Урок русского языка в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний по теме "Слово"»
Конспект урока по русскому языку. Специальная(коррекционная) школа. 3 класс
Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по теме: «Слово».
Цель: закрепить и обобщить знания о словах, обозначающих названия предметов, обозначающих действия предметов. Учить обучающихся самостоятельно анализировать, сопоставлять, обобщать. Развивать умение работать в составе небольшой группы.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
•Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос «Кто?,
Что?»
•Учить находить слова, обозначающие предметы в тексте, классифицировать их.
•Учить находить слова, обозначающие действия предметов.
•Способствовать развитию орфографической зоркости.
Коррекционно-развивающие:
•Развивать восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух.
• Способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи.
•Продолжить формировать умение работать с рисунками, схемами.
•Развивать навыки самостоятельной работы, умения работать в составе небольшой группы на уроке.
Коррекционно-воспитательные:
•Воспитывать мотивацию к учению и интерес к предмету, трудолюбие, умение работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками.
•Формировать навыки самоконтроля, культуру поведения.
•Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Тип урока: Урок – игра «Что? Где? Когда?» (урок закрепления).
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация «Урок – игра «Кто? Где? Когда? », загадки, предметные картинки, цветик –семицветик, сигнальные карточки, рабочие тетради, карточки с заданием, раздаточный дидактический материал.
Ход урока.
Организация класса - мотивация к учебной деятельности.
- Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Наш класс – теперь не класс, а клуб знатоков «Что? Где? Когда?». Вы теперь не просто ученики , а знатоки – игроки. Наши гости - не просто учителя, а наши болельщики. Они будут болеть за наши команды - знатоков.
- Я хочу познакомить вас с правилами нашей игры. Вы видите на игровом поле стоит юла со стрелкой, и лежат конверты. В каждом конверте находится задание, которое вы должны выполнить. Мы крутим юлу, когда стрелка останавливается, мы вскрываем конверт и выполняем задание. А если нам нужна будет музыкальная пауза, мы будем ставить скрипичный ключ. За правильные ответы команда будет получать лепесточек.
( Звучит музыка с передачи « Что? Где? Когда?»)
-Разрешите мне представить участников игры «Что? Где? Когда?»:
Играют две команды.
Команда «Умники». Ваш девиз:
Обучающиеся: Один ум – хорошо,
А много лучше!
Команда « Знайки ». Ваш девиз:
Обучающиеся: Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.
Учитель: Команды обменялись приветствиями друг с другом и улыбками. Ведь недаром говорится в песне
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
- И пусть от ваших улыбок в нашем классе станет светлей и теплей.
2. Сообщение темы, цели урока.
-Учитель: Против команд знатоков играют наши старые знакомые , они часто приходили к нам в гости, приносили нам интересные задания, игры. Вот и сегодня они решили проверить как мы усвоили слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие действия предметов.
Игра у нас коллективная. Прежде чем дать ответ, надо обсудить вопрос, выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ вы получаете один бал, лепесток.
- Сейчас мы узнаем какая команда будет играть первой. В этом нам поможет наш ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК. За каждый правильный ответ команда получает лепесток. У кого окажется больше всего лепестков, тот и начинает игру.
( на экране цветик – семицветик с блиц вопросами)
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Назовите первую букву в слове лепесток.
Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.
Что такое буква?
Что такое звук?
Какие звуки мы называем гласными?
Какие звуки мы называем согласными?
Как назвать одним словом?
( на экране предметы: мяч, машинка, кукла, юла, кубики)
- Сколько лепестков у команды « Знайки»?
-Сколько лепестков у команды « Умники»?
3.Закрепление знаний, умений обучающихся.
Учитель: Какой предмет нам необходим для игры?( юла)
(Звучит музыка с передачи « Что? Где? Когда?»)
- Юлу вращает команда ____________
- Против вас играет Мальвина. Она обратилась к вам с просьбой. Внимание на экран . С этими словами случилась беда, они потеряли безударную гласную. Поможем Мальвине найти букву.
*гурец р*бята п*нал за*ц
с*бака т*традь в*рона м*бель
-Находим слова, которые отвечают на вопросы «Кто?». Запишем их в тетрадь.
Учитель: Команда знатоков _____________ вращает юлу. Против вас играет друг Мальвины Буратино.
Прочитайте слова:
Парта, ракета, ручка, заяц, стол, азбука.
- Найдите лишнее слово. Объясните , почему так решили.
-К слову ЗАЯЦ подберите слова, обозначающие действия предметов. Запишем в тетрадях.
Заяц ( что делает?) прыгает, грызёт, убегает, спит, ….
Физминутка «Буратиио»
(Движения выполняются по ходу стихотворения.)
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
( В классе появляется волшебный сундучок )
Учитель: Право узнать , что лежит в этом волшебном сундучке предоставляется команде ______________. В ящике предмет у которого есть колесо, руль, кабина, педали. (машина)
- На какой вопрос отвечает слово МАШИНА?
- Составьте с этим словом предложение.Запишем предложение на доске. В слове МАШИНА подчеркните гласные.
Учитель: Против команды _______ играет Незнайка. Посмотрим, что он для нас приготовил. Игра « Светофор». Я показываю картинку, а вы должны определить на какой вопрос отвечает слово. Если слово отвечает на вопрос кто? – сигнальная карточка красного цвета, если слово отвечает на вопрос что?- сигнальная карточка синего цвета.
( парта, дети, стол, ручка, окно, кошка, медведь, ученик, пенал, карандаш)
Учитель: Ребята, нам надо взять музыкальную паузу и отдохнуть.
( Музыкальная пауза. Физкультминутка под музыку)
Учитель: Нашу игру продолжает Карабас Барабас. Он любит всё запутать, посмотрите на экран . Карабас перепутал все слова. Задание для команды _________
Соотнести слова левого столбика со словами правого столбика, чтобы получилось предложение.
Художник лечит
Доктор рисует
Строитель учит
Учитель строит
- Запишем предложения в тетрадь. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов двумя черточками.
Учитель: Всё меньше и меньше заданий от наших друзей . Вращаем нашу юлу. Вот пришла и моя пора. Против вас, уважаемые знатоки играю я. Я очень люблю смотреть телевизор, но вот какая беда. Пропал звук. Помогите мне озвучить картинки.
Картинка для команды знатоков ______________
Картинка для команды ______________________
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Пришло время подводить итоги нашей игры. Сколько лепестков у команды « Знайки», а что нам скажет команда « Умники». Вот и хорошо, что у нас победила дружба.
4. Релаксация.
Дети танцуют под музыку «Буратино», из к/ф «Приключения Буратино».
Наша игра подошла к концу.
5. Итог урока.
Учитель: Ребята, вы хорошо поработали, для вас сюрприз. Черепаха Тортила передает вам золотой ключик. С помощью этого ключика вы сможете открыть любые двери в мир нового и интересного.