Урок русского языка в 6 классе: Дорогою добра. Концепт «добро»
Урок русского языка. 6 класс
Дорогою добра.
Концепт «добро».
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,
А если с другом худо - не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь - не детская игра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
На прошлом занятии мы уже начали разговор о слове «добро». Надо сказать, что в языке любого народа есть такие слова, которые больше, чем просто слова. В них закреплено так много смыслов, что они образуют своеобразное языковое поле. А слово в центре этого поля становится единицей сознания. Сознания целого народа. Эта языковая единица сознания, кроме понятия, закреплённого на уровне лексического значения слова, обогащена культурными смыслами и индивидуальными ассоциациями. Их создаёт народ, писатели, поэты, философы, мыслители, которые размышляют над значением этого слова. Поэтому значения этого слова изменяется вместе с развитием языка и культуры, обогащаются всё новыми и новыми образами. Такие языковые единицы принято называть концептами.
Слово «добро» - это тоже концепт. Слишком много в нём знаковых для русского человека образов и смыслов, которые о многом могут рассказать. О чём же?
Обратимся к вашему домашнему заданию. Посмотрим, что интересного и полезного вам удалось найти.
А знаете ли вы о том, что… (см. материал из предыдущего урока)
Продолжим наши наблюдения. О чём ещё может нам рассказать концепт добро(добрый)? Кстати, вы поняли, чем обычное слово отличается от концепта?
Итак, наблюдения над разными смыслами, ведущими к слову-концепту «добрый, добро», могут нам помочь представить, как жил, о чём думал наш предок, какие представления о мире имел, что хотел передать нам, своим потомкам.
Представления о том, что значит идти дорогою добра, сложились в нашем народе с появлением христианства.
Если есть представление о добре, есть и представление о зле. И довольно много слов, которые будут притягиваться к одному и другому. Давайте вместе попробуем их распределить:
Добро | Зло |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Право, лево, верх, низ, прямо, криво, перед, зад, свет, тьма, белый, чёрный.
Практически никто из вас не ошибся в распределении слов по колонкам. Почему? Возможно, на интуитивном, подсознательном, уровне каждый из вас понимает, что есть добро, а что зло; что хорошо, а что плохо. Эти знания содержатся в нашем языке, в нас самих, и это то, что нам досталось по наследству. Но мы не всегда осознаём то, чем владеем. Поэтому будем пытаться этому осознанию учиться.
Как называются слова по отношению друг к другу, которые распределились в разные колонки? ( антонимы)
По тому, как в русском языке эти слова распределяются в категориях добра и зла, мы можем судить о представлениях нашего народа о том, что он считает добрым, а что злым.
Правое-левое:
Когда-то давно слова «правый» и «левый» не определяли стороны, а обозначали направление: правое – правильное, в сторону света, а значит добра. Левое – неправильное, ложное, лукавое. В народном представлении сложился образ ангела и беса, которые находятся за правым и левым плечом человека. Соответственно, то, что справа – правильное, от Бога. Что слева – с противоположной стороны, по другую сторону добра, значит - зло.
Вспомните, в Лукоморье у А.С.Пушкина кот учёный ходит по цепи кругом: пойдёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. Почему?
Песня связывалась с народной жизнью, её пели и в светлые, и печальные минуты жизни – она отражала представления о реальной жизни человека. А сказка – это вымысел. И хотя в ней есть «намёк – добрым молодцам урок», она всё же являлась ненастоящим (физкультминутка: поём песню «Дорогою добра»).
Верх – низ:
Верх – добро, потому что там небеса, седьмое небо – образ рая; солнце – свет, Бог…; низ – падение, грех, ад…
Прямо – криво; перед – зад:
Прямой, значит откровенный, правильный, открытый. В сказках и былинах герой выбирает прямой путь. Не может Илья Муромец объезжей дорогой идти. Он идёт прямиком на врага. Иванушка, совершая путь в иное царство через избушку Бабы Яги, тоже должен прямым путём пройти. Вот почему он не забегает со стороны леса, а говорит заветную фразу-формулу: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом. Перед - и есть прямой, открытый, не тайный…Зад – задворки, непрямой, лукавый, кривой…через задворки только вор ходит или тот, кто таится (прячется).
Свет – Тьма:
Свет – это там, где солнце всходит, восток. Именно в восточной стороне в храмах православных находится алтарь. Свет – это одно из имён Бога.
А тьма – это отсутствие света. Там нет Бога, вот и темно. Темно становится, когда солнце садится. А садится оно на западе. Вот почему в западной стороне в православных храмах изображаются сцены Страшного Суда и ада с грешниками.
Белый – чёрный:
Белый как синоним светлого, чистого, непорочного относится к Свету, Богу, Добру. Хотя так было не всегда. Холодный белый цвет в языческие времена означал стужу и смерть. Язычники-славяне веровали в то, что смерть находится на севере, где вечные снега. Именно там находится замок Мораны – богини, символизировавшей смерть. От этого имени берут начало такие слова, как морок, мрак, смерть…Но в христианскую эпоху это представление изменилось. Белый стал связываться не с холодом, а со светом. А свет не может быть холодным. Соответственно, чёрный стал обозначать смерть. И со временем белый саван (цвет траура у язычников) поменялся на чёрный. Именно в чёрный мы облачаемся, когда провожаем кого-то в последний путь.
