Урок на тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» (Русский язык, 5 класс)
Конспект урока
по русскому языку
в 5 классе
разработан в соответствии
с требованиями ФГОС
с использованием современных образовательных
технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология)
Разработала
Поважнюк С.А., учитель
русского языка
и литературы
"Школа-гимназия №3"
города Армянска.
Армянск
2016
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Задачи:
обучающие:
формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
формирование способности различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи.
формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы.
активировать словарный запас учащихся.
развивающие:
развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
воспитательные:
воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;
формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развивать навыки владения основными орфографическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка;
- умение на практике применять теоретические знания.
Личностные: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.
Тип занятия: изучение нового материала.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ИКТ; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ.
Средства обучения: мультимедийные средства, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 класс». Часть 2. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. (М.: Просвещение, 2014);
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда!
- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем, совместной работой порадуем себя и наших гостей.
2. Актуализация знаний.
Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправляемся в экспедицию. Что обозначает это слово? Кто мне подскажет? (ответы учащихся).
Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю.
- Скажите, а в каком словаре подаётся лексическое значение слова?
- С толковым словарём русского языка С.И.Ожегова работала ... (имя ученицы).
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаётся такое объяснение:
Экспедиция – это поход, поездка отряда со специальным заданием.
- Итак, отряд – это мы все, кто находится в нашем классе.
Наше задание – подробнее разобраться в русском правописании и, по возможности, сделать интересные открытия.
Участники экспедиции должны знать о предмете поиска, а подскажет нам его герой книги Н.Носова Незнайка. Он тоже хочет с нами отправится в экспедицию, поэтому приготовил нам задание.
- Внимательно послушайте и определите о какой части речи будет повествоваться.
Инсценизация.
Незнайка: - Я невзлюбил эту часть речи еще задолго до того, как узнал о ней. Всю жизнь она меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А кому понравится слышать о том, что тебя видят насквозь?
- А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо (достаёт пульт) щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которых видимо-невидимо. (М.Н.Енина)
- Что же это за часть речи, от которой нет покоя? (Наречие).
- Как вы определили? (вопросы, слова, которые указывают на признак действия)
- Какие словосочетания с наречиями запомнили? (стой прямо, сиди ровно, говори правильно, носиться вскачь, лежать горизонтально)
- Итак, предмет поиска - наречие. (СЛАЙД 1)
- Ребята, возьмём с собой Незнайку?
3. Мотивация учебной деятельности.
- Очень часто в экспедиции возникают трудности, и участники похода должны научиться их с честью преодолевать. Вот и у нас первое испытание.
Решить лингвистическую задачу. (СЛАЙД 2)
1. Привлеч(?) товарища;
2. Долго помниш(?);
3. Лесная глуш(?);
4. Пахуч(?) весной;
5. Открыты настеж(?).
- Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить?
- Какова тема нашего урока?
4. Постановка задач.
Попробуйте сформулировать тему урока (обучающие формулируют тему урока). (СЛАЙД 3)
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Какую проблему мы будем с вами исследовать ? (обучающиеся формулируют задачи урока: различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи; выработать навык написания мягкого знака на конце наречий; совершенствовать орфографические навыки; расширять словарный запас и развивать речь).
5. Работа над новым материалом.
- Экспедиции снаряжаются, чтобы сделать новые открытия. Мы тоже можем совершить открытие для себя, если, конечно, постараемся. Думаю, без труда справимся с новым заданием: мы будем исследовать орфограмму.
Наблюдение над материалом, побуждающий к открытию новых знаний.
На доске появляется запись: (СЛАЙД 4)
ПОДУМАЙ
настежь уж
наотмашь замуж
навзничь невтерпёж
сплошь
вскачь
- Какой частью речи являются эти слова? (это наречия).
- Докажите, что это наречия? (неизменяемая часть речи , отвечает на вопрос как? обозначает признак действия... )
- После каких шипящих написан мягкий знак? (это ч, ж, ш )
- У скольких слов мягкого знака нет? ( у трёх )
- После какой буквы в словах уж, замуж, невтерпёж нет мягкого знака? (после буквы ж ).
- Как называются слова, которые не подчиняются правилу? (слова – исключения.)
ВЫВОД: - Итак, ребята, наша экспедиция только что провела лингвистическое исследование какой орфограммы?
(Мягкий знак после шипящих в конце наречий).
- Кто из вас постарается сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у наречий? (Во всех наречиях после шипящего пишется мягкий знак. Исключение составляют только три наречия: уж, замуж, невтерпёж).
- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода прочитаем правило в учебнике на стр. 71. Может быть что-то не сказали. Проверим.
(Дети открывают учебники и один из уч-ся читает правило вслух).
