Урок русского языка в 3 классе по теме «Глаголы 2 лица единственного числа»

1
0
Материал опубликован 17 October 2022

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Глаголы 2 лица ед. ч.». 21.04. 22 г.

Цели:

формирование умений различать глаголы 2 лица ед.числа и их правильного написания;

развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать; развитие интереса к русскому языку;

воспитание культуры поведения, общения через работу в парах; воспитание трудолюбия.

Регулятивные УУД: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; проверять учебную задачу и вносить корректировку.

Познавательные УУД: формирование умения использовать приобретённые знания при выполнении ситуативных заданий; разрешать проблемную ситуацию.

Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнениям других; дополнять мнение товарищей; умение работать в паре, умение договариваться друг с другом.

Личностные: формирование стремления узнавать новое; умение адекватно оценивать свои действия и результаты.

Орг. момент. 5 мин.

- Поднимите обе руки́ те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Поднимите обе руки́ те, кто сегодня постарается хорошо работать на уроке.

- Поднимите правую руку те, кто постарается сегодня писать красиво, грамотно и без исправлений?

- Поднимите левую руку те, кто сегодня хочет получить хорошую отметку.

- Какие ещё цели вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке русского языка? (хорошо сидеть и слушать учителя, понять хорошо тему урока).

- Я очень надеюсь, что, если вы хорошо постараетесь, то обязательно достигните своих целей. А помогут вам в этом – смайлики, которые вы будете получать за каждый верный ответ. Постарайтесь заработать как можно больше смайликов, чтобы получить хорошую отметку. Желаю успехов!

- Запишите в тетрадях число, классная работа.



Минутка чистописания.3 мин

- Буквы, которые мы сегодня будем писать на чистописании, зашифрованы.

- 1-я буква, которую вам нужно будет записать, стоит вначале фамилии известного датского сказочника, который написал сказку «Гадкий утёнок». (а)

- Записываем строчные буквы, отдельно друг от друга.

- 2-я буква стоит последней в самом коротком имени нашего одноклассника и обозначает согласный звук. (г)

- Запишите эту букву 2 раза.

- Следующая буква удвоенная и встречается в слове, которое обозначает число с 6-ю нолями.(миллион, буква л)

- Запишите букву л 2 раза.

- Эта буква обозначает гласный ударный звук в слове, обозначающем деньги семьи, которые тратятся на разные товары и услуги. (расходы, о).

- Составьте слово из получившихся букв. (Глагол). Запишите его.

3. Обобщение знаний о глаголе. 3 мин

- Что мы уже знаем о глаголе? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать и обозначает действие предмета; глаголы изменяются по числам и временам; в прошедшем времени по родам; является в предложении сказуемым; глаголы в неопределённой форме – это начальная форма глагола; глаголы помогают передать движение предметов, оживляют нашу речь; перед глаголами никогда не пишутся предлоги)

- Всё верно. Каждый урок мы узнаём о глаголе что-то новое, сегодня мы тоже пополним свои знания.

4. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. 15 мин

- Распределите слова в 2 столбика.(СМАРТ-доска)

Идёшь, построишь, помощь, решишь, мышь, читаешь, вещь, брошь.

- Ваши предложения? (в 1-й столбик мы отнесём им. сущ., во 2-й столбик – глаголы).

- Докажите, что в 1-м столбике им. сущ., а во 2-м – глаголы. (Им. сущ. отвечают на вопросы кто? что?. Глаголы отвечают на вопросы что делаешь? Что сделаешь?

- Что общего в словах обоих столбиков? (на конце ь)

- На какой согласный звук оканчиваются все слова? (шипящий)

- Знаем ли мы правило написания им. сущ. с шипящим на конце? (на конце им. сущ. жен.рода после шипящих пишется ь).

- Знаем ли мы правило написания глаголов с шипящим на конце слова? (нет)

- Чему же мы сегодня научимся? (Писать глаголы с шипящим звуком на конце).

- Давайте попробуем сами вывести новое правило. Для этого определим время и число глаголов. Запишите в столбик глаголы с доски. (У доски работает ученик)

Помогаешь – н.в., ед. ч.

Решишь – б.в., ед. ч.

Постучишь – б. в., ед. ч.

Читаешь – н. в., ед. ч.

- Какие 2 грамматических признака мы смогли определить у этих глаголов? (время и число)

- У этих глаголов можно определить ещё 1 признак. Знаете, какой? Лицо. У какой части речи мы умеем определять лицо? (у мест.).

