Урок русского языка в 3 классе по теме «Глаголы 2 лица единственного числа»
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Глаголы 2 лица ед. ч.». 21.04. 22 г.
Цели:
формирование умений различать глаголы 2 лица ед.числа и их правильного написания;
развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать; развитие интереса к русскому языку;
воспитание культуры поведения, общения через работу в парах; воспитание трудолюбия.
Регулятивные УУД: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; проверять учебную задачу и вносить корректировку.
Познавательные УУД: формирование умения использовать приобретённые знания при выполнении ситуативных заданий; разрешать проблемную ситуацию.
Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнениям других; дополнять мнение товарищей; умение работать в паре, умение договариваться друг с другом.
Личностные: формирование стремления узнавать новое; умение адекватно оценивать свои действия и результаты.
Орг. момент. 5 мин.
- Поднимите обе руки́ те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Поднимите обе руки́ те, кто сегодня постарается хорошо работать на уроке.
- Поднимите правую руку те, кто постарается сегодня писать красиво, грамотно и без исправлений?
- Поднимите левую руку те, кто сегодня хочет получить хорошую отметку.
- Какие ещё цели вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке русского языка? (хорошо сидеть и слушать учителя, понять хорошо тему урока).
- Я очень надеюсь, что, если вы хорошо постараетесь, то обязательно достигните своих целей. А помогут вам в этом – смайлики, которые вы будете получать за каждый верный ответ. Постарайтесь заработать как можно больше смайликов, чтобы получить хорошую отметку. Желаю успехов!
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
Минутка чистописания.3 мин
- Буквы, которые мы сегодня будем писать на чистописании, зашифрованы.
- 1-я буква, которую вам нужно будет записать, стоит вначале фамилии известного датского сказочника, который написал сказку «Гадкий утёнок». (а)
- Записываем строчные буквы, отдельно друг от друга.
- 2-я буква стоит последней в самом коротком имени нашего одноклассника и обозначает согласный звук. (г)
- Запишите эту букву 2 раза.
- Следующая буква удвоенная и встречается в слове, которое обозначает число с 6-ю нолями.(миллион, буква л)
- Запишите букву л 2 раза.
- Эта буква обозначает гласный ударный звук в слове, обозначающем деньги семьи, которые тратятся на разные товары и услуги. (расходы, о).
- Составьте слово из получившихся букв. (Глагол). Запишите его.
3. Обобщение знаний о глаголе. 3 мин
- Что мы уже знаем о глаголе? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать и обозначает действие предмета; глаголы изменяются по числам и временам; в прошедшем времени по родам; является в предложении сказуемым; глаголы в неопределённой форме – это начальная форма глагола; глаголы помогают передать движение предметов, оживляют нашу речь; перед глаголами никогда не пишутся предлоги)
- Всё верно. Каждый урок мы узнаём о глаголе что-то новое, сегодня мы тоже пополним свои знания.
4. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. 15 мин
- Распределите слова в 2 столбика.(СМАРТ-доска)
Идёшь, построишь, помощь, решишь, мышь, читаешь, вещь, брошь.
- Ваши предложения? (в 1-й столбик мы отнесём им. сущ., во 2-й столбик – глаголы).
- Докажите, что в 1-м столбике им. сущ., а во 2-м – глаголы. (Им. сущ. отвечают на вопросы кто? что?. Глаголы отвечают на вопросы что делаешь? Что сделаешь?
- Что общего в словах обоих столбиков? (на конце ь)
- На какой согласный звук оканчиваются все слова? (шипящий)
- Знаем ли мы правило написания им. сущ. с шипящим на конце? (на конце им. сущ. жен.рода после шипящих пишется ь).
- Знаем ли мы правило написания глаголов с шипящим на конце слова? (нет)
- Чему же мы сегодня научимся? (Писать глаголы с шипящим звуком на конце).
- Давайте попробуем сами вывести новое правило. Для этого определим время и число глаголов. Запишите в столбик глаголы с доски. (У доски работает ученик)
Помогаешь – н.в., ед. ч.
Решишь – б.в., ед. ч.
Постучишь – б. в., ед. ч.
Читаешь – н. в., ед. ч.
- Какие 2 грамматических признака мы смогли определить у этих глаголов? (время и число)
- У этих глаголов можно определить ещё 1 признак. Знаете, какой? Лицо. У какой части речи мы умеем определять лицо? (у мест.).