Корень прав- необычайно плодотворен в нашем языке, вся человеческая деятельность, с точки зрения русского самосознания, должна быть освещена идеей правоты. Слово «правда» исконно означало свод правил, по которым жили русские люди. И первое русское собрание законов и правил называлось «Русская правда». Правду ,как правило русской жизни, то есть жизни в добре, народ рассматривал как всепобеждающую силу: Не в силе Бог, а в Правде. А ещё говорили: деньги могут много, а правда – всё. Насколько благим понятием «правый» пронизана вся наша жизнь, настолько слово «левый» носит в русском языке и сознании ярко негативную окраску. Отсюда такие слова как «левачить», «левак», «гулять налево», «добыть слева», «зайти слева» - это всё о неприглядных, неприличных и незаконных делах.
Что нового вы сегодня на уроке узнали?
Что для вас было неожиданным открытием? Что удивило? Озадачило?
Какие вопросы у вас возникли?
***
Прокомментируйте афоризмы:
Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает. (Чешский педагог ХVII века Я.А. Коменский)
Без добрых дел и пост не спасёт. (Русский писатель ХIХ века А.П.Чехов)
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (Русский историк В.О.Ключевский)
Словарная работа по материалам урока
1.Объясните значения слов, выражений:
Белый свет – Судьба-
Худо- Падения-
Взлёты- Чудо-
Сомнения- Соблазны-
Закон негласный-
Как вы поняли, что значит концепт? Чем концепт отличается от обыкновенного слова?
Какие представления притягивает концепт добро в своё языковое поле?
Как по- вашему связаны понятия добро (добрый) с понятием правый, правда?
Что значит идти дорогою добра?
_________________________________________________________
Какие разделы русского языка помогают нам в работе над смыслами концепта добро? Что изучает этот раздел (разделы)? (Лексика; изучает словарный состав языка – слово и его значения)
Какие словари вам помогли узнать больше об этом слове и других словах, образующих языковое поле концепта? (Толковые словари; словари синонимов; Этимологический словарь; Словарь фразеологизмов и крылатых выражений)
_________________________________________________________________
Что лично для себя я приобрёл(а) в процессе этого урока?
Какие важные знания, приобретённые на уроке и в процессе подготовки домашнего задания, мне пригодятся в будущем?
Какие качества я открыл(а) в себе на уроке и во время подготовки к
уроку?
____________________________________________________________
Немного из истории: левое - правое
Знаете ли вы о том, что руки (левую и правую) раньше на Руси называли сорокой и вороной. Левой рукой обычно давали, а правой – брали. Просрочить – не отдать вовремя (сорока), проворонить - упустить возможность взять (ворона).
Сорочинской называли ярмарку, на которой торговали с руки. Вообще слов для обозначения разных частей тела было много. И только со временем всё упростилось.
В целом всю правую сторону считали мужской, а левую – женской. Всё, что находилось справа, считалось черным, а что находилось слева – белым. И это не было связано с понятиями «хорошо» - «плохо». Это было связано с пространственными, географическими и мифологическими представлениями наших предков.
Мужчина – олицетворение Отца Небесного, Огня. Огонь жжёт и выжигает. Поэтому сторона правая – чёрная. Она ещё обозначала юг и южное направление. Кроме того, правая сторона, именуемая вороном, дала название русскому воину. Это олицетворение воли, устойчивости и твёрдости. В русской православной традиции военный человек получил наименование от названия правой стороны. Отсюда позже и пошло: встать с правой ноги, наше дело правое и т.д.
В протестантской традиции военный человек получил наименование от названия левой руки (сороки) и стал именоваться солдатом. И прежде лишь солдаты, а не воины начинали движение с левой ноги.
Левая сторона также олицетворялась с женским началом и связывалась с водой, которая отмывает, потому и белая. Левая сторона географически была связана с севером. Там, на севере, большая вода, снега.
Также некогда существовали времена, когда одни слова писали только в правую сторону, а некоторые – только в левую. В правую сторону писали правой рукой, а в левую – левой. Правая рука называлась «пурос» или «пулос», а левая рука называлась «манус» - отсюда слово «манипуляция», то есть взаимодействие обеих рук.
Слова в значении «писать» тоже были разными . Писали только правой рукой и в правую сторону. И этот процесс стали называть правописанием.
А в левую сторону «скрипели» или «скрыпели». Скрыпеть и означало – писать в левую сторону левой рукой. «Скрыпя манусом» - левой рукой в левую сторону – отсюда манускрипт. На востоке в слове «манускрипт» начальную букву «м» стали писать наклонно лежащей на левом боку и читали её как начальную букву «с», а букву «п» в конце слова читать и писать и вовсе перестали, поэтому слово «манускрипт» стали произносить как «санскрит». То есть изначально слово «санскрит» означало написание левой рукой в левую сторону. Сейчас в левую сторону пишут арабы. Когда-то скрыпящих ( то есть пишущих в левую сторону) называли «альскары» или «альхары» или «ахары». Со временем это слово перешло в звучание «арабы». То есть буквально араб – это тот, кто пишет левой рукой в левую сторону.
Также наши предки учились чертить и резать. «Чертить» - то есть писать горизонтальными черточками, отсюда слово «чертА». А «резать» означало писать вертикальными черточками, отсюда слово «рЕзы». Черты и резы нужны были для начертания букв, слов и текстов. Сегодня словом «черноризец» мы называем монаха, который носит чёрную ризу (рясу), но изначально так называли тех, кто владел искусством черт и рез, умел писать и переписывать тексты. Другое название «монах»исторически связано со словом «манус», что связывалось с левой стороной. В монастырях они надевали черную одежду, находясь как бы на исправительных работах. Слово «черноризец» иногда произносилось как
Бурых Елена Владимировна