12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр Владимирович Жуковский2006
Учитель первой квалификационной категории
Россия, Воронежская обл., Село Травкино
5

Урок русского языка 6 класс "Одна и две буквы -н- в суффиксах имён прилагательных"

МКОУ Травкинская основная общеобразовательная школа




















Разработал

Жуковский Александр Владимирович,

учитель русского языка и литературы



Травкино

2012


Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Цели: познакомить детей с орфограммой «Одна и две буквы н в именах прилагательных», учить видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм, учить находить слова-исключения и правильно их писать.

Задачи: 1.Образовательные:

формировать у учащихся умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»;
– активизировать и закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».

2.Развивающие:
– развивать логическое мышление учащихся – умение выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
– развивать активность мышления, памяти и внимания, коммуникативных навыков.

3.Воспитательные:
– развивать познавательный интерес;
– формировать у учащихся потребность в приобретении знаний;
– стимулировать мотивацию к учению через деловое сотрудничество (работу в парах).



Базовый учебник: Русский язык. 6 класс.- [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.].- 31-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 254 с., ил.
Тип урока: изложение нового материала.

Метод обучения: иллюстративно-словесный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, доска, компьютер и мультимедийный проектор, сигнальные карточки, опорная схема (плакат), карточки для самостоятельной работы, плакат со словарными словами, смайлики.





Ход урока:











I Оргмомент.

Друзья мои! Я очень рад

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда -

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

- Я раздаю смайлики, на которых нет рта. Учащиеся в конце урока дорисуют их, выразив таким образом своё отношение к уроку.

II Актуализация знаний.

Сначала повторим способы образования прилагательных.

Примеры записаны на доске: (или слайд ).

    совестливый – совесть,

    талантливый – талант,

    доверчивый – доверять,

    задумчивый – задуматься,

    пищевой – пища,

    кумачовый – кумач.

Определите часть речи данных слов. (Прилагательные.)

Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)

Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальным.)

Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.)

III Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с правописанием имён прилагательных и поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать прилагательные с данными суффиксами.

(Запись в тетрадь: дата, классная работа, тема).

IV Изучение нового материала.

1. Работа с опорной схемой.

- Обратим внимание на слайд:

Опорная схема:

В суффиксах прилагательных



нн н

(от существительных) (от существительных)

1) лунный луна 1) –ин-: соколиный сокол

каменный камень лебединый лебедь


2) торжественный торжество 2) –ан-: кожаный, -ян-: травяной

клюквенный клюква Искл: оловянный

Искл: ветреный деревянный

стеклянный

3) В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных!

туманная – туманна красная – красна


- Образуйте от существительных прилагательные и запишите их в тетради с выделением суффиксов (учитель на доске):

а) сон (сонный), туман (туманный);

б) мужество (мужественный), солома (соломенный);

в) гусь (гусиный), земля (земляной), песок (песчаный);

д) Запомните! Зелёный, синий, юный, румяный, свиной.

- Образуйте краткие прилагательные от полных:

е) пустынная (пустынна), ужасная (ужасна).

2. Чтение орфограммы №38 в учебнике на с.132.

- Прочитайте орфограмму №38 про себя, вслух.

- Пользуясь опорной схемой, расскажите о написании двух Н в суффиксах прилагательных. Одной буквы Н в суффиксах прилагательных.

3. Показ учащимся мнемонического приёма запоминания правила.

ан
н

ян
н

ин
н

онн
нн

енн
нн

н + н
нн


V Закрепление изученного материала.

1. Первичное закрепление.

Выполнение у доски с комментированием №316.(По 5 слов с выделением орфограммы – первые 5 одна уч-ца, последние 5 – другая уч-ца).

2.Выполнение на месте №318 с комментированием.

(4 слова одна уч-ца из 1-го абзаца и 4 слова вторая уч-ца из 2-го абзаца по цепочке).

3. Работа с сигнальными карточками: н и нн.

- Я показываю прилагательное с пропущенной буквой в суффиксе, а вы показываете карточку с н или нн и объясняете выбор.

(Слова написаны на карточках).

Деревя..ый, голуби..ый, лимо..ый, оси..ый, огне..ый, водя..ой, соломе..ый, зелё..ый, карма..ый, оловя..ый.

4. Самостоятельная.работа по карточкам. Выборочный диктант.

(Запись слов в два столбика. Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой).

Н

НН




Ко(н,нн)ый плуг, це(н,нн)ые сведения, журавли(н,нн)ая стая, даль пусты(н,нн)а, шерстя(н,нн)ая кофта, урага(н,нн)ый ветер, книга интерес(н,нн)а, стекля(н,нн)ый сосуд, кури(н,нн)ое яйцо.

5. Буквенный диктант.

- Я диктую прилагательные, а вы записываете номер слова и одну или две буквы Н (или слова записаны на слайде).

1.Весенний, 2. Костяной, 3. Лиственный, 4. Искусственный, 5. Юный, 6. Жестяной.

Ответы: 1нн, 2н, 3нн, 4нн, 5н, 6н.

VI Домашнее задание.

§ 56 , выучить орфограмму № 38 и словарные слова, № 321. (С комментированием).

VII Подведение итогов, рефлексия.

Перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется н;

Перечислите суффиксы прилагательных, где пишется нн;

В каком ещё случае в прилагательном может писаться нн? Назовите все условия написания НН в суффиксах прилагательных.

Перечислите исключения из правил.

А какие слова нужно запомнить?

Учитель собирает смайлики, которые раздал в начале урока, и подводит итог того, с каким настроением дети уходят с урока.


VIII Выставление оценок.

( С мотивацией).





6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.