Урок русского языка «Изменение имён прилагательных по родам» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 27 September 2021

Урок русского языка 3 КЛАСС


ТЕМА: « Изменение имён прилагательных по родам»

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по родам.

2. Формировать умение определять род имён прилагательных.

3. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, творческие способности.

ХОД УРОКА.

1 Организация класса.

2. Минутка чистописания.

Деревьях, набухают, почки, на , смолистые

_ буква, которую мы будем писать находится в корне одного из слов и обозначает парный звонкий, твёрдый согласный звук

_ соедините строчную букву б со всеми гласными буквами.

_ назовите слоги , в которых звук б твёрдый.

3. Актуализация опорных знаний.

ПОЧЕМУЧКА ГЛАГОЛ

СОЮЗ

НАРЕЧИЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

ПРЕДЛОГ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- прочитайте слова

- как одним словом назвать все эти слова

- что называется глаголом?

- какие знаете союзы? Для чего служат?

- что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

- вместо какой части речи употребляется местоимение?

- назовите местоимения.

- что называется именем числительным?

=какая часть речи не является членом предложения?

- для чего служат предлоги?

- назовите известные вам предлоги?

- как пишутся предлоги со словами?

- что называется именем существительным?

- как изменяются имена существительные?

- какой постоянный грамматический признак имеют сущ ?

- какого рода бывают имена существительные

- как определить род имени существительного?

- определите род существительных

Гнездо, белка, болото, платье, местность, трамвай, дверь.

4. Составьте предложение из слов.

На деревьях набухают смолистые почки.

- обозначьте орфограммы

- подчеркните главные члены

- охарактеризуйте предложение

- укажите части речи.

5. Объяснение нового материала.

А) -какую часть речи забыл ПОЧЕМУЧКА?

- что называется именем прилагательным?

- с какой целью употребляют в речи имена прилагательные?

-подберите имена прилагательные к слову МАМА.

- с какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

-в домашней работе прочитайте им прилаг с существит.

Б) сегодня на уроке узнаете , как изменяются имена прилагательные

ТЕМА УРОКА : Изменение имён прилагательных по родам

ЦЕЛЬ УРОКА: сегодня на уроке вы узнаете, какие имена прилагательные изменяются по родам, как узнать род имён прилагательных, какие окончания имеют имена прилагательные мужского, среднего и женского рода.

ЧАЙНИК ФАРФОРОВОЕ СИНЕЕ

ЧАШКА ФАРФОРОВЫЙ СИНИЙ БОЛЬШОЙ

БЛЮДЦЕ ФАРФОРОВАЯ СИНЯЯ

- прочитайте слова в левом столбике

- охарактеризуйте их как части речи

- прочитайте слова в правом столбике

- охарактеризуйте их как части речи

-все ли слова вам понятны? Обратимся к словарю С. В. ОЖЕГОВА

ФАРФОР- белый, плотный, керамический материал, полученный путём спекания массы из огнеупорной глины , ,полевого шпата и кварца

- какого рода имена существительные?

- подберите к сущ ествительному ЧАЙНИК подходящие по смыслу имена прилагательные

- задайте вопрос

- также поступите со словами ЧАШКА, БЛЮДЦЕ,

Чайник (какой?) фарфоровый, синий, большой.

Чашка (какая?) фарфоровая, синяя.

Блюдце (какое?) фарфоровое, синее.

-какие действия мы осуществляли с именами существительными?

-когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного.

- ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА стр. 184

-как определить род имени прилагательного?

(род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное)

- определите род прилагательных

-будут ли эти слова однокоренными

6. Составление СХЕМЫ по теме урока.

Изменение имён прилагательных по родам.

мужской женский средний

какой? какая? какое?

-ой, -ий, -ый -ая, - яя -ое, ее

7. Физминутка.

(если я покажу и прочитаю словосочетание, в котором имя прилагательное мужского рода встают мальчики. Женского рода – девочки. Среднего рода - дружно хлопаем в ладоши.)

Белая берёза, солнечный зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий дом, хорошее здоровье.

8. Самостоятельная работа

Упражнение 493. 3 человека у доски.

Спиши словосочетания. Обозначь род имён существительных и прилагательных.

Выдели окончания прилагательных.

Прилежный ученик, честный человек, справедливое решение, горькое лекарство, интересная работа, тяжёлый груз, трудное задание, верный друг, золотая медаль.

- составьте предложение со словосочетанием ВЕРНЫЙ ДРУГ, чтобы оно было простое, распространённое, по цели высказывания побудительное, по интонации восклицательное.

9. Орфографическая пятиминутка.

Т. мнеет, хрус . нула, ж . лтая, ноч . , сер . нький, об .- явление, п . тнадцать, пр . бежала, лес . ница, оши . ка, друз . я, камыш . , ру. кий, у . кая, . бвязал, ч. рный, пож . лел, х . роший.

- запишите по памяти словарные слова

Жёлтая, лестница, русский, чёрный, хороший.

ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ

10. Закрепление изученного материала.

1 уровень:

К трём прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное. Определите род прилагательных.

1. новая, интересная, библиотечная …. .

2. зелёный, продолговатый, сочный …. .

3. красное, спелое, душистое …. .

2 уровень:

Вместо точек подберите подходящие имена прилагательные. Определите род прилагательных.

1. …. , … , …… хлеб

2. … , … , … молоко

3. … , … , …. Лиса

3 уровень.

- вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Определите род прилагательных. Подчеркните орфограммы.

1. …. полезный, а табак ….. .

2. …. хитрая, а осёл …. .

3. … тёмная, а день ….. .

11. Работа с текстом.

-исправьте допущенные Незнайкой ошибки.

Голубая пора.

Голубой месяц март. Голубой небо, снег голубая. Голубое даль.А на горизонте - синяя полоска леса. Весь мир голубое.

( Н. Сладков.)

Ранняя весна.

Наступила ранний весна. Ласковое солнце щедро согревает землю.

Берёзовое роща звенит от птичьих голосов. Высоко в небе разливается звонкая песня жаворонка.

Март.

С земли сошёл последняя снег. Наступает радостный время года. Земля холодная. Ласковый солнце щедро согревает землю.

По небу плывёт лёгкое облачко. Сонная лес стоит голый.

В вершинах деревьев шумит весенний ветер. ​​​​​​​

12. Домашнее задание упр. 494

13. Итог урока

-составьте предложение о том , что нового узнали сегодня на уроке.

14 Оценки.

Учитель: Хорошевская Лидия Зауровна.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации