Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Имя существительное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Цель урока: формирование общего понятия об имени существительном.
Задачи:
- учить различать предмет и слово как часть речи;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать речь учащихся;
- обогащать словарный запас учащихся.
Предметные УУД: знать морфологические признаки существительных, синтаксическую роль существительных в предложении, уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания, доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, уметь определять морфологические признаки существительных.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сравнивать, обобщать, строить рассуждения, воспроизводить информацию по памяти, структурировать знания, приводить примеры в качестве доказательств.
Личностные УУД: оценивать собственную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока, высказывать предположения, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Оборудование: компьютер, смартфон.
Этап урока | Методы и приемы обучения | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный момент | Беседа | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. | Используют ссылку для подключения к конференции в приложении Zoom. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Иллюстрация, опрос | Посмотрите внимательно на слайд, разгадайте ребус и попытайтесь определить тему нашего сегодняшнего урока (имя существительное) слайд 1 Но мы ведь уже говорили о существительном на предыдущих уроках. О чем тогда сегодня будем говорить? (Имя существительное. Обобщение) Что нам предстоит сегодня повторить? | Разгадывают ребус, высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цель, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | |
Обобщение и систематизация знаний | Фронтальный опрос, работа с ЭОР (http://gramota.ru/) | Давайте вспомним все об имени существительном и выполним следующее задание. Верное/неверное утверждение (слайд 2). 1.Имя существительное обозначает признак предмета. 2.Имена существительные изменяются по числам, родам и падежам. 3.Род является постоянным грамматическим признаком существительных. 4.Слова пенальти и кольраби относятся к существительным мужского пола. 5.Слово знамя является разносклоняемым существительным. 6.Изменение существительных по числам и падежам называется спряжением. 7.Имя существительное в предложении может выступать в роли сказуемого. Используя все возможности сайта ГРАМОТА.РУ, расставьте ударения в словах (слайд 3) КАТАЛОГ ДОГОВОР КВАРТАЛ ДОСУГ ЖАЛЮЗИ ИСКРА КИЛОМЕТР СТОЛЯР ШАРФЫ СИРОТЫ. Проверка (слайд 4) Чем различаются данные слова? (Слайд 5) Роза – роза Шарик – шарик Ласточка- ласточка Что такое имя собственное? Чем они отличаются от нарицательных? Рассмотрите картинку (слайд 6) и назовите имена собственные. Сколько имен собственных Вы нашли? Составьте с каждым существительным предложение. Слайд 7 содержит ребусы, в которых зашифрованы существительные. Одно из существительных является несклоняемым. Найдите его. Филворд (слайд 8). Найдите слова изображенные на картинках в филфорде, зачеркните найденные слова. Из оставшихся букв составьте слово, определите его род. | Высказывают своем мнение, формулируют речевые высказывания, отвечают на вопросы учителя. Работают с сайтом http://gramota.ru/ , расставляют ударения в словах. Высказывают свои мнения, предположения, работают с иллюстративным материалом. Разгадывают филворд. Находят несклоняемое существительное, определяют его род. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - организовать выполнение заданий учителя; - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности; - осуществлять самоконтроль. | |
Контроль | Работа с ЭОР https://resh.edu.ru/ | Выбрать ссылку, соответствующую своему варианту (слайд 9), и выполнить контрольное задание в РЭШ. | Выполняют контрольные задания в РЭШ. | Регулятивные УУД: - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности. | |
Рефлексия | Беседа | Посмотрите внимательно на слайд 10, на котором изображены острова. На каком из островов вы сегодня пребывали? | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; |