12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черемисина Алла Васильевна69

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

(учитель русского языка и литературы МКОУ Истобинская СОШ Черемисина Алла Васильевна)


«Сложные предложения с разными видами связи»


Предмет - русский язык Класс - 9

Тема урока: «Сложные предложения с разными видами связи»

Тип урока: закрепление изученного материала

Представление о результатах:

- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

-метапредметные: умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

-предметные: умение на практике применять теоретические знания о структуре СП; овладение навыками различения типов связи между частями сложного предложения

Цели урока: повторение и обобщение всех видов сложных предложений

Задачи:

1) совершенствовать знания о сложноподчиненных предложениях;


2) обобщить знания учащихся о классификации сложных предложений;


3) развивать умения отличать одни сложные предложения от других видов сложных предложений;


4) формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся;


5) воспитывать самостоятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки . Необходимо внести задания и ответы в программу My Test.



Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организация внимания уч-ся



Привлечь внимание уч-ся на начало урока.

Приветствует уч-ся

Проверяет готовность рабочих мест.

Создаёт положительный эмоциональный фон.

Готовят рабочие места к уроку.

Приветствуют учителя.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.


Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Постановка цели урока. Мотивация



Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Подвести детей к мысли о необходимости совершенствования навыков

Проводит лексическую разминку, проверяет орфографическую зоркость, пунктуационную зоркость

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.


Совершенствуют орфографическую и пунктуационную зоркость, вовлекаются в учебный процесс

Приходят к выводу, что необходимо совершенствовать навыки.

Проявление познавательной активности


Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.


Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.


Орфографическая и пунктуационная зоркость.

Анализ предложений

3. Актуализация

знаний



Повторить признаки сложносочинённого и сложноподчинённого , бессоюзного предложений

Предлагает пройти тестирование по группам ( on-line, программа «My test»)



Работают в парах за компьютерами, приходят к общему выводу, заносят результаты в таблицу


Сотрудничество в парах







Вывод на основе проделанной работы


Использование средств ЭРО

Применение ранее полученных знаний на практике


4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач



Закрепить навыки выделения грамматических основ предложения, подготовка к ОГЭ


Контролировать деятельности по ходу выполнения задания.













Предлагает работу с предложениями (на слайде): «Спишите предложение, подчеркните грамматические основы, укажите количество грамматических основ в предложениях. Будьте готовы назвать тип связи в предложении.»



Работают в карточках


Выделяют грамматические основы, определяют их количество в предложении. Повторяют типы связи простых предложений в составе сложного. Производят взаимопроверку в парах


Проявление самостоятельности в разных видах деятельности.


Осознание ответственности

за общее дело






Выполнение действий по заданному алгоритму.



Формирование умений ориентироваться в полученной информации.

по ходу выполнения задания.







Структура сложных предложений

















7. Включение в систему знаний и повторение



Подготовка к ОГЭ

Предлагает пройти тестирование по группам ( on-line, программа «My test»)



Работают в парах за компьютерами, приходят к общему выводу, заносят результаты в таблицу.

Выведение алгоритма работы


Осознание ответственности

за общее дело

Сотрудничество в группах

Сотрудничество со сверстниками



Отработка навыков

8. Рефлексия деятельности





Сформировать личную ответственность за результаты деятельности





Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников



Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.


Самооценка на основе критерия успешности.


Адекватное понимание причин успеха и неуспеха




9.Домашне задание


Предложить домашнее задание разного уровня сложности.

.

Дает задания


Записывают задание в дневник.



Ответственность за благополучие окружающего пространства

Дифференцированные задания


Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку. Книжки, тетрадки, ручки в порядке? Что ж начинаем урок наш с разминки!

2. Постановка целей и задач урока.

Лексическая разминка

1. Вставьте пропущенные буквы

Шум пер…она, узнать о в…кансии, сильное чу…ство, серебря…ый браслет, пр…екты работ, путевой обхо…чик, п…ссимизм, уютная гости…ая, ра…тратить средства, активный о…дых, выпекать в духо…ке, лёгкое пр…косновение, ст…реть пятно.

