Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит»

18
6
Материал опубликован 27 October в группе

Пояснительная записка к ресурсу

Урок русского языка в 1 классе по теме "Алфавит" с региональным компонентом представляет собой творческую методическую разработку, способствующую получению знаний о русском алфавите в рамках ФГОС НОО на примерах реальных объектов родного края и оказывающую воспитание духовно-нравственных качеств подрастающего поколения патриотов своей Родины.

Автор: Гроссман Елена Юрьевна.

Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, заместитель директора по учебной работе.

Место работы: ГБУ ОО ЗО "СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова" г. Мелитополь Запорожская область.

Название ресурса: "Алфавит".

Вид ресурса: конспект урока с региональным компонентом.

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Аудитория: обучающиеся 1 класса.

Цель: ознакомить обучающихся с понятиями "алфавит", "азбука", "виртуальная экскурсия",  объектами родного города и края.

Задачи:

Образовательные:

- формировать понятия "алфавит", "азбука", "виртуальная экскурсия";

- систематизировать знания о последовательности букв русского алфавита для упорядочения списка слов;

- ознакомить с первоначальными сведениями об объектах родного края,  культурными объектами родного города.

Развивающие:

- развивать словарный запас, интелектуальные и творческие  способности обучающихся;

- развивать умение формулировать цель , планировать совместную деятельность с помощью учителя;

- развивать умение строить устное высказывание на основе наблюдения за объектом;

- формировать навыки самостоятельной деятельности;

- развивать умения и навыки использования приобретённых знаний .

Воспитательные:

- воспитывать духовно-нравственные качества личности гражданина Российской Федерации;

- воспитывать значимость изучения русского языка как основы всего процесса обучения, а также составной части общей языковой культуры;

- воспитывать уважение к истории и культуре родного края;

- воспитывать коммуникативные качества обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

- правильно называть буквы русского алфавита, их последовательность;

- правильно списывать слова и предложения;

- писать прописную букву в именах собственных;

  воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;

- приводить примеры культурных объектов родного края;

- знать и применять изученные правила правописания;

- объяснять значение изученных понятий и использовать  их в процессе решения учебных задач.

Личностные:

- проявлять ценностное отношение к своей Родине, 

 интерес к истории и культуре родного края.

Метапредметные:

познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать  выводы;

- определять совпадения и расхождения звукового произношения и названия буквы;

коммуникативные УУД:

- в процессе диалога слушать говорящего, отвечать на вопросы, дополнять ответы обучающихся;

- выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

работа с информацией:

- понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы;

- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием;

регулятивные УУД:

- удерживать учебную задачу при выполнении письменного задания;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- оценивать правильность написания букв, слов, предложений;

совместная деятельность:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению;

- соблюдать правила общения в совместной деятельности;

- ответственно выполнять свою работу.

Актуальность ресурса заключается в следующем: 

       во-первых, использование виртуальной экскурсии на уроке повышает эффективность всех видов деятельности,  активизирует познавательный интерес обучающихся за счёт своего интерактивного формата для ознакомления с реальными объектами с помощью цифровых технологий;

       во-вторых, включение регионального компонента способствует процессу решения значимых учебных задач, а именно: формированию понятий, систематизации предметных знаний, ознакомлению с объектами родного края, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

      в-третьих, данная методическая разработка выполняет задачи патриотического, гражданского,  духовно-нравственного направления воспитания подрастающего поколения.  

Описание ресурса

Ресурс представлен в виде конспекта урока с  мультимедийной презентацией.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация PowerPoint.

Учебно-методическая литература:  учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык. 1 класс", УМК "Школа России", карточки для самостоятельной работы, листы "Алфавит Мелитополя".


Использованные источникиDOCX / 19.08 Кб

                                                     

                                                Конспект урока

 

I. Самоопределение к деятельности. Мотивация (1-2 мин).

- Здравствуйте, ребята!  Проверьте готовность своих рабочих мест.  Садитесь девочки, теперь мальчики. Кто хочет  отправиться вместе со мной на экскурсию, покажите сигнальной карточкой. 

 

p1761413201.png

- Сегодня на уроке будем вместе : 

 

w1761330139.png

II. Актуализация знаний (4-5 мин).

- Что нам нужно обсудить перед тем, как отправиться на эксрурсию? (Ответы детей).

(На доске учитель размещает вопросительные слова-подсказки в том случае, если обучающиеся будут испытывать затруднения при ответах.)

 

                                КУДА ?         КАК?         ДЛЯ ЧЕГО?

 

- Верно, нужно выбрать место, куда направимся, каким маршрутом, а главное - для чего? (Ответы детей).

- Нам помогут ребус, облако букв и загадка подтвердить наши догадки.

Ребус "Мелитополь".

 

b1761237196.png

Облако букв.

 

x1761237154.png

- Какие буквы разместились на облаке? Сосчитайте их. Что случилось с буквами, как вы думаете?

Загадка.

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы, 

На одной живут странице 

И повсюду славятся! (Алфавит.)

 

m1761330456.png

III. Формулировка темы урока. Постановка цели и учебных задач  (2-3 мин).

- Кто догадался, как называется тема урока? ("Алфавит".) 

- Какую цель  поставим перед собой? (Узнать, что такое алфавит, совершить экскурсию по городу.) 

- Какие задачи поставим перед собой? (Ответы обучающихся).

- В конце урока всех, кто выполнит поставленные задачи,  ожидает  подарок!

IV. Усвоение новых знаний и способов действий (13-14 мин).

1.Работа с учебником В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Русский язык.1 класс" на стр.52.

- Прочитайте названия букв русского алфавита ( вслух хором, самостоятельно, по цепочке).

2. Ознакомление с правилом на стр.52.

- Так что же такое алфавит?  Прочитайте правило.

   Русский алфавит - это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.

3. Страничка для любознательных. О происхождении слов.

(Учитель рассказывает по содержанию слайда в презентации. 2-3 ученика читают вслух по очереди статью в учебнике на стр. 53.)

 

p1761237914.png

4. Работа в тетрадях. Упражнение № 4 на стр. 54.

(Запись даты с доски и названия Алфавит посередине следующей рабочей строки.)

- Прочитайте буквы. Каких не хватает? Какие буквы "перепутали" свои места? Запишите все строчные буквы русского алфавита  в правильном порядке, пользуясь учебником. (Выполнение работы обучающиеся показывают сигнальной карточкой: зелёный - выполнено, жёлтый - были трудности при выполнении, красный - требуется помощь учителя.)

 

k1761413261.png

Музыкальная физминутка "Алфавит".

 

https://rutube.ru/video/7e3ef35bf71991ecdb76e1010ad9e34d/

 

l1761329425.png

5. Виртуальная экскурсия "Алфавит Мелитополя".

- А теперь мы отправляемся на экскурсию, не покидая класса. Такая экскурсия называется "виртуальная". Чтобы маршрут был интересным, не повторялись одни и те же  места города, обратимся за помощью к алфавиту. А чем он может нам помочь? (Верно, будем двигаться по маршруту в алфавитном порядке.)


(Учитель кликает  кнопку со значком презентации на слайде и открывается вставленная вторая презентация.)

 

q1761330937.png

https://урок.рф/library/virtualnaya_ekskursiya_alfavit_melitopolya_131001.html

 

V. Закрепление знаний и способов действий (2-3 мин).

- Ребята, покажите зелёный сигнал, кому понравилась экскурсия, жёлтый, если было не очень интересно, красный, если не понравилась.

 

l1761413332.png

 

- Что вы расскажете дома родным о нашей виртуальной экскурсии по Мелитополю? 

- Что помогло нам путешествовать правильным маршрутом? (Алфавит.)

- Напомните, пожалуйста, что такое алфавит? 

- Сколько букв в русском алфавите?

- Повторим вместе вслух порядок расположения букв алфавита. (Хором произносят алфавит, пользуясь учебником про необходимости.)

 

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4-5 мин).

- А теперь проверим вашу внимательность и знания, полученные на уроке. 

1. Самостоятельная работа.

- У каждого есть карточка для работы. В ней нужно с помощью букв русского алфавита восстановить все названия посещённых 

нами мест во время экскурсии.

- Кто был внимателен, все ли названия были записаны со строчной буквы?

- Почему некоторые названия были записаны с прописной буквы?

- Обращайте на это внимание  при выполнении самостоятельной работы.

 

x1761322494.png

2. Самопроверка выполнения работы. 

 

o1761322594.png

 - Проверьте по образцу на слайде, так ли вы вставили буквы. Если заметили ошибки в работе, исправьте их. Оцените выполнение своей работы. Покажите зелёный сигнал, если  выполнение задания не вызвало у вас трудностей, жёлтый - если немного затруднялись при выполнении самостоятельной работы, красный - если было трудно.

 

l1761413399.png

(При наличии красных сигналов учитель спрашивает у этих детей, что именно показалось им трудным.)

 

VII. Итог урока. Рефлексия (2-3 мин).

- Ребята, давайте подведём итог. С какими поставленными задачами вы сегодня справились на уроке? 

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какими впечатлениями вы можете поделиться  дома?

- Покажите зелёный сигнал те, кому понравилось сегодня работать на уроке, жёлтый - если были какие-то затруднения, красный -  если было непонятно и трудно.

 

h1761413452.png

 

- Наш урок подошёл к концу. Сегодня вы все хорошо поработали и получаете в подарок "Алфавит Мелитополя", по которому дома легко запомните порядок букв русского алфавита.

 

m1761323780.png


Конспект урокаDOCX / 1.83 Мб


Пояснительная записка к ресурсуDOCX / 23.97 Кб


ПрезентацияPPTX / 21.12 Мб

 


Музыкальная физминуткаMP4 / 16.98 Мб


Карточка для самостоятельной работыDOCX / 251.88 Кб
Сигнальные карточкиDOCX / 54.65 Кб

 

 


Плакат-подарокDOCX / 4.44 Мб

 


СсылкиDOCX / 14.54 Кб

Комментарии

Елена Юрьевна, поздравляю с победой в конкурсе! Рада за Вас!::smile28::

0
4 December

Спасибо большое за поздравления, Елена Алексеевна ! ::smile31::

1
4 December

Елена Юрьевна, поздравляю Вас с победой! Ваши усилия и преданность делу всегда приносят замечательные результаты. Желаю дальнейших успехов и новых достижений!!

1
4 December

Елена Владимировна, спасибо большое за приятные слова! ::smile30::

0
4 December

Елена Юрьевна! Замечательный урок, поздравляю с заслуженной победой!

1
5 December

Благодарю Вас, Виктория Владимировна! ::smile31::

0
5 December