12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Геннадьевна53
Россия

Урок русского языка (3 класс).

Тема: Путешествие по стране «Имя существительное».

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное».

Задачи:

- систематизировать знания об имени существительном;

- развивать умения определять число, род, падеж, существительных;

- развивать умения анализировать и делать выводы, работать в паре;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки;

- воспитывать коммуникативную культуру.



Этапы урока

Ход урока


Деятельность учащихся

Формирование УУД


I. Организационный момент.












II. Актуализация знаний.






















III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

























IV. Физминутка.















































































V. Рефлексия.














VI. Домашнее задание.





Учитель.

- Добрый день, ребята!

- Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по стране Морфологии, в которой живут разные части речи, а у какой части речи мы побываем в гостях вы мне скажете сами. Вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые я приготовила для вас.


- Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Слайд 1

- Путешествие будет интересным и первая наша остановка.


1. Вот мы на 1 остановке под названием «Вспоминай-ка»

Слайд 2

- Задание: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Площ..дь, т..релка, учит..ль, в..гон, М..сква, д..вочка, Ро..ия, т..традь.


- Какую букву вставили в слово? Почему?

- Как называются эти слова?

- Что объединяет все эти слова?

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?


-Так какая тема нашего урока?

-Мы сегодня будем путешествовать по стране «Имя существительное» и повторим всё, что мы знаем об этой части речи. Слайд 3


- Перед Вами на столах лежат «Лесенки достижений». Слайд 4

- Поставьте себя на эту лесенку (подумайте, где вы находитесь на этой лесенке: на самоё верхней ступеньке – всё знаю, на самой нижней – очень мало знаю, посередине – знаю, но не всё). В конце урока мы снова вернёмся к «Лесенке достижений» и проверим, изменится ли ваше положение на лесенке.


2. Следующая остановка «Сообрази-ка»

- Ещё раз прочитайте слова в тетради. На какие группы можно разделить эти слова?

- На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные?

-На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные?

- Какие из этих слов пишутся с заглавной буквы?

- Молодцы!


3. Остановка «Вспоминай-ка». Работа в парах.

- Давайте вспомним, как работать в паре?

- Возьмите листочек со словами, прочитайте их.

Слова: собака, альбом, гнездо, ночь, лестница, рожь, солнце, ткань, Петя.

- Обсудите на какие 3 группы можно разделить эти слова?

- Правильно (читает стих).

Женский род запомню я

И скажу: «Она –моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно -моё» -

Это правило – твоё!

- Подумайте на какие ещё 3 группы можно разделить эти слова?

Слайд 5

Запишите эти слова в три столбика по склонениям.

- Давайте проверим, правильно ли выполнили. Прочитайте слова 1 (2,3) столбика, объясните свой выбор

- Вы правильно справились с этим заданием.


4. А у нас остановка – «Отдыхай –ка»

Я буду называть слова.

Если это существительное 1 –го склонения – хлопаете в ладоши.

Если это существительное 2 – го склонения – приседаете.

Если это существительное 3 – го склонения – прыгаете на месте.


Слова: девочка, солнце, рожь, ночь, ветер, парта, медведь, ручка, автобус, меч, молодёжь.


5. Следующая остановка «Подумай – ка».

Послушайте внимательно стихотворение. (читает стихотворение)

«У норы добычи ждёт

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крысы старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Что не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте!»


- Формы какого одного и того же слов вы услышали?

Слайд 6

- Верно. Скажите, как изменялось слово «кот» в стихотворении?

Задайте вопрос к каждому слову и определите падеж.

Слайды 7-11


6. Остановка «Задание – тест».

(Раздаёт карточки с таблицами)

1

нырнул в воду

да

нет

2

играют в воде

да

нет

3

на морском берегу

да

нет

4

привез на берег

да

нет

5

скользят по воде

да

нет

6

в морской пучине

да

нет

7

жить на острове

да

нет


- Подпишите карточки над табличкой. Сейчас вы индивидуально определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обведите слово «да» - если другие, то обведите «нет».

- Выполнили? А теперь посмотрите, на доске правильные ответы

(Слайд 12) – давайте себя проверим.

- Поднимите руки, у кого ни одной ошибки.

- Поднимите руки, у кого одна ошибка … себе оценки внизу

- Давайте выставим сами себе оценки внизу на этом листочке, глядя на доску (Слайд 13).

(0 ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-5 ошибок – 3, 6-7 ошибок – 2)

(Собирают карточки).



7. Остановка «Сочиняй-ка». (Слайд 14)

Прочитайте слова про себя и составьте из них предложение.

дорожка, шла, узкая, поле, через, к, реке

- Молодцы. Посмотрите, и у меня тоже так. Слайд 15

- Разберите предложение по членам и частям речи.



- Какими членами предложения может быть имя существительное?










8. Последняя остановка – «Итог урока»

- Что мы сегодня повторили на уроке?








- Давайте вернёмся к нашей «Лесенке достижений». Подумайте на какой ступеньке вы сейчас находитесь.

- Кто сейчас встал на самую высокую ступеньку?

- А кто стоит посередине?

- А у кого ничего не изменилось? Значит, вам необходимо ещё поработать над этой темой.


Закончен урок,

И путешествие закончилось,

Спасибо, ребята, огромное вам!




Отметки за работу на уроке.

В учебнике упр. 350 (1 вариант: списать и разобрать по членам предложения, 2 вариант: списать и надписать части речи, которые вы уже знаете).


Получают эмоциональный настрой на восприятие.





Запись даты в тетрадь с проговариванием орфограмм.





Записывают слова в тетрадь



-Словарные слова.

-Это имена существительные.


- Имя существительные.




«Лесенка достижений»







-Одушевленные и неодушевлённые.

- На вопрос кто?


- На вопрос что?


- Собственные имена существительные.



Памятка на парте.

Листочек со словами.



- Имена существительные мужского рода, женского рода, среднего рода.




- На три склонения.



Объясняют свой выбор.



























- Слова «Кот».


- По падежам.




Карточки с таблицами.









Выполняют самостоятельно.


Сравнивают ответы.


- Поднимают руки.

- Поднимают руки.



Выставляют себе оценки.




Узкая дорожка шла через поле к реке.


Разбирают предложение.


-Имя существительное может быть в предложении подлежащим и дополнением.





Мы повторили род имён существительных, что они изменяются по числам, падежам, что они бывают собственные и нарицательные…


Работают с «Лесенкой достижений».

Поднимают руки.

Поднимают руку.
















Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать, говорить

.


Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися


Познавательные:

- постановка и решение проблемы;


Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение работать в группах.















Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество;

развитие умения слушать и понимать речь других, обмениваться впечатлениями;

развитие умения работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

контроль и самоконтроль учебных действий;

развивать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

































































Регулятивные:

контроль, коррекция знаний.

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль




Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;









6



Опубликовано


Комментарии (1)

Волкова Светлана Ивановна, 29.05.20 в 20:13 1Ответить Пожаловаться
"Лесенка достижений" - интересный прием. Спасибо за идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.