Прочитайте слово, получившееся из пропущенных букв

Равноденствие

Разберите его по составу. В чем особенность данного слова? Что оно обозначает? Когда у нас было равноденствие? ( в понедельник, 21 марта)

Действительно, 21 марта – это праздник обновления природы в северном полушарии. С этого дня день становится длиннее ночи. Природа начинает оживать и расцветать.

Прочитайте предложения, объясните знаки препинания.

Когда начинает пригревать ласковое солнышко, в лесу начинают цвести разные деревья. Расцветает природа, и мы понимаем, что началась весна. Но зацветет рябина – кончится весна.

Что общего у этих предложений? (сложные, с разными видами связи)

И тема нашего урока звучит так же: «Сложные предложения с разными видами связи»

Здесь говорится, что зацветет рябина и закончится весна. А что нам предстоит в конце весны? Сдача экзамена. Поэтому наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с разными видами связи, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый должен стремиться максимально проявить себя. В течение урока вы будете постепенно заполнять таблицу, отмечая результаты каждого пройденного этапа.

3. Актуализация знаний

Тестирование

Давайте проверим свои знания. Мы будем работать в программе MY TEST, ваш файл «Самоподготовка» находится на рабочем столе ваших компьютеров.

Внесите свой результат в таблицу.

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Работа с предложениями.

(1) С незапамятных времен люди выделяли Солнце и Луну среди всех других светил, потому что жизнь человека всегда была связана с солнцем.

(2) В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. (3) Когда в северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, в южном наступает астрономическая осень. (4) С увеличением длины светового дня оживает вся природа, а земля словно просыпается после долгого тяжелого зимнего сна.

(5) Существует множество древних мифов и различных праздников, которые приурочены ко дню весеннего равноденствия.

Спишите предложение, подчеркните грамматические основы, укажите количество грамматических основ в предложениях. Будьте готовы назвать тип связи в предложении.

Проверим, что у нас получилось. Поменяйтесь своими листами и выставьте друг другу оценки.

Работа в парах. Выполните задания. Результаты занесите в таблицу

1.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Каждые пять минут он смотрел на часы, (1) а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. Сколько Дина ни просила, (2) он не давал их даже подержать. Однажды утром Алик ушел в школу, (3) оставив часы на стуле возле кровати.

2. Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

1.Дина долго-долго поднималась на второй этаж, думая о том, что она натворила.2. Дверь открыл дед.3. Она положила в маленькую сухую руку прадеда стеклышко и механизм, отцепила ремешок с донышком.4. Когда все слезы вылились, она крепко уснула. 5. Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами.

3. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Я все время чувствовал его за спиной, (1) и кидал ему туда кусочки колбасы, (2) и слышал, (3) как он, (4) шурша в прошлогодних листьях, (5) находит их и жует.

4. Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

1. В первый теплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошел на маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства. 2. Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, на школьном дворе возбужденно кричали мальчишки, и весенняя земля пахла Пасхой. 3. Я проголодался и зашел в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала. 4. На опушке под березами стоял в выжидающей позе серо-коричневый кудрявый барбос.

5. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция, (1) в которой упоминается , что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек, (2) разорвать 40 шнурков, (3) символизирующих собой силы, (4) которые заморозили Матушку-Землю. Такими действиями человек показывал, (5) что он сильнее злых Духов, (6)что Весна его полностью поддерживает.

Посмотрите на свои результаты, внесите их в таблицу.

8. Итак, мы видим, что задания ОГЭ сложные, но если определить определенную последовательность действий, с ними можно легко справиться.

Какие же действия мы выполняем во время работы со сложными предложениями? Давайте выполним упражнение учебника.

9. Подведение итогов урока. Вот и подошел к концу наш урок. Начали мы его с прекрасного слова «равноденствие» Несмотря на то что светлая часть суток становится длиннее, просыхает земля и хочется больше гулять не забываем про известную русскую пословицу: «ДЕЛУ ВРЕМЯ…». Домашнее задание.

