
Когда сказал, - « …Если не дашь, тогда…» - я не пойму?…»
«Если не дашь, тогда, мой друг, любого дай коня!
А что хотел сказать мне ты, ответ дав для меня?»
« …Если б имел коня, тогда я б подарил его царю!»...
«Из-за чего же мы с тобой, скажи, затеяли войну?!»...
***
Имей терпенье, не спеша дослушать до конца, …
Чтоб не случилась вдруг с тобой подобная беда!
Приложение:
Карточка №1.
Составь 5 комплиментов по учёбе своим одноклассникам.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2.
Прочитай текст.
Наступила золотая осень. На тёмном фоне елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики,зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Хорошо в осеннем цветистом лесу! Долго не хочется уходить из него . Не хочется прощаться с золотыми осенними днями.
2. Раздели текст на четыре части по смыслу. Границы частей обозначь простым карандашом.
3. Какая тема соответствует каждой части ? Как можно назвать каждую часть текста?
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________________
4. Придумай для текста название , которое соответствует главному переживанию автора!_________________________________________________________________________