Материал к уроку русского языка в 9 классе «Сложные предложения с разными видами связи»
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
(учитель русского языка и литературы МКОУ Истобинская СОШ Черемисина Алла Васильевна)
«Сложные предложения с разными видами связи»
Предмет - русский язык Класс - 9
Тема урока: «Сложные предложения с разными видами связи»
Тип урока: закрепление изученного материала
Представление о результатах:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
-метапредметные: умение работать с информационным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;
-предметные: умение на практике применять теоретические знания о структуре СП; овладение навыками различения типов связи между частями сложного предложения
Цели урока: повторение и обобщение всех видов сложных предложений
Задачи:
1) совершенствовать знания о