Урок по математике в 3 классе «Математическое путешествие по родному краю»

7
6
Материал опубликован 19 July 2020

Математическое путешествие по родному краю

Урок по математике для учащихся 3 класса

с использованием технологий развития критического мышления

Тема: Закрепление табличного умножения и деления на 6

Цель: повторить таблицу умножения и деления на 6

Задачи: продолжить работу по развитию и совершенствованию навыков выполнения быстрых вычислений как в письменной, так и в устной форме, продолжить работу по развитию навыков решения текстовых задач, чтению числовых выражений.

Развивать логическое мышление учащихся, совершенствовать критическое мышление. Развивать навыки взаимопроверки.

Воспитывать аккуратность при ведении записей на доске и в тетрадях. Воспитывать устойчивый интерес к изучению предмета, любовь к родному краю, родному городу.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, доска с поверхностью, пригодной для записей и проецирования изображений, индивидуальные карточки с заданиями, карточки самооценки учеников.

Программное обеспечение: UTK (универсальный тестовый комплекс), MS PowerPoint

Ход урока:

1. Организационный момент (Разминка)

Вы все услышали звонок?

Он позвал вас на урок.

Быстренько садитесь, дети.

Договоримся не шуметь,

И в окошко не глядеть

На уроке не дремать,

Вовремя руки поднимать.

Сегодняшний урок мы с вами проводим в необычном кабинете - кабинете информационных технологий. Поэтому должны четко придерживаться следующих правил:

В компьютерном классе

Действия правил таковы:

Без учителя не оставаться,

К экрану не прикасаться,

С товарищем не толкаться,

Без нужды не шептаться,

Мышкой не играться,

За шнуры не хвататься

Мониторы не трогать,

И добросовестно работать.

2. Обоснование обучения.

Проверка домашнего задания происходит в парах. Ученикам предлагается обменяться тетрадями и проверить домашнюю работу соседа под руководством учителя. Зачеркнуть неправильный ответ можно с помощью карандаша. Учитель осуществляет проверку с помощью приема «Пазл».

- При нажатии на прямоугольничек с правильным ответом, соответствующие прямоугольники превращаются в часть карты родного края. По окончании работы на экране появляется полностью собранная карта. Правильность выполнения домашней работы проверяется методом фронтального опроса.

Таким образом, мы сегодня путешествуем по нашей родной земле. Мы вспомним города, которые мы уже посещали и, возможно, построим планы на будущее. Нашим помощником сегодня будет компьютер. Воспользовавшись им, мы сможем не только выполнить математические задания, но и рассмотреть фотографии тех мест , которые наиболее запомнились во время путешествий.

3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Происходит в два этапа: фронтальный опрос и тестирование. Учащихся класса объединены в две разноуровневые группы. Каждый этап одна группа проходит без участия другой. Задача каждого этапа для различных групп различны. Время выполнения задач различными группами рассчитан так, чтобы после выполнения последнего этапа, группы одновременно "собрались в полный класс".

- Свое путешествие мы совершим по правилам одной очень интересной игры, название которой и, соответственно, правила вы узнаете после выполнения следующих задач.

Первая группа садится за компьютеры, не забудьте взять с собой листы «Ступеньки знаний» и ручки. Вы выполняете задания первого варианта. (Вторая группа, соответственно, выполняет задания второго варианта)

Этап «Тестирование» учащиеся первой группы занимают места за компьютерами и работают в среде UTK. По специальным таблицам ученики самостоятельно выставляют себе оценки в лист самооценивания.

Задания тестов

1 группа


II группа

2 • 6

1) 8 2) 12 3) 3

4 • 4

1) 16 2) 8 3) 1

3 • 4

1)12 2) 1 3) 7

6 • 2

1) 8 2)12 3) 3

21:3

1)24 2) 6 3) 7

24:4

1) 6 2) 28 3) 20

64 + 4

1)60 2) 68 3) 61

61 + 6

1) 67 2) 55 3) 59

82 – 9

1)91 2) 93 3) 73

52 – 9

1) 61 2) 59 3) 43

41 + 54 : 6

1)10 2) 50 3) 60

56-36:6

1) 50 2) 1 3) 40

 60 - 24 : 6

1) 56 2) 6 3) 55

70 - 42 : 6

1) 3 2) 63 3) 67


Задания для фронтального опроса. Ученики дают ответ, который содержит не только число, но и соответствующую букву из таблицы кодирования. Условия текстовых задач, учащиеся воспринимают на слух, а примеры прописаны на соответствующем слайде, где в соответствии находится и таблица кодирования. Учитель вместе с соответствующим заданием в определенную ячейку вписывает маркером названную учеником букву.



