Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах имён прилагательных»

МКОУ Травкинская основная общеобразовательная школа
Разработал
Жуковский Александр Владимирович,
учитель русского языка и литературы
Травкино
2012
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Цели: познакомить детей с орфограммой «Одна и две буквы н в именах прилагательных», учить видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм, учить находить слова-исключения и правильно их писать.
Задачи: 1.Образовательные:
– формировать у учащихся умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»;
– активизировать и закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».
2.Развивающие:
– развивать логическое мышление учащихся – умение выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
– развивать активность мышления, памяти и внимания, коммуникативных навыков.
3.Воспитательные:
– развивать познавательный интерес;
– формировать у учащихся потребность в приобретении знаний;
– стимулировать мотивацию к учению через деловое сотрудничество (работу в парах).
Базовый учебник: Русский язык. 6 класс.- [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.].- 31-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 254 с., ил.
Тип урока: изложение нового материала.
Метод обучения: иллюстративно-словесный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, доска, компьютер и мультимедийный проектор, сигнальные карточки, опорная схема (плакат), карточки для самостоятельной работы, плакат со словарными словами, смайлики.
Ход урока:
I Оргмомент.
Друзья мои! Я очень рад
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе – гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.
- Я раздаю смайлики, на которых нет рта. Учащиеся в конце урока дорисуют их, выразив таким образом своё отношение к уроку.
II Актуализация знаний.
Сначала повторим способы образования прилагательных.
Примеры записаны на доске: (или слайд ).
совестливый – совесть,
талантливый – талант,
доверчивый – доверять,
задумчивый – задуматься,
пищевой – пища,
кумачовый – кумач.
– Определите часть речи данных слов. (Прилагательные.)
– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)
– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальным.)
– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.)
III Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с правописанием имён прилагательных и поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать прилагательные с данными суффиксами.
(Запись в тетрадь: дата, классная работа, тема).
IV Изучение нового материала.
1. Работа с опорной схемой.
- Обратим внимание на слайд:
Опорная схема:
В суффиксах прилагательных
нн н
(от существительных) (от существительных)
1) лунный луна 1) –ин-: соколиный сокол
каменный камень лебединый лебедь
2) торжественный торжество 2) –ан-: кожаный, -ян-: травяной
клюквенный клюква Искл: оловянный
Искл: ветреный деревянный
стеклянный
3) В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных!
туманная – туманна красная – красна
- Образуйте от существительных прилагательные и запишите их в тетради с выделением суффиксов (учитель на доске):
а) сон (сонный), туман (туманный);
б) мужество (мужественный), солома (соломенный);
в) гусь (гусиный), земля (земляной), песок (песчаный);
д) Запомните! Зелёный, синий, юный, румяный, свиной.
- Образуйте краткие прилагательные от полных:
е) пустынная (пустынна), ужасная (ужасна).
2. Чтение орфограммы №38 в учебнике на с.132.
- Прочитайте орфограмму №38 про себя, вслух.
- Пользуясь опорной схемой, расскажите о написании двух Н в суффиксах прилагательных. Одной буквы Н в суффиксах прилагательных.
3. Показ учащимся мнемонического приёма запоминания правила.
ан | ян | ин | онн | енн | н + н |
V Закрепление изученного материала.
1. Первичное закрепление.
Выполнение у доски с комментированием №316.(По 5 слов с выделением орфограммы – первые 5 одна уч-ца, последние 5 – другая уч-ца).
2.Выполнение на месте №318 с комментированием.
(4 слова одна уч-ца из 1-го абзаца и 4 слова вторая уч-ца из 2-го абзаца по цепочке).
3. Работа с сигнальными карточками: н и нн.
- Я показываю прилагательное с пропущенной буквой в суффиксе, а вы показываете карточку с н или нн и объясняете выбор.
(Слова написаны на карточках).
Деревя..ый, голуби..ый, лимо..ый, оси..ый, огне..ый, водя..ой, соломе..ый, зелё..ый, карма..ый, оловя..ый.
4. Самостоятельная.работа по карточкам. Выборочный диктант.
(Запись слов в два столбика. Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой).
Н | НН |
| |
Ко(н,нн)ый плуг, це(н,нн)ые сведения, журавли(н,нн)ая стая, даль пусты(н,нн)а, шерстя(н,нн)ая кофта, урага(н,нн)ый ветер, книга интерес(н,нн)а, стекля(н,нн)ый сосуд, кури(н,нн)ое яйцо.
5. Буквенный диктант.
- Я диктую прилагательные, а вы записываете номер слова и одну или две буквы Н (или слова записаны на слайде).
1.Весенний, 2. Костяной, 3. Лиственный, 4. Искусственный, 5. Юный, 6. Жестяной.
Ответы: 1нн, 2н, 3нн, 4нн, 5н, 6н.
VI Домашнее задание.
§ 56 , выучить орфограмму № 38 и словарные слова, № 321. (С комментированием).
VII Подведение итогов, рефлексия.
– Перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется н;
– Перечислите суффиксы прилагательных, где пишется нн;
– В каком ещё случае в прилагательном может писаться нн? Назовите все условия написания НН в суффиксах прилагательных.
– Перечислите исключения из правил.
– А какие слова нужно запомнить?
Учитель собирает смайлики, которые раздал в начале урока, и подводит итог того, с каким настроением дети уходят с урока.
VIII Выставление оценок.
( С мотивацией).
6