Урок русского языка 4 класс по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Урок русского языка в 4 классе
"Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Тип урока: закрепление знаний
Цели : -формировать практические навыки правильного написания мягкого знака после шипящих в глаголах
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах.
Задачи:
Обобщить и систематизировать изученное ранее о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах;
Развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать, умение доказывать свою точку зрения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня наш урок пройдет под девизом: "Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться!"
2. Актуализация знаний.
-Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной части речи: Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто, что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам … (глагол)
3. Сообщение темы и целей урока.
-Какую тему, связанную с этой частью речи, мы начали изучать на прошлом уроке? (Мягкий знак после шипящих в глаголах)
-На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы.
-Давайте составим план нашей работы. (1.Понаблюдать, 2. Сделать выводы 3.Поупражняться)
-Какую цель поставим перед собой? (Научиться правильно писать глаголы с мягким знаком после шипящих)
-Посмотрите на доску и выберите те звуки, которые нам понадобятся для изучения темы.
Ж П Ч М М Щ Ш К (Ж, Ш, Щ, Ч)
-Что общего у этих звуков? (они шипящие)
-Какие ещё орфограммы связаны с этими звуками? (гласные после щипящих:жи-ши, ча-ща,чу-щу; о-ё после шипящих)
4. Проверка домашнего задания.
-В упр.5 из домашнего задания вы должны были вспомнить изученные случаи орфограммы "Мягкий знак после шипящих" и записать слова, вставляя, где необходимо мягкий знак. Давайте проверим.
(Образец на слайде 1 на доске)
5.Закрепление изученного материала
-А вот как выполнил это упражнение четвероклассник Вова. (на парте листок с выполненным заданием).
-Сейчас вы будете работать в парах. Какие задачи перед собой поставите? (Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод)
-В каких словах Вова допустил ошибки?
выписываю на доску: беречь
сидишь
заплачь
-Что не знает Вова? (правописание мягкого знака после шипящих в глаголах).
-В какой форме стоят эти глаголы?
выписываю на доску: беречь- начальная форма
сидишь- 2л.ед.ч.
заплачь -выражает просьбу
-Получается, нам надо запомнить три правила, когда пишется мягкий знак после шипящих в глаголах? А Катя сказала, что можно запомнить только одно правило. Согласитесь с Катей? (наблюдение на стр. 110 в учебнике)
-Давайте составим модель
ГЛАГОЛ
с.111 продолжим читать правило. Как дополним нашу модель?
ГЛАГОЛ
например: стричься
назначьте
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».
- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.
Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много куч, оторвёшься, могуч, глушь.
- Сядьте те, кто не ошибся! МОЛОДЦЫ!
(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)
- Над чем нужно поработать?
-Мы с вами понаблюдали, сделали выводы, теперь выполните задания. Выберите из списка только те слова, которые относятся к нашей теме. Какая тема?
Обруч, спросишь, дочь, горяч, испечь, готовишься, чертёж, листаешь, вещь, прячьте.
Проверка: Спросишь, испечь, готовишься, листаешь, прячьте.
- С.111 упр.1 Прочитайте пословицы. Найдите пословицу, которая имеет такое значение: нужно приложить желание и старание, чтобы что-то изучить. (Сам не научишься- никто не научит.
-Объясните написание мягкого знака после шипящих.
6.Подведение итогов и рефлексия
-Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли этой цели?
-Когда пишется мягкий знак после шипящих у глаголов?
-Достаньте листок самооценки и отметьте.
Хотелось бы похвалить работу в парах .... .Ребята работали дружно, каждый высказывал своё мнение, слушали внимательно друг друга. Молодцы!
7. Домашнее задание : упр.1 стр. 111 закончить.
Голдина Лилия Вильевна