ВЫВОД: наше исследование закрепим рифмовкой. (СЛАЙД 5)
Вставьте необходимые ключевые слова из правила и запишите вывод:
«Во всех наречиях ты … найдешь, кроме … слов: … , … , …».
Ключевые слова: мягкий знак, трёх, уж, замуж, невтерпеж.
(СЛАЙД 6)
Правила написания наречий запомнить легко:
Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.
- Запишите эту рифмовку себе в тетрадь.
6. Закрепление изученной орфограммы.
Орфограмму "Мягкий знак после шипящих в конце наречий" мы исследовали. А теперь (для полного исследования) нам надо усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило.
Задание 1. Выполнить упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие по вариантам:
В-1: 4-5 предложение, определить синтаксическую роль наречия.
В-2: 4-6 предложение, определить синтаксическую роль наречия.
У доски работают 3 уч-ся (записывают В-1: 4,5 В-2: 6 предложения, обосновывают орфограмму).
ВЫВОД: все ли наречия записали с мягким знаком? В каком предложении наречие записали без мягкого знака? (6 предл.) Почему? (исключение). Во всех наречиях пишем после шипящих "ь", кроме исключения. Синтаксическая роль наречия в предложении ... обстоятельство.
- Ребята, как вы думаете, почему уж, замуж, невтерпёж пишутся без мягкого знака? (варианты ответов учащихся).
Среди участников экспедиции находятся языковеды , которые и объяснят эти исключения. (Опережающее домашнее задание).
Ученица 1:объяснить исключения замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных муж и терпёж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.
Ученица 2: интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устаревшее), которое обозначает «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется в современном русском языке с мягким знаком.
ВЫВОД: - Благодарим языковедов за историческую справку. Теперь мы не только знаем, как пишутся эти слова, но можем обосновать их написание.
Но иногда мы допускаем ошибки в произношении наречий, чтобы этого избежать предлагаю орфоэпическую разминку.
(Словосочетания записаны на доске.)
Задание 2. Орфоэпическая разминка.
Прочитайте правильно, поставив ударение в наречиях:
пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, взглянуть мельком. (мельком - допускается 2 варианта, но 1-й - более правильный).
ВЫВОД: надеюсь в дальнейшем вы будете следить за своей речью и речью одноклассников, чтобы не допустить нарушений в произношении.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проверка на внимание и знание материала)
Сейчас я буду называть слова с шипящими на конце. Если мягкий знак есть в слове, то встают девочки, если его нет – мальчики. Приготовились.
Встаешь (д), малыш, ночь (д), замуж, играешь (д), много туч, печь (д), нож, навзничь(д), гонишь(д), уж, хорош, вскачь (д), горяч.
- Физкультминутка дала возможность проверить вас на внимание и знание материала. Усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило мы будем и дома. Откройте дневники запишите домашнее задание: (запись на доске) стр.71, выучить правило; письменное задание по выбору учащихся: упр. 419 (объясняю); составить лингвистическую сказку "Мягкий знак в словах после шипящих "
- Продолжаем работу экспедиции: совершенствовать орфографические навыки. Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых частей речи и спрятался в других словах. Помогите найти беглеца.
Задание 3. «Отыщите беглеца!».
Выписать слова с мягким знаком.
Грош?, береч?, проч?, наотмаш?, вскач?, скрипач? , тысяч?, навзнич?, сплош?
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, верно ли выполнено задание. Не допущены ли ошибки в правописании? Выставьте отметки. Исправления и выставление отметок делайте карандашом.
Правильные ответы на доске: беречь, прочь, наотмашь, вскачь, навзничь, сплошь - 6слов. Обратить внимание на ударение в слове «наотмашь».
Критерии оценивания записаны на листах раздаточного материала по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
"5" - 0;
"4" - 1 ;
"3" 2-3;
"2" - 4 и больше.
ВЫВОД: Подымите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте на полях карандашом «5» . Кто допустил 1 ошибку? Поставьте на полях карандашом «4». Я надеюсь, что в следующий раз ошибок не будет вовсе.
- Итак, ребята, правильно выполненная работа подводит нас к тому, что мягкий знак после шипящих пишем в глаголах и наречиях, кроме уж, замуж, невтерпёж.
- Как и любое исследование - утомительно. Предлагаю послушать музыку. Непросто музыку, а музыку ... ВЕСНЫ. Слышали?!
Учащиеся слушают МУЗЫКУ ВЕСНЫ - релаксация.
- Какое настроение навеяла музыка? С каким праздником она ассоциируется? (праздником весны - 8 Марта, день, когда мы поздравляем своих милых, дорогих и любимых женщин).
Задание 4. Творческая работа.
Предлагаю ребятам составить несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта.
Используйте словосочетания с наречиями:
искренне желаю , сердечно поздравляю, живи счастливо , сияет ярко, удивительно красиво. (дети могут вводить свои словосочетания с наречиями).