I группа

II группа

1. Даниил купил 18 ручек, а Анна – в 6 раз меньше. Сколько ручек купила Анна? (3)


1. Даниил купил 12 ручек, а Анна – в 6 раз меньше. Сколько ручек купила Анна? (2)


2. На празднике выступали 6 мальчиков, а девочек – в 4 раза больше. Сколько девушек выступало на празднике? (24)


2. На празднике выступали 6 мальчиков, а девочек – в 5 раз больше. Сколько девушек выступало на празднике? (30)


3. 42 : 6 + 13 (20)

3. 48 : 6 + 13 (21)

4. 6 · 6 + 36 (72)

4. 6 · 5 - 12 ( 18)

5. 6 · 4 – 12 (12)



Таблица кодирования

3

2

21

20

12

18

72

30

24

К

И

Р

Е

Т

А

С

Г

В


На доске появляются два слова КВЕСТ и ИГРА. Учитель кратко рассказывает, что путешествовать ученики будут по правилам квеста.

1V. Консолидация знаний.

Отправляемся в путешествие. Вашим билетом сегодня будет тетрадь. Давайте заполним дату нашего путешествия и отметим вид работы.

Ученики записали число и классная работа.

Посмотрите, пожалуйста, каким числом была закодирована последняя буква, которая появилась на доске? Правильно, это число 18. Оно подсказывает нам первый город нашего путешествия - столицу нашего края город Луганск. Именно 18 век считается датой основания этого города.

На экране появляется фотография города. Учащиеся выполняют задания в виде каллиграфической минутки. После выполнения заданий, проверка осуществляется с помощью соответствующего слайда.

- Числа записывайте через 3 клетки. Напишите число 6, увеличьте его на 6, новое число снова увеличьте на 6, новое число увеличьте на 6, новое число снова увеличьте на 6, выполните еще одно увеличение на 10. Какое число вы получили в конце строки?

Дети дают ответ.

И число 46 отправляет нас на 46 страницу учебника, где находится задача 2.

Краткое условие задачи пошагово появляется на экране, а ученики записывают ее в тетрадях. Задача решается методом "с объяснением".

Ответ развязанной нами задачи переносит нас в г.Донецк, поскольку именно 27 т весит футбольный мяч, вращающийся в потоке воды, при входе на стадион «Донбасс Арена», который мы с вами посещали. Я предлагаю вам сыграть в футбол и забить как можно больше голов с пенальти.

На экране появляются фотографии Донецка и Донбасс-Арены. Ученики садятся за компьютеры и работают в парах, «забивая» голы. Эта части работы на компьютерах опирается на презентацию MS PowerPoint.

Задания для математического футбола

12 : 6

2

36 : 6

6

18 : 6

3

42 : 6

7

24 : 6

4

48 : 6

8

30 : 6

5

54 : 6

9

18 : 6 + 3

6

30 : 6 +4

9

30 : 5 · 7

42

30 : 5 · 8

48

36 : 6 : 3

2

36 : 6 : 2

3

24 : 6 : 2

2

24 : 6 ∙ 2

8

85 - 42 : 6

78

86 – 48 : 6

78

t1595189198aa.png


Физкультминутка

- Давайте с вами вспомним, какими еще видами спорта можно заниматься на стадионе?

На зарядку поднимаемся,

физкультурой занимаемся.

Как по дорожкам бегуны,

на месте пробежимся мы.

за атлетом наблюдаем,

глазами в стороны стреляем.

Как для гребли надо стать,

чтобы наши плечики размять.

Руки перед грудью ставьте

и как лыжники толкайте.

Руки вверх, руки вниз,

бросай мяч как баскетболист,

влево, вправо наклоняйтесь,

как бейсболист мяч принимайте.

как при ударе футболисты,

надо ногу в сторону завести.

как штангисты приседаем,

штангу вверх поднимаем.

И как на ковре гимнаст,

ровно станьте 3-2-1

Физкультминутка проходит, опираясь на слайды, на которых изображены определенные виды спорта (все это время ответ на последний "гол" висит в уголке экрана сверху)

Ответ на последний наш "гол" не зря был все время перед вашими глазами. Это число связано с городом Луганск. Ведь именно Луганскому кукольному театру, который мы с вами посещали, исполняется в этом году 78 лет. Вспомните, какой спектакль мы с вами посмотрели в этом театре?

Ученики дают ответ, если они этого не помнят, то на помощь приходит учитель. Мы посетили спектакль «Кот в сапогах»

- Помните, как Кот в сапогах во всем помогал своему хозяину? Давайте теперь мы с вами поможем коту. В одном из замков спрятана карета для хозяина, надо ее разыскать, чтобы хозяин с принцессой отправились в путешествие.

На доску проецируется слайд с изображением замков. У замков написаны примеры, а ниже ответы. Ученики, которые выходят к доске по очереди, соединяют замок с соответствующим ответом.

t1595189198ab.png

Карета спрятана под ответом 6.

- В центре нашего родного Красного Луча есть 6 скульптурных групп. Вспомним их. ( На экране появляются слайды скульптурных групп. Дети называют их.)

Назовите число, повторительным множителем которого является число 6 и увеличьте его на 10.

Дети называют число 46

Молодцы! И мы с вами снова возвращаемся на страницу 46 вашего учебника. Найдите задание, в котором первым числом является 6. Выполните задание этого столбика. Учащиеся выполняют задание письменно с комментированием. Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях. Работа ученика оценивается. После выполнения учеником последнего примера, учитель обращает внимание на полученный результат.

- Назовите количество десятков и единиц в этом числе. Один - это не просто цифра, один - это не просто число, один - это номер нашей школы (фото школы)

 Как бы далеко мы не путешествовали, но всегда возвращаемся домой.

V. Домашнее задание:

Ваши учебники открыты на «домашней странице». Давайте внимательно просмотрим упражнения № 4 № 5. Сможете ли вы после сегодняшнего урока выполнить эти упражнения дома самостоятельно? Прокомментируйте, как вы запишете решения упражнения № 5.

Дети записывают домашнее задание

  VI. Рефлексия

- Наше путешествие подошло к концу. Какие задания вам больше всего понравились?

   - Какие города мы сегодня посетили?

VII. Итоги. Оценивание.

Мы сегодня с вами совершили очень интересное квест-путешествие. Вы все очень хорошо работали. Пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте себя на определенной ступени знаний в листе самооценивания. Ученики оценивают свою работу на листе самооценивания. После звонка ученики отдают свои листы самооценивания учителю, для того, чтобы учитель мог оценить общий уровень подготовки класса по данной теме.








Приложение 1


Лист «Ступеньки знаний»

Фамилия и имя _______________________________

Оценка за тестирование __________________________


Размести себя, на определенной ступени, после выполнения задания



t1595189198ac.gif


t1595189198ad.gif



t1595189198ae.gif


- Много ошибок.

Необходима помощь

- Допускаю незначительные ошибки.

Необходима поддержка.

- Выполняю все задания.

Могу помочь другим.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

20 July 2020

Очень хорошая разработка! Приятно было прогуляться по любимому Донецку!

20 July 2020

Наталья Федоровна,благодарю за отзыв!

20 July 2020

Татьяна Ивановна,спасибо большое! Рада встретить земляков!))))

20 July 2020

Виктория (не знаю Вашего отчества), огромное спасибо за разработку урока. Мне понравилась Ваша идея проведения квеста, понравились задания. Вами проделана большая работа, все продумано. Каждый этап уркоа взаимосвязан. Возьму Вашу идею на заметку. Но мне не хватило презентации к уроку (возможно, Вы её отдельно опубликовали).

20 July 2020

Лилия Вильевна, благодарю за отзыв!

24 July 2020