Урок русского языка в 3 классе по теме «Путешествие по стране "Имя существительное"»
Урок русского языка (3 класс).
Тема: Путешествие по стране «Имя существительное».
Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное».
Задачи:
- систематизировать знания об имени существительном;
- развивать умения определять число, род, падеж, существительных;
- развивать умения анализировать и делать выводы, работать в паре;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки;
- воспитывать коммуникативную культуру.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений IV. Физминутка. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание. | Учитель. - Добрый день, ребята! - Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по стране Морфологии, в которой живут разные части речи, а у какой части речи мы побываем в гостях вы мне скажете сами. Вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые я приготовила для вас. - Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число и классная работа. Слайд 1 - Путешествие будет интересным и первая наша остановка. 1. Вот мы на 1 остановке под названием «Вспоминай-ка» Слайд 2 - Задание: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Площ..дь, т..релка, учит..ль, в..гон, М..сква, д..вочка, Ро..ия, т..традь. - Какую букву вставили в слово? Почему? - Как называются эти слова? - Что объединяет все эти слова? - Давайте вспомним, что такое имя существительное? -Так какая тема нашего урока? -Мы сегодня будем путешествовать по стране «Имя существительное» и повторим всё, что мы знаем об этой части речи. Слайд 3 - Перед Вами на столах лежат «Лесенки достижений». Слайд 4 - Поставьте себя на эту лесенку (подумайте, где вы находитесь на этой лесенке: на самоё верхней ступеньке – всё знаю, на самой нижней – очень мало знаю, посередине – знаю, но не всё). В конце урока мы снова вернёмся к «Лесенке достижений» и проверим, изменится ли ваше положение на лесенке. 2. Следующая остановка «Сообрази-ка» - Ещё раз прочитайте слова в тетради. На какие группы можно разделить эти слова? - На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? -На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? - Какие из этих слов пишутся с заглавной буквы? - Молодцы! 3. Остановка «Вспоминай-ка». Работа в парах. - Давайте вспомним, как работать в паре? - Возьмите листочек со словами, прочитайте их. Слова: собака, альбом, гнездо, ночь, лестница, рожь, солнце, ткань, Петя. - Обсудите на какие 3 группы можно разделить эти слова? - Правильно (читает стих). Женский род запомню я И скажу: «Она –моя». Я запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно -моё» - Это правило – твоё! - Подумайте на какие ещё 3 группы можно разделить эти слова? Слайд 5 Запишите эти слова в три столбика по склонениям. - Давайте проверим, правильно ли выполнили. Прочитайте слова 1 (2,3) столбика, объясните свой выбор - Вы правильно справились с этим заданием. 4. А у нас остановка – «Отдыхай –ка» Я буду называть слова. Если это существительное 1 –го склонения – хлопаете в ладоши. Если это существительное 2 – го склонения – приседаете. Если это существительное 3 – го склонения – прыгаете на месте. Слова: девочка, солнце, рожь, ночь, ветер, парта, медведь, ручка, автобус, меч, молодёжь. 5. Следующая остановка «Подумай – ка». Послушайте внимательно стихотворение. (читает стихотворение) «У норы добычи ждёт Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота, А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крысы старая – и та, Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Что не встретится с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте!» - Формы какого одного и того же слов вы услышали? Слайд 6 - Верно. Скажите, как изменялось слово «кот» в стихотворении? Задайте вопрос к каждому слову и определите падеж. Слайды 7-11 6. Остановка «Задание – тест». (Раздаёт карточки с таблицами)
- Подпишите карточки над табличкой. Сейчас вы индивидуально определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обведите слово «да» - если другие, то обведите «нет». - Выполнили? А теперь посмотрите, на доске правильные ответы (Слайд 12) – давайте себя проверим. - Поднимите руки, у кого ни одной ошибки. - Поднимите руки, у кого одна ошибка … себе оценки внизу - Давайте выставим сами себе оценки внизу на этом листочке, глядя на доску (Слайд 13). (0 ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-5 ошибок – 3, 6-7 ошибок – 2) (Собирают карточки). 7. Остановка «Сочиняй-ка». (Слайд 14) Прочитайте слова про себя и составьте из них предложение. дорожка, шла, узкая, поле, через, к, реке - Молодцы. Посмотрите, и у меня тоже так. Слайд 15 - Разберите предложение по членам и частям речи. - Какими членами предложения может быть имя существительное? 8. Последняя остановка – «Итог урока» - Что мы сегодня повторили на уроке? - Давайте вернёмся к нашей «Лесенке достижений». Подумайте на какой ступеньке вы сейчас находитесь. - Кто сейчас встал на самую высокую ступеньку? - А кто стоит посередине? - А у кого ничего не изменилось? Значит, вам необходимо ещё поработать над этой темой. Закончен урок, И путешествие закончилось, Спасибо, ребята, огромное вам! Отметки за работу на уроке. В учебнике упр. 350 (1 вариант: списать и разобрать по членам предложения, 2 вариант: списать и надписать части речи, которые вы уже знаете). | Получают эмоциональный настрой на восприятие. Запись даты в тетрадь с проговариванием орфограмм. Записывают слова в тетрадь -Словарные слова. -Это имена существительные. - Имя существительные. «Лесенка достижений» -Одушевленные и неодушевлённые. - На вопрос кто? - На вопрос что? - Собственные имена существительные. Памятка на парте. Листочек со словами. - Имена существительные мужского рода, женского рода, среднего рода. - На три склонения. Объясняют свой выбор. - Слова «Кот». - По падежам. Карточки с таблицами. Выполняют самостоятельно. Сравнивают ответы. - Поднимают руки. - Поднимают руки. Выставляют себе оценки. Узкая дорожка шла через поле к реке. Разбирают предложение. -Имя существительное может быть в предложении подлежащим и дополнением. Мы повторили род имён существительных, что они изменяются по числам, падежам, что они бывают собственные и нарицательные… Работают с «Лесенкой достижений». Поднимают руки. Поднимают руку. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать, говорить . Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение работать в группах. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество; развитие умения слушать и понимать речь других, обмениваться впечатлениями; развитие умения работать в паре и в группах. Регулятивные УУД контроль и самоконтроль учебных действий; развивать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке. Регулятивные: контроль, коррекция знаний. Личностные: Самоопределение Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; |
6
Волкова Светлана Ивановна