Приложение

Шум пер…она, узнать о в…кансии, сильное чу…ство, серебря…ый браслет, пр…екты работ, путевой обхо…чик, п…ссимизм, уютная гости…ая, ра…тратить средства, активный о…дых, выпекать в духо…ке, лёгкое пр…косновение, ст…реть пятно.



Когда начинает пригревать ласковое солнышко, в лесу начинают цвести разные деревья. Расцветает природа, и мы понимаем, что началась весна. Но зацветет рябина – кончится весна.



Самоподготовка

1. Прочитайте и найдите среди предложений сложные с подчинительной и бессоюзной связью.

а) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается.

б) Однако, такое распознавание отнюдь не просто, не элементарно.

в) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

2. Укажите предложения с различными видами связи.

а) И каждый год – одни и те же грабли..

б) В трубах, радиаторах образуется лед, его объем чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор.

в) Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублем?»

г) Все знают.

3. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

а) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собирались вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.

б) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в Средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

в) Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек.

г) Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку.

д) Она прыгала через порог, и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

4. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

а) И на душе у него делается все тревожней.

б) Жизнь же, с которой он расстается, имеет уже прочные корни, глубоко вросли они в Ленькину душу.

в) Он снова пытается думать о капитане, о пароходе, только мысли эти короткие, и не за что им зацепиться.

г) И сердце его сдавливает болью.

д) Девочка поднимает на него глаза и молчит.

5. Найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.

а) Когда Сережа задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

б) «Почему ни с того ни с сего я думаю про Мадагаскар?» - философствует он в такие минуты.

в) – Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.

г) Вот захочу и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофером или геологом, или, как отец и мать, конструктором.

д) На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты.



Работа с предложениями

Спишите предложение, подчеркните грамматические основы, укажите количество грамматических основ в предложениях. Будьте готовы назвать тип связи в предложении.

(1) С незапамятных времен люди выделяли Солнце и Луну среди всех других светил, потому что жизнь человека всегда была связана с солнцем.

(2) В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе.

(3) Когда в северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, в южном наступает астрономическая осень.

(4) С увеличением длины светового дня оживает вся природа, а земля словно просыпается после долгого тяжелого зимнего сна.

(5) Существует множество древних мифов и различных праздников, которые приурочены ко дню весеннего равноденствия.



Подготовка к ОГЭ

1.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Каждые пять минут он смотрел на часы, (1) а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. Сколько Дина ни просила, (2) он не давал их даже подержать. Однажды утром Алик ушел в школу, (3) оставив часы на стуле возле кровати.

2.Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

1.Дина долго-долго поднималась на второй этаж, думая о том, что она натворила.2. Дверь открыл дед.3. Она положила в маленькую сухую руку прадеда стеклышко и механизм, отцепила ремешок с донышком.4. Когда все слезы вылились, она крепко уснула. 5. Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами.



3.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Я все время чувствовал его за спиной, (1) и кидал ему туда кусочки колбасы, (2) и слышал, (3) как он, (4) шурша в прошлогодних листьях, (5) находит их и жует.

4.Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

1. В первый теплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошел на маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства. 2. Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, на школьном дворе возбужденно кричали мальчишки, и весенняя земля пахла Пасхой. 3. Я проголодался и зашел в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала. 4. На опушке под березами стоял в выжидающей позе серо-коричневый кудрявый барбос.

5.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция, (1) в которой упоминается , что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек, (2) разорвать 40 шнурков, (3) символизирующих собой силы, (4) которые заморозили Матушку-Землю. Такими действиями человек показывал, (5) что он сильнее злых Духов, (6)что Весна его полностью поддерживает.





























Сложные предложения с различными видами связи



1. Лексическая разминка



_________________________________________________________________





2. Работа с предложениями



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рефлексия





Я сделал домашнее задание к уроку


Я выполнил тесты «Самоподготовка» более чем на 80 %


Я верно выделил грамматические основы и указал их количество


Я решил задания по подготовке к ГИА не меньше, чем на 50%


Я знаю алгоритм определения типов связи в сложном предложении




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.