(Можно показать открытку с 8 Марта для развития творческого воображения).
Прослушать несколько работ, обратить внимание на правильность выполнения задания.
ВЫВОД: Молодцы, я надеюсь, что наш урок не прошёл впрок. В предложениях вы использовали наречия, которые играют немаловажную роль в поздравлении, делая его образнее, поэтичнее. Я надеюсь, что ваши искренние поздравления мамам, бабушкам подарят им поистине праздничное весеннее настроение.
- Ребята, нам осталось провести итоговое исследование, которое поможет сформулировать орфограмму "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".
Задание 5. Определить в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, а в каких нет. Обоснуйте свой ответ.
Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч.., хорош.., сплош.., скрипуч.., горяч.. , свеж..
береч.., вскач.., пишеш.. .
Работа в группах.
1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы
(дочь, ночь, мяч, туч)
2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы
(хорош, скрипуч, горяч, свеж)
3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы
(беречь, пишешь, навзничь, вскачь).
Капитаны выходят к доске и делают выводы (по какому принципу выписывали слова):
1-я группа: Вывод: дочь, ночь, мяч, туч;
женский род, единственное число, 3-е склонение - пишем мягкий знак;
мужской род; множественное число - мягкий знак не пишем.
2-я группа: Вывод: хорош, скрипуч, горяч, свеж;
в кратких именах прилагательных мягкий знак не пишем никогда.
3-я группа: Вывод: беречь, пишешь, навзничь, вскачь;
неопределенная форма: беречь; пишешь - 2-е лицо, единственное число; во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: уж, замуж, невтерпёж.
Группы оценивают друг друга: 2группа оценивает 1 группу, 3группа. - 2 гр., 1группа - 3 гр.
ВЫВОД: Итак, ребята, какую орфограмму вы исследовали? ("Мягкий знак после шипящих в разных частях речи"). Мы подвели итог в написании мягкого знака в существительных, кратких прилагательных, глаголах и наречиях.
7. Рефлексия.
Наша экспедиция отлично справилась с орфографическими открытиями и возвращается домой. Но поставим точку в нашей экспедиции только тогда, когда запишем свои исследования в Книгу открытий.
На партах есть листы "Исследования в написании наречия". Запишите, какие открытия для себя сделали вовремя экспедиции.
- Итак, ребята, вовремя экспедиции вы достигли поставленной цели?
- Где эти знания вам могут пригодиться?
- Активным ли был Незнайка в экспедиции? Как бы вы его оценили?
- Незнайка, тебе понравилась работа исследователей? Кого бы назвал более активным и оценил на отлично?
Отметки за урок.
Учитель: класс сегодня работал:
ОТЛИЧНО
ПРЕКРАСНО
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Практические задания.
1. Упражнение 418, стр.71. Читаем задание. Выполняем 1 предложение как образец, следующие (4,5,6 предложения) - по вариантам:
В-1: 4-5 предложение, определить синтаксическую роль наречия.
В-2: 4-6 предложение, определить синтаксическую роль наречия.
2. Орфоэпическая разминка. Поставить ударение в словах.
Пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, взглянуть мельком.
3. «Отыщите беглеца!»
Задание. Выписать слова с мягким знаком.
Грош?, береч?, проч?, наотмаш?, вскач?, скрипач? , тысяч?, навзнич?, сплош?
Критерии оценивания:
"5" - 0;
"4" - 1 ;
"3" 2-3;
"2" - 4 и больше.
4. Составь несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником 8 Марта. Используйте словосочетания с наречиями.
Искренне желаю , сердечно поздравляю, живи счастливо , сияет ярко, удивительно красиво.
5. Работа в группах. Провести итоговое исследование: в каких частях речи пишем мягкий знак после шипящих, обоснуйте свой ответ.
Доч.., ноч.., навзнич.., мяч.., туч. хорош.., сплош.., скрипуч.., горяч.. , свеж..
береч.., стереч.., вскач.., пишеш.., читаеш..
1-я группа: выписать слова-существительные, объяснить орфограммы.
2-я группа: выписать слова- прилагательные, объяснить орфограммы.
3-я группа: выписать глаголы и наречия, объяснить орфограммы.
6. Подберите к наречиям, которые заканчиваются на шипящий, глаголы; составьте словосочетания:
В-1: вскачь, невтерпёж.
В-2: замуж, наотмашь.
Фамилия ______________ имя ____________
Исследования в написании наречия.
Допишите предложения.
1. В наречиях мягкий знак пишем ...
2. Мягкий знак не пишем в таких наречиях: ... ... ...
3. Чаще всего наречия зависят от ...
4.В предложении обычно наречие выступает ...
5. Свою работу я оцениваю на ... , потому что ...