- Какое местоимение можно подставить к этим глаголам? (Ты).

- Это местоимение какого лица? (2 –го). Значит, и глагол тоже будет 2-го лица. Допишем этот признак ко всем нашим глаголам.

Помогаешь – н.в., ед. ч., 2 лицо.

Решишь – б.в., ед. ч., 2 лицо.

Постучишь – б. в., ед. ч., 2 лицо.

Читаешь – н. в., ед. ч., 2 лицо.

- Посмотрите, какие одинаковые признаки есть у всех этих глаголов? (2 лицо и ед. ч.)

- Какое время у этих глаголов? (наст.и буд.).

- Выделите окончания у глаголов? Подчеркните ь. Это орфограмма.

- Попробуйте сами сформулировать правило. У каких глаголов на конце пишется ь? (у глаголов наст.и буд. вр. 2 лица ед. ч. ).

5. Физминутка. 3 мин

- Как живёшь? (Вот так!)

- Как идёшь?

- Как бежишь?

- Как летишь?

- Как плывёшь?

- Как ты спишь?

- А шалишь?

- А сидишь?



- Как вы думаете, почему именно эту физминутку я взяла для сегодняшнего урока? (В ней встречаются глаголы 2 лица ед. ч. н. вр.). Как пишутся все эти глаголы? (С ь).

- Напишите через запятую любые 4 глагола из физминутки, которые запомнили. Выделите окончания и подчеркните орфограмму.

- На какие вопросы отвечают глаголы 2 лица ед. числа?

6. Закрепление изученного материала. Работа с пословицами в парах. (7 минут)

В русском языке встречается много пословиц с глаголами 2 лица ед.ч.

Поспешишь –людей насмешишь.

Тише едешь – дальше будешь.



Следующее задание вы будете выполнять в паре. У вас на столе лежит карточка с заданием. Прочитайте его. Что нужно будет сделать?

( Нужно выбрать и вставить в пословицы подходящие глаголы 2 л. ед. ч.)

Раньше …… - раньше ……..

Что ……….. пером, не ………….. топором.

Руки́ ………………, так и с полки ………….

………. минуту - ………… час.



Напишешь – не вырубишь, начнёшь – закончишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь.



- Постарайтесь распределить работу поровну. Выделите окончания, подчеркните орфограмму.

- Кто попробует объяснить 1-ю пословицу? (Быстрее сядешь за уроки, быстрее закончишь).

- 2 пословицу? (Прежде чем что-то сделать, нужно подумать хорошо)

- 3 пословицу? (Если что-то хочешь достичь, нужно приложить усилие)

- 4 пословицу? (Нужно не тратить зря время, ценить его. Если не поймёшь тему урока, потом трудно будет догнать)



- Постарайтесь помнить всегда об этих пословицах.



Динамическая пауза с мячом.

Называю глаголы в неопределенной форме и бросаю мяч ученику, ученик ловит мяч и называет этот глагол во  2 лице единственного числа настоящего или будущего времени.

Платить – платишь                   пожелать – пожелаешь                

Кидать – кидаешь                    проводить – проводишь

Бросать – бросаешь                покупать – покупаешь

Точить – точишь                       запутать – запутаешь

Угощать – угощаешь               насолить – насолишь



7. Подведение итогов.

- Какая тема сегодня была у нас на уроке? Какое правило вы должны запомнить?

-Подсчитайте жетоны. У кого 0 жетонов? 1-2 – постарайтесь на следующем уроке ещё поработать. 3-4 ж. – отметка 4. 5 и более – отметка 5.

- Поднимите руку те, кто сегодня хорошо поработал на уроке?

- Поднимите руки, кто сегодня постарался написать красиво, без исправлений, грамотно?

- Кто сегодня получил хорошую отметку?

- Кто достиг своей цели?

- Те ребята, которые не смогли достичь своей цели, у вас есть возможность на след. уроке постараться это сделать







8. Рефлексия.

1. Если вы поняли сегодняшний материал и можете объяснить дома родителям – приклейте на доску зелёный стикер

2. Если вы поняли не совсем – синий.

3. Если вы ничего не поняли – жёлтый.



9. Дз

1. Упр. 202

2. Найти и записать 5 пословиц, в которых встречаются глаголы 2 лица ед. ч.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации