Урок русского языка «Изменение имён прилагательных по родам» (3 класс)
Урок русского языка 3 КЛАСС
ТЕМА: « Изменение имён прилагательных по родам»
ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по родам.
2. Формировать умение определять род имён прилагательных.
3. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, творческие способности.
ХОД УРОКА.
1 Организация класса.
2. Минутка чистописания.
Деревьях, набухают, почки, на , смолистые
_ буква, которую мы будем писать находится в корне одного из слов и обозначает парный звонкий, твёрдый согласный звук
_ соедините строчную букву б со всеми гласными буквами.
_ назовите слоги , в которых звук б твёрдый.
3. Актуализация опорных знаний.
ПОЧЕМУЧКА ГЛАГОЛ
СОЮЗ
НАРЕЧИЕ
МЕСТОИМЕНИЕ
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
ПРЕДЛОГ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- прочитайте слова
- как одним словом назвать все эти слова
- что называется глаголом?
- какие знаете союзы? Для чего служат?
- что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?
- вместо какой части речи употребляется местоимение?
- назовите местоимения.
- что называется именем числительным?
=какая часть речи не является членом предложения?
- для чего служат предлоги?
- назовите известные вам предлоги?
- как пишутся предлоги со словами?
- что называется именем существительным?
- как изменяются имена существительные?
- какой постоянный грамматический признак имеют сущ ?
- какого рода бывают имена существительные
- как определить род имени существительного?
- определите род существительных
Гнездо, белка, болото, платье, местность, трамвай, дверь.
4. Составьте предложение из слов.
На деревьях набухают смолистые почки.
- обозначьте орфограммы
- подчеркните главные члены
- охарактеризуйте предложение
- укажите части речи.
5. Объяснение нового материала.
А) -какую часть речи забыл ПОЧЕМУЧКА?
- что называется именем прилагательным?
- с какой целью употребляют в речи имена прилагательные?
-подберите имена прилагательные к слову МАМА.
- с какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
-в домашней работе прочитайте им прилаг с существит.
Б) сегодня на уроке узнаете , как изменяются имена прилагательные
ТЕМА УРОКА : Изменение имён прилагательных по родам
ЦЕЛЬ УРОКА: сегодня на уроке вы узнаете, какие имена прилагательные изменяются по родам, как узнать род имён прилагательных, какие окончания имеют имена прилагательные мужского, среднего и женского рода.
ЧАЙНИК ФАРФОРОВОЕ СИНЕЕ
ЧАШКА ФАРФОРОВЫЙ СИНИЙ БОЛЬШОЙ
БЛЮДЦЕ ФАРФОРОВАЯ СИНЯЯ
- прочитайте слова в левом столбике
- охарактеризуйте их как части речи
- прочитайте слова в правом столбике
- охарактеризуйте их как части речи
-все ли слова вам понятны? Обратимся к словарю С. В. ОЖЕГОВА
ФАРФОР- белый, плотный, керамический материал, полученный путём спекания массы из огнеупорной глины , ,полевого шпата и кварца
- какого рода имена существительные?
- подберите к сущ ествительному ЧАЙНИК подходящие по смыслу имена прилагательные
- задайте вопрос
- также поступите со словами ЧАШКА, БЛЮДЦЕ,
Чайник (какой?) фарфоровый, синий, большой.
Чашка (какая?) фарфоровая, синяя.
Блюдце (какое?) фарфоровое, синее.
-какие действия мы осуществляли с именами существительными?
-когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного.
- ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА стр. 184
-как определить род имени прилагательного?
(род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное)
- определите род прилагательных
-будут ли эти слова однокоренными
6. Составление СХЕМЫ по теме урока.
Изменение имён прилагательных по родам.
мужской женский средний
какой? какая? какое?
-ой, -ий, -ый -ая, - яя -ое, ее
7. Физминутка.
(если я покажу и прочитаю словосочетание, в котором имя прилагательное мужского рода встают мальчики. Женского рода – девочки. Среднего рода - дружно хлопаем в ладоши.)
Белая берёза, солнечный зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий дом, хорошее здоровье.
8. Самостоятельная работа
Упражнение 493. 3 человека у доски.
Спиши словосочетания. Обозначь род имён существительных и прилагательных.
Выдели окончания прилагательных.
Прилежный ученик, честный человек, справедливое решение, горькое лекарство, интересная работа, тяжёлый груз, трудное задание, верный друг, золотая медаль.
- составьте предложение со словосочетанием ВЕРНЫЙ ДРУГ, чтобы оно было простое, распространённое, по цели высказывания побудительное, по интонации восклицательное.
9. Орфографическая пятиминутка.
Т. мнеет, хрус . нула, ж . лтая, ноч . , сер . нький, об .- явление, п . тнадцать, пр . бежала, лес . ница, оши . ка, друз . я, камыш . , ру. кий, у . кая, . бвязал, ч. рный, пож . лел, х . роший.
- запишите по памяти словарные слова
Жёлтая, лестница, русский, чёрный, хороший.
ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ
10. Закрепление изученного материала.
1 уровень:
К трём прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное. Определите род прилагательных.
1. новая, интересная, библиотечная …. .
2. зелёный, продолговатый, сочный …. .
3. красное, спелое, душистое …. .
2 уровень:
Вместо точек подберите подходящие имена прилагательные. Определите род прилагательных.
1. …. , … , …… хлеб
2. … , … , … молоко
3. … , … , …. Лиса
3 уровень.
- вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Определите род прилагательных. Подчеркните орфограммы.
1. …. полезный, а табак ….. .
2. …. хитрая, а осёл …. .
3. … тёмная, а день ….. .
11. Работа с текстом.
-исправьте допущенные Незнайкой ошибки.
Голубая пора.
Голубой месяц март. Голубой небо, снег голубая. Голубое даль.А на горизонте - синяя полоска леса. Весь мир голубое.
( Н. Сладков.)
Ранняя весна.
Наступила ранний весна. Ласковое солнце щедро согревает землю.
Берёзовое роща звенит от птичьих голосов. Высоко в небе разливается звонкая песня жаворонка.
Март.
С земли сошёл последняя снег. Наступает радостный время года. Земля холодная. Ласковый солнце щедро согревает землю.
По небу плывёт лёгкое облачко. Сонная лес стоит голый.
В вершинах деревьев шумит весенний ветер.
12. Домашнее задание упр. 494
13. Итог урока
-составьте предложение о том , что нового узнали сегодня на уроке.
14 Оценки.
Учитель: Хорошевская Лидия Зауровна.