Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит»
Пояснительная записка к ресурсу
Урок русского языка в 1 классе по теме "Алфавит" с региональным компонентом представляет собой творческую методическую разработку, способствующую получению знаний о русском алфавите в рамках ФГОС НОО на примерах реальных объектов родного края и оказывающую воспитание духовно-нравственных качеств подрастающего поколения патриотов своей Родины.
Автор: Гроссман Елена Юрьевна.
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, заместитель директора по учебной работе.
Место работы: ГБУ ОО ЗО "СОШ №19 им. генерал-лейтенанта МВД СССР П.А. Судоплатова" г. Мелитополь Запорожская область.
Название ресурса: "Алфавит".
Вид ресурса: конспект урока с региональным компонентом.
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Аудитория: обучающиеся 1 класса.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями "алфавит", "азбука", "виртуальная экскурсия", объектами родного города и края.
Задачи:
Образовательные:
- формировать понятия "алфавит", "азбука", "виртуальная экскурсия";
- систематизировать знания о последовательности букв русского алфавита для упорядочения списка слов;
- ознакомить с первоначальными сведениями об объектах родного края, культурными объектами родного города.
Развивающие:
- развивать словарный запас, интелектуальные и творческие способности обучающихся;
- развивать умение формулировать цель , планировать совместную деятельность с помощью учителя;
- развивать умение строить устное высказывание на основе наблюдения за объектом;
- формировать навыки самостоятельной деятельности;
- развивать умения и навыки использования приобретённых знаний .
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственные качества личности гражданина Российской Федерации;
- воспитывать значимость изучения русского языка как основы всего процесса обучения, а также составной части общей языковой культуры;
- воспитывать уважение к истории и культуре родного края;
- воспитывать коммуникативные качества обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- правильно называть буквы русского алфавита, их последовательность;
- правильно списывать слова и предложения;
- писать прописную букву в именах собственных;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края;
- знать и применять изученные правила правописания;
- объяснять значение изученных понятий и использовать их в процессе решения учебных задач.
Личностные:
- проявлять ценностное отношение к своей Родине,
интерес к истории и культуре родного края.
Метапредметные:
познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
- определять совпадения и расхождения звукового произношения и названия буквы;
коммуникативные УУД:
- в процессе диалога слушать говорящего, отвечать на вопросы, дополнять ответы обучающихся;
- выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
работа с информацией:
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы;
- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием;
регулятивные УУД:
- удерживать учебную задачу при выполнении письменного задания;
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- оценивать правильность написания букв, слов, предложений;
совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению;
- соблюдать правила общения в совместной деятельности;
- ответственно выполнять свою работу.
Актуальность ресурса заключается в следующем:
во-первых, использование виртуальной экскурсии на уроке повышает эффективность всех видов деятельности, активизирует познавательный интерес обучающихся за счёт своего интерактивного формата для ознакомления с реальными объектами с помощью цифровых технологий;
во-вторых, включение регионального компонента способствует процессу решения значимых учебных задач, а именно: формированию понятий, систематизации предметных знаний, ознакомлению с объектами родного края, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
в-третьих, данная методическая разработка выполняет задачи патриотического, гражданского, духовно-нравственного направления воспитания подрастающего поколения.
Описание ресурса
Ресурс представлен в виде конспекта урока с мультимедийной презентацией.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация PowerPoint.
Учебно-методическая литература: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык. 1 класс", УМК "Школа России", карточки для самостоятельной работы, листы "Алфавит Мелитополя".
Использованные источникиDOCX / 19.08 Кб
Конспект урока
I. Самоопределение к деятельности. Мотивация (1-2 мин).
- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность своих рабочих мест. Садитесь девочки, теперь мальчики. Кто хочет отправиться вместе со мной на экскурсию, покажите сигнальной карточкой.

- Сегодня на уроке будем вместе :

II. Актуализация знаний (4-5 мин).
- Что нам нужно обсудить перед тем, как отправиться на эксрурсию? (Ответы детей).
(На доске учитель размещает вопросительные слова-подсказки в том случае, если обучающиеся будут испытывать затруднения при ответах.)
КУДА ? КАК? ДЛЯ ЧЕГО?
- Верно, нужно выбрать место, куда направимся, каким маршрутом, а главное - для чего? (Ответы детей).
- Нам помогут ребус, облако букв и загадка подтвердить наши догадки.
Ребус "Мелитополь".

Облако букв.

- Какие буквы разместились на облаке? Сосчитайте их. Что случилось с буквами, как вы думаете?
Загадка.
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся! (Алфавит.)