- Какое местоимение можно подставить к этим глаголам? (Ты).
- Это местоимение какого лица? (2 –го). Значит, и глагол тоже будет 2-го лица. Допишем этот признак ко всем нашим глаголам.
Помогаешь – н.в., ед. ч., 2 лицо.
Решишь – б.в., ед. ч., 2 лицо.
Постучишь – б. в., ед. ч., 2 лицо.
Читаешь – н. в., ед. ч., 2 лицо.
- Посмотрите, какие одинаковые признаки есть у всех этих глаголов? (2 лицо и ед. ч.)
- Какое время у этих глаголов? (наст.и буд.).
- Выделите окончания у глаголов? Подчеркните ь. Это орфограмма.
- Попробуйте сами сформулировать правило. У каких глаголов на конце пишется ь? (у глаголов наст.и буд. вр. 2 лица ед. ч. ).
5. Физминутка. 3 мин
- Как живёшь? (Вот так!)
- Как идёшь?
- Как бежишь?
- Как летишь?
- Как плывёшь?
- Как ты спишь?
- А шалишь?
- А сидишь?
- Как вы думаете, почему именно эту физминутку я взяла для сегодняшнего урока? (В ней встречаются глаголы 2 лица ед. ч. н. вр.). Как пишутся все эти глаголы? (С ь).
- Напишите через запятую любые 4 глагола из физминутки, которые запомнили. Выделите окончания и подчеркните орфограмму.
- На какие вопросы отвечают глаголы 2 лица ед. числа?
6. Закрепление изученного материала. Работа с пословицами в парах. (7 минут)
В русском языке встречается много пословиц с глаголами 2 лица ед.ч.
Поспешишь –людей насмешишь.
Тише едешь – дальше будешь.
Следующее задание вы будете выполнять в паре. У вас на столе лежит карточка с заданием. Прочитайте его. Что нужно будет сделать?
( Нужно выбрать и вставить в пословицы подходящие глаголы 2 л. ед. ч.)
Раньше …… - раньше ……..
Что ……….. пером, не ………….. топором.
Руки́ ………………, так и с полки ………….
………. минуту - ………… час.
Напишешь – не вырубишь, начнёшь – закончишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь.
- Постарайтесь распределить работу поровну. Выделите окончания, подчеркните орфограмму.
- Кто попробует объяснить 1-ю пословицу? (Быстрее сядешь за уроки, быстрее закончишь).
- 2 пословицу? (Прежде чем что-то сделать, нужно подумать хорошо)
- 3 пословицу? (Если что-то хочешь достичь, нужно приложить усилие)
- 4 пословицу? (Нужно не тратить зря время, ценить его. Если не поймёшь тему урока, потом трудно будет догнать)
- Постарайтесь помнить всегда об этих пословицах.
Динамическая пауза с мячом.
Называю глаголы в неопределенной форме и бросаю мяч ученику, ученик ловит мяч и называет этот глагол во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени.
Платить – платишь пожелать – пожелаешь
Кидать – кидаешь проводить – проводишь
Бросать – бросаешь покупать – покупаешь
Точить – точишь запутать – запутаешь
Угощать – угощаешь насолить – насолишь
7. Подведение итогов.
- Какая тема сегодня была у нас на уроке? Какое правило вы должны запомнить?
-Подсчитайте жетоны. У кого 0 жетонов? 1-2 – постарайтесь на следующем уроке ещё поработать. 3-4 ж. – отметка 4. 5 и более – отметка 5.
- Поднимите руку те, кто сегодня хорошо поработал на уроке?
- Поднимите руки, кто сегодня постарался написать красиво, без исправлений, грамотно?
- Кто сегодня получил хорошую отметку?
- Кто достиг своей цели?
- Те ребята, которые не смогли достичь своей цели, у вас есть возможность на след. уроке постараться это сделать
8. Рефлексия.
1. Если вы поняли сегодняшний материал и можете объяснить дома родителям – приклейте на доску зелёный стикер
2. Если вы поняли не совсем – синий.
3. Если вы ничего не поняли – жёлтый.
9. Дз
1. Упр. 202
2. Найти и записать 5 пословиц, в которых встречаются глаголы 2 лица ед. ч.