Урок риторики в 1 классе
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока риторики,
проведенного в 1 классе
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Двоеглазовой Снежаной Витальевной
Методист: Ващенко А.В.
Зерноград
2019г.
Класс: 1
Тема урока: «Правила вежливого поведения во время разговора».
Тип: «открытие» нового знания
Цель: -знать и уметь пользоваться правилами вежливого поведения во время разговора;
-уметь оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Задачи:
Освоение знаний о правилах вежливого поведения;
Овладение умениями пользоваться правилами вежливого поведения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; Объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учет особенностей разных коммуникантов. Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. | Делать выводы и обобщения в результате совместной работы в класса. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Признавать возможность существования различных точек зрения. | 1. Умение оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения; 2. Умение вести этикетный диалог. |
Оснащение:
Учитель: Презентация, технологическая карта, учебник.
Учащиеся: Учебник, рабочие тетради.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы |
1.Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снежана Витальевна, я рада вас приветствовать на уроке риторики. -Сегодняшний урок я бы хотела начать с девиза «Все в твоих руках» -Как вы понимаете данное высказывание? -Спасибо ребята. Вы все верно сказали. Если вы хотите чего-то достичь, то все только в ваших руках - вы творец своей судьбы, поэтому желаю вам успехов на сегодняшнем уроке. с хорошим настроением нам всё по плечу! | Приветствуют учителя. -Высказывают свое мнение. | Л. Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности. | Создание ситуации успеха. |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ) (повторение, самостоятельная работа, самопроверка) | -Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране вежливости, но в какой город мы с вами отправимся, вы узнаете позже, когда выполним то, без чего мы не обходимся га уроках риторики.. -Верно! Речевая разминка. Речевая разминка 1.Открыть и закрыть глаза. Открыть и закрыть рот. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их. 2.Массировать полость рта круговыми движениями языка. Задуть свечу (свечи). Массировать уши по ходу их изгибов. 3. Прикусывание верхней и нижней губ. 4. Языком прокалывание щеки. 5. Цокаем языком. 6. Наклон вперед – вдох (спина прямая).И.п. – выдох (с широко открытым ртом). Упражнение выполняются 5-6 раз Работа над скороговоркой: “Жутко жуку жить на суку”. - Ребята, о чём скороговорка? - Как понять “жутко”? Замените другим словом. - Какой звук повторяется? - Прочитайте хором: медленно и шёпотом, быстро и громко. Прочитайте отдельно девочки, отдельно мальчики. - Прочитайте с разной интонацией: весело, грустно, удивлённо, испуганно. | -Выполняют речевую разминку. | Л. Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности. | Демонстрация |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания. 3.3.Первичное закрепление 3.4. Самостоятельная Работа 3.5. Повторение и включение в систему знаний | - Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому? - Кто, по-вашему, добрый человек? - Что нужно делать для того, чтобы быть добрым? – Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) - Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) - Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) - Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости, пожалуйста.) - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) - И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) - В какой город мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения А.Кондратьева ПЕРЕБИВАЛКА - За рекой… - За какой? - За широкой такой! Проживал крокодил… - Что жевал крокодил? - Не жевал! Про-жи-вал! Просто жил крокодил! -Но ведь ты говорил, что он что-то жевал? Или пере-жи-вал? - Ох, ну ладно, жевал! Страшно переживал! И кусал, и глотал Тех, кто пе-ре-би-вал! - Догадались уже, о каком городе страны вежливости пойдет речь? Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости во время разговора. - Что бы вы хотели узнать об этом городе? Чему научиться? - Многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями. Рассмотрите рисунки на стр. 48-49 учебника. - Где изображены ситуации невежливого поведения, а где – вежливого поведения? Обратите внимание на мимику, жесты и позу говорящих. Хорошо ли во время разговора отворачиваться от собеседника, держать руки в карманах, разговаривать с «набитым» ртом, вмешиваться в разговор взрослых? Поиграем в игру «Озвучь картинку». Импровизационное задание Придумайте и разыграйте разговор между героями в зеркальном отражении, используя вежливые слова. После 1-2-мин. подготовки заслушиваются выступления групп. -Предлагаю вам разыграть ситуации, чтобы узнать вежливые вы или нет 1.Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учительницей и ребятами? 2.Тебе нужна линейка. Как попросишь своего друга? 3.Вот какая история произошла на улице. На улице мальчики бегали. А Игорь быстрее всех и конечно же, он налетел впопыхах на женщину, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила: - Что нужно сказать? - Здрасьте!- ответил Игорь. Все ребята засмеялись. Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Разыграем эту ситуацию. 4. Коля опоздал. Назови предложение с извинением. - Можно войти? - Я войду? - Извините, можно войти? - Ребята, а зачем человеку нужны эти правила вежливости? Неужели нельзя без них обойтись? -Предлагаю вам в парах составить правила вежливого поведения во время разговора, а потом мы с вами составим общую памятку и повесим на классном уголке. Игра «Вежливо – невежливо». Учитель. Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны сказать вежливыми или нет, были действия в ней. Если все было правильно, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет – не хлопаете в ладоши, Поздороваюсь при встрече Толкну и не извинюсь… Не встану, когда обращаюсь к учителю… Говорю «спасибо» за подарок… Не уступлю место пожилому человеку… Помогу поднять упавшую вещь… Обзову обидным словом друга… Уйду и не попрощаюсь… Помогаю родителям по дому… Перебиваю другого во время разговора… | -Легче жить доброму. -Делятся своим мнением. -Нужно помогать всем, быть вежливым. -Играют в игру -Слушают стихотворение -Город Правил вежливости -Формулируют цель урока -Делятся правилами вежливости, которые уже знают. -Работают с учебником. -Разыгрывают ситуации. -Правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. -В парах составляют памятку вежливого поведения во время разговора. -Играют в игру | Л. Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. К. Признавать возможность существования различных точек зрения; Р. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Р. Делать выводы и обобщения в результате совместной работы в класса. Л. Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; К. Признавать возможность существования различных точек зрения; Л. Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; | Беседа Стимулирование занимательным содержанием Беседа Игра Рассказ Беседа Беседа Работа с учебником Иллюстрация Творческое задание Самостоятельная работа Риторическая игра |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (самооценка результатов своей коррекционной деятельности, а в случае, если не было ошибок, - самостоятельной деятельности) | -В каком городе мы с вами сегодня побывали? -Что нового вы узнали для себя? -Что было трудным? А что легко? -Что полезного для себя вы взяли с этого занятия? -Помните ребята, что от вашего поведения зависит отношение других людей к вам. | -Город Правил вежливого поведения. Отвечают на вопрос учителя. -Предполагаемые ответы детей. -Отвечают на вопрос учителя. | Л. Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности. | Создание ситуации успеха, беседа, постановка системы перспектив. |