III. Формулировка темы урока. Постановка цели и учебных задач (2-3 мин).
- Кто догадался, как называется тема урока? ("Алфавит".)
- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что такое алфавит, совершить экскурсию по городу.)
- Какие задачи поставим перед собой? (Ответы обучающихся).
- В конце урока всех, кто выполнит поставленные задачи, ожидает подарок!
IV. Усвоение новых знаний и способов действий (13-14 мин).
1.Работа с учебником В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Русский язык.1 класс" на стр.52.
- Прочитайте названия букв русского алфавита ( вслух хором, самостоятельно, по цепочке).
2. Ознакомление с правилом на стр.52.
- Так что же такое алфавит? Прочитайте правило.
Русский алфавит - это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.
3. Страничка для любознательных. О происхождении слов.
(Учитель рассказывает по содержанию слайда в презентации. 2-3 ученика читают вслух по очереди статью в учебнике на стр. 53.)

4. Работа в тетрадях. Упражнение № 4 на стр. 54.
(Запись даты с доски и названия Алфавит посередине следующей рабочей строки.)
- Прочитайте буквы. Каких не хватает? Какие буквы "перепутали" свои места? Запишите все строчные буквы русского алфавита в правильном порядке, пользуясь учебником. (Выполнение работы обучающиеся показывают сигнальной карточкой: зелёный - выполнено, жёлтый - были трудности при выполнении, красный - требуется помощь учителя.)

Музыкальная физминутка "Алфавит".
https://rutube.ru/video/7e3ef35bf71991ecdb76e1010ad9e34d/

5. Виртуальная экскурсия "Алфавит Мелитополя".
- А теперь мы отправляемся на экскурсию, не покидая класса. Такая экскурсия называется "виртуальная". Чтобы маршрут был интересным, не повторялись одни и те же места города, обратимся за помощью к алфавиту. А чем он может нам помочь? (Верно, будем двигаться по маршруту в алфавитном порядке.)
(Учитель кликает кнопку со значком презентации на слайде и открывается вставленная вторая презентация.)

https://урок.рф/library/virtualnaya_ekskursiya_alfavit_melitopolya_131001.html
V. Закрепление знаний и способов действий (2-3 мин).
- Ребята, покажите зелёный сигнал, кому понравилась экскурсия, жёлтый, если было не очень интересно, красный, если не понравилась.

- Что вы расскажете дома родным о нашей виртуальной экскурсии по Мелитополю?
- Что помогло нам путешествовать правильным маршрутом? (Алфавит.)
- Напомните, пожалуйста, что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Повторим вместе вслух порядок расположения букв алфавита. (Хором произносят алфавит, пользуясь учебником про необходимости.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4-5 мин).
- А теперь проверим вашу внимательность и знания, полученные на уроке.
1. Самостоятельная работа.
- У каждого есть карточка для работы. В ней нужно с помощью букв русского алфавита восстановить все названия посещённых
нами мест во время экскурсии.
- Кто был внимателен, все ли названия были записаны со строчной буквы?
- Почему некоторые названия были записаны с прописной буквы?
- Обращайте на это внимание при выполнении самостоятельной работы.

2. Самопроверка выполнения работы.

- Проверьте по образцу на слайде, так ли вы вставили буквы. Если заметили ошибки в работе, исправьте их. Оцените выполнение своей работы. Покажите зелёный сигнал, если выполнение задания не вызвало у вас трудностей, жёлтый - если немного затруднялись при выполнении самостоятельной работы, красный - если было трудно.

(При наличии красных сигналов учитель спрашивает у этих детей, что именно показалось им трудным.)
VII. Итог урока. Рефлексия (2-3 мин).
- Ребята, давайте подведём итог. С какими поставленными задачами вы сегодня справились на уроке?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какими впечатлениями вы можете поделиться дома?
- Покажите зелёный сигнал те, кому понравилось сегодня работать на уроке, жёлтый - если были какие-то затруднения, красный - если было непонятно и трудно.

- Наш урок подошёл к концу. Сегодня вы все хорошо поработали и получаете в подарок "Алфавит Мелитополя", по которому дома легко запомните порядок букв русского алфавита.

Пояснительная записка к ресурсуDOCX / 23.97 Кб
Музыкальная физминуткаMP4 / 16.98 Мб
Карточка для самостоятельной работыDOCX / 251.88 Кб
Сигнальные карточкиDOCX / 54.65 Кб
Елена Алексеевна
Гроссман Елена Юрьевна
Веревкина Елена Владимировна
Гроссман Елена Юрьевна
Кузнецова Виктория Владимировна
Гроссман Елена Юрьевна