Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Буквы е, ё, ю, я в начале слова и слога»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Майкорская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида"
Урок русского языка 2 класс
Тема: «Буквы е, ё, ю, я в начале слова и слога».
Учитель начальных классов
Шатрова Ольга Сергеевна
Тема урока: Буквы е, ё, ю, я в начале слова и слога.
Цель: Обобщение знаний употребления гласных Е, Ё, Ю, Я в начале слова или в начале слога.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная: закрепить умение писать слова с гласными е,ё, ю, я в начале слова и слога, продолжать работу над развитием навыков звукового и слогового анализа слов;
Коррекционно-развивающая: развивать ручную моторику через выполнение практических упражнений и разминки для пальчиков рук, корригировать зрительное и слуховое, фонетико-фонематическое восприятие, зрительную, слуховую память и её отдельные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, слуховое и зрительное внимание; формировать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развивать речевую активность детей во всех видах деятельности.
Коррекционно-воспитательная: способствовать развитию мотивации к учению, аккуратности при записи в тетради.
Ход урока.
Орг.момент.
- Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Повторение раннее изученного.
Игра «Найди лишнее»
- К нам должен придти гость.
-Посмотрите на доску, найдите лишнее слово.
(медведь, ёжик, лиса, белка) Приложение 1.
- Какое слово лишнее? (ёжик) Почему? (Начинается с гласной буквы.)
- Что необычного в этой букве? (даёт два звука, а пишется одной буквой)
- Какие ещё гласные буквы дают два звука? (е,ё,ю,я)
- В каких позициях эти гласные дают два звука?
- Кто подскажет чем будем заниматься на уроке?
Сообщение темы и цели.
- Сегодня будем учиться писать слова с двойными гласными.
- Слышите, что это? Кто шуршит? Саша, ты шуршишь?
- Кто это? К нам пришёл в гости ёжик. Герой рассказа «Живой букет» из учебника чтения. Осень нынче задержалась, снега мало, тепло. Вот бедный ёжик никак не может впасть в спячку. Пришёл попрощаться с вами. Да пришёл не с пустыми руками.
Минутка чистописания.
(звучит песня «Маленький ёжик»)
-Маленький ёжик - четверо ножек
По лесу идёт-идёт
Песенку поёт
-Туфты, туфты, туфты, туфт
На себе листок несу.
Самый сильный я в лесу
Но боюсь одну лиса. Фу!
-Вот и на ваших партах листочки. Посмотрите, что на них изображено? (Буквы е,ё,ю,я) Приложение 2.
-Создайте такие же буквы из проволоки.
-Подул ветерок. Понёс ваши листочки. Поменяйтесь листочками с соседом. Смастерите новые буквы. Запишите их в тетради.
-Самые красивые буквы обведите красным карандашом.
Словарная работа.
-Посмотрите и отгадайте в каком домике живёт ёжик? Почему? (Приложение 3.)
-А кто же живёт в другом домике? (заяц) Как догадались? ( по морковке)
-Составьте слово заяц из разрезной азбуки. Слово «заяц»- словарное слово. ---Составим звуковую схему этого слова.
1 звук-согласный, звонкий, твёрдый, обозначим синей фишкой;
2 звук – гласный, ударный, обозначим красной фишкой;
3 звук – согласный, всегда мягкий, звонкий, обозначим зелёной фишкой;
4 звук – гласный, безударный, обозначим красной фишкой;
5 звук – согласный. Глухой, твёрдый, обозначим синей фишкой.
Закрепление.
Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с.69 упр. 4 Прочитайте о чём разговаривают ёжик и заяц.
- Прочитаем по ролям ( надевают маски и читают по ролям). Приложение 4.
- Представьте, что вы артисты. Разыграйте перед нами эту сценку.
- Выпишите слова, в которых есть гласные, дающие два звука.
-Проверим какие слова вы выписали.
Физминутка.
- Чем хотел ёжик угостить зайчика?
Вот так яблоко
Вот так яблоко! (встали.)
Оно (руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (руки на пояс.)
Руку протяните, (протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (встали.)
Оно (руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (руки на пояс.)
Игра «Волшебный мешочек».
- У ёжика есть любимые игрушки. Хотите узнать какие? (достают игрушки из мешочка и называют их: ёлка, юла, змея, ёжик и др.)
- Запишите эти слова на доске, подчеркните гласные е,ё,ю,я
Самостоятельная работа.
Ёжик приготовил вам сюрприз. Это аппетитные яблочки с заданием. Списать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть буквы е,ё,ю,я, когда они дают в слове два звука. Приложение 5.
Итог урока.
- Слова с какими буквами учились писать?
Когда эти гласные дают два звука?
- Теперь ёжик может спокойно ложиться в спячку. Ученики 2 класса научились правильно писать слова с гласными е,ё,ю,я.
Гридневская Елена Васильевна