Урок русского языка на тему «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» ФГОС.
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цели: Создание условий для формирования умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? от слов, отвечающих на вопрос что? находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты:
Личностные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
Предметные: различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Оборудование: рабочие тетради, учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, картинка зайца.
Ход урока:
№ этапа урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент. |
-Здравствуйте дети! Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своему товарищу. Пожелайте успеха друг другу. Посмотрите на своё рабочее место. Всё ли есть, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки? |
Дети дарят своим товарищам улыбки и пожелания успехов в работе на уроке. Проверяют свою готовность к уроку. |
2. |
Планирование деятельности. |
-Ребята по какому плану мы работаем на уроках русского языка? |
Дети самостоятельно планируют свою деятельность на у роке. Проверим. Узнаем новое. Проверим. |
3. |
Актуализация знаний: 1. Каллиграфическая минутка. |
Первый этап: ПОВТОРИМ. - Сегодня к нам на урок прискакал из зимнего леса заяц. Догадайтесь какая буква у него самая любимая и почему? - Он не умеет её писать, научим? Что вы знаете об этой букве? Запишите: Зз за ая яц заяц |
- Буква «З». Потому что слово заяц начинается на эту букву. - Да. Буква «З» состоит из 2-х элементов - полуовалы. Обозначает согласный, звонкий парный, твёрдый и мягкий звуки. Дети записывают. |
2. Зрительный диктант. |
- Зайчик хочет рассказать вам что сейчас происходит в его лесу, но как это записать не знает. Научим его? Как мы пишем зрительный диктант? На доске появляется предложения: В лес пришла зима. Снег укрыл деревья. Ежи и медведи спят. - Найдите основы предложений. |
- Запоминаем предложение, потом записываем по памяти и проверим написанное. Пришла зима. Снег укрыл. Ежи и медведи спят. |
|
|
Постановка учебной задачи. |
- Найдите имена существительные в тексте. - О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Что вы уже знаете о них? - Распределите имена существительные из текста на две группы. По какому признаку вы это сделаете? - А знаете ли вы как называются в русском языке имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? - А на вопрос ЧТО? - Так вот сегодня мы об этом и узнаем. -Переходим ко второму этапу нашего урока. - Поставьте для себя цели на урок. |
Дети называют: - зима, лес, деревья, ежи, медведи. - О именах существительных. - Отвечают на вопросы КТО? и ЧТО? Обозначают предмет, явления природы, чувства человека, события. - Какой вопрос можно задать словам: ЧТО? зима, лес, деревья; КТО? ежи, медведи. -Нет. -Нет. «УЗНАЕМ НОВОЕ». Дети озвучивают цели на урок (узнать, как в русском языке называются имена существительные, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО? подбирать их самостоятельно) |
|
Новая тема. 1.Работа по учебнику. |
- Представьте, что вы исследователи. - Откройте учебник на странице 48 и прочитайте сведения Тётушки Совы. - Что вы узнали? Как называются слова, отвечающие на вопрос КТО? - Прочитайте сведения Тётушки Совы на странице 50. - Что вы узнали? Как называются слова, отвечающие на вопрос ЧТО? - Продолжите предложение: Одушевлённые имена существительные обозначают… Неодушевлённые имена существительные не обозначают… |
Дети читают самостоятельно. - Одушевлённые. - Неодушевлённые. -людей и животных. -людей и животных. |
6. |
Физическая минутка. |
Игра «Кто или что?» Учитель называет имена существительные. Если это одушевлённые, то дети приседают, а если неодушевлённые-стоят неподвижно. (картина, девочка, пенал, дерево, мальчик, корова, кровать, собака, окно, одеяло, дятел, гроза, стол, лиса, кошка, дядя, велосипед, дом и т.д.) |
Дети выполняют упражнения. |
7. |
Работа по теме урока (закрепление). Работа по учебнику. |
- Переходим к следующему этапу урока. - Выполните упражнение в учебнике 81 в парах. - Выполните Упр. 84 самостоятельно. - Какое словарное слово встретилось? - Назовите не проверяемую гласную. - Запишите в словарик. |
- «ПРОВЕРИМ». Дети работают в парах. Затем одна пара выходит к доске для отчёта о проделанной работы. Называют слова, которые подобрали. Остальные учащиеся если согласны, то показывают «+», а если не согласны «- «. Самостоятельная работа. Фронтальная проверка. -Картина. - «А». Записывают слово «картина» в словарик. |
8. |
Рефлексия. |
-Выпишите имена существительные по вариантам: 1 вариант – одушевлённые; 2 вариант – неодушевлённые. (комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, девочка) |
1 в. 2 в. комар одежда художник снег пилот картина друг скромность девочка |
9. |
Подведение итога урока. |
- Продолжите фразы: -Сегодня на уроке мы изучали… - Меня удивило… - Мне было трудно… - Я понял… - Я не понял… Спасибо за урок! Учитель выставляет отметки за урок. |
Дети продолжают фразы. |
10. |
Домашнее задание. |
Страница 49 упр. 82 |
Дети записывают в дневник. |