Урок русского языка по теме «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»
Класс: 10 (АООП слабослышащих и позднооглохших обучающихся, вариант 2.2.)
Учитель: Кустарева О.А.
Урок: русский язык
Тип урока: усвоения новых знаний
Тема: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Цели:
уточненить и расширить представления о средствах и способах соединения однородных членов;
способствовать усвоению правил постановки запятой между однородными членами, связанными сочинительными союзами, отработка соответствующих навыков;
развивать слуховое восприятие, память, мышление;
способствовать воспитанию экологической культуры бережного отношения к окружающей природе.
Оборудование:
Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. – М.: Просвещение, 2016г.
компьютер; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint
Сценарий урока:
№ п/п | Этап урока | Содержание этапа | |
I. | Организационный момент: | 1.Приветствие гостей, учителя, друг друга. 2. Рифмованное начало урока: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! 3. Работа по РСВ и ФП. -Какой сейчас урок? -Какая тыла тема предыдущего урока русского языка? -Давайте вспомним материал предыдущего урока. Фонетическая зарядка: [д-т] однородные члены - между однородными членами отвечают на один и тот же вопрос относятся к одному слову Между однородными членами, соединенными только перечислительной интонацией, ставится запятая. 4. Знакомство с планом работы на уроке (на доске). - В течение урока вы будете оценивать себя в листе самооценивания. - Вы знаете, что 2017 год – это год экологии, сейчас в школе проходит экологический месячник, поэтому и мы тоже будем работать с синтаксическим материалом, касающимся природы и экологии. | взаимные приветствия; проверка готовности учеников к уроку; организация внимания. |
II. | Проверка домашнего задания. | -Вы выполнили домашнее задание? Графический диктант по домашнему упражнению ( с графическим обозначением диктуемого: - схема предложения). Весной расцветают красные, розовые, белые, жёлтые цветы. Возвращаются ли весной грачи, ласточки, аисты? Март, апрель, май - это весенние месяцы. Проверьте себя. Сколько ошибок вы совершили? Оцените себя в листе самооценивания за этот вид работы. | выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов |
III. | Этап всесторонней проверки знаний | Понимание теоретического материала: связное сообщение ученика (работа с текстом – приложение 2). Обучающиеся заполняют пробелы в научном тексте по изученному теоретическому материалу, при правильном заполнении получается связное сообщение об однородных членах. Один обучающийся зачитывает полученный текст, двум другим предлагается взаимопроверка с диалогом о результатах выполнения работы. - Ира, сколько ошибок я сделал? - Ты допустил … ошибок. (Ты не допустил ошибок.) -А сколько ошибок допустила я? -… ошибок. Самооценивание. | проверка объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание. |
IV. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | На доске два предложения : Весной в лес прилетели скворцы, чижи. Весной в лес прилетели скворцы и чижи. Прочитайте эти предложения, сохраняя правильную интонацию. Чем похожи эти два предложения? (Оба предложения осложнены однородными членами- подлежащими скворцы, чижи) Как связаны однородные члены в первом предложении? (перечислительной интонацией) Как связаны однородные члены во втором предложении? (сочинительным союзом и) Мы изучили однородные члены, связанные перечислительной интонацией, представленные в первом предложении. Подумайте, какова тема сегодняшнего урока? (Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них) Да, действительно, тема нашего урока: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Откройте тетради и запишите число и тему урока. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (- Сегодня мы продолжим изучать однородные члены предложения; -мы узнаем об однородных членах, связанных сочинительными союзами.) - А еще мы вспомним разряды сочинительных союзов и выясним их роль при однородных членах. | Подведение к теме урока, постановка целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы. |
V. | Этап усвоения новых знаний. | Предлагаю вам вместе со мной заполнить следующую таблицу: приложение 3. (Презентация) Вспомните разряды сочинительных союзов. (Соединительные, противительные и разделительные союзы) Какими могут быть союзы по составу? (одиночные, повторяющиеся, двойные) Давайте заполним таблицу примерами. Найдите в таблице указание на роль сочинительных союзов (соединяют, противопоставляют, разделяют). Таблица заполнена, давайте сверим нашу работу с эталоном в учебнике. Откройте с.117 учебника, рассмотрите предложенную там таблицу. А теперь давайте подумаем, глядя на нашу таблицу, когда мы поставим запятую между однородными членами, связанными сочинительными союзами? (Запятая ставится между однородными членами, если они соединены - одиночными противительными союзами, -повторяющимися союзами, - двойными союзами. 7. Подтвердим наши выводы правилом на с. 118 учебника. | Организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися. Использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой. |
VI. | Этап проверки понимания учащимися нового материала. | Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы. И.: Ю.: Деревья радуются солнышку и пению птиц. В.: Листья на березах кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. Образец объяснения: Прочитать предложение. Однородные ______ : _______ соединены сочинительным ________ союзом ___ . Между однородными членами ставим (не ставим) запятую. | постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности |
VII. | Этап закрепления нового материала | Физминутка. Выполнение (комментированное) упражнения 248 с.118 учебника. Первое предложение вместе с учителем, затем самостоятельно, комментируя с места по очереди. | выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи |
VIII. | Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, подведение итогов урока. | Д/з: §43, правило с.118, таблица с.117 Доделать упражнение 248 с.118, Группе сильных учеников – карточки (приложение 4). Оценивание. Рефлексия: (приложение 5). | информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы |
Приложение 1.
Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.
Весной расцветают красные розовые белые жёлтые цветы.
Схема: ______________
Возвращаются ли весной грачи ласточки аисты?
Схема: ______________
Март апрель май это весенние месяцы.
Схема: ______________
Приложение 2.
Вариант 1.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Однородными называют члены предложения, которые относятся к ____________________ члену предложения, отвечают на ______________ вопрос и выполняют _______________ ______________ функцию.
Однородными могут быть и ______________, и ______________ члены предложения. Однородные члены соединены между собой ____________________ связью.
Между однородными членами, соединенными только перечислительной интонацией, ставится ________________.
Вариант 2. (для Юры)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Однородными называют члены предложения, которые относятся к ____________________ члену предложения, отвечают на ______________ вопрос и выполняют _______________ ______________ функцию.
Однородными могут быть и ______________, и ______________ члены предложения. Однородные члены соединены между собой ____________________ связью.
Между однородными членами, соединенными только перечислительной интонацией, ставится ________________.
Слова для справок: запятая, одному и тому же, главные, сочинительной, один и тот же, синтаксическую, второстепенные, одинаковую.
Приложение 3.
Позиция в предложении | Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
Одиночные | и да | а но да (=но) однако же зато | или (иль) либо |
Повторяющиеся | и…, и ни …, ни | | или …, или либо …, либо то …, то не то …, не то то ли …, то ли |
Двойные | Не только …, но и Как…, так и | | |
Приложение 5.
АНКЕТА САМОАНАЛИЗА
| |
на уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок мне показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен легким/трудным |
Домашнее задание | понятно/ непонятно
|
Приложение 6
Вид работы | Самооценка |
Графический диктант (карточка у Юры) | |
Проверка теории | |
Разбор предложения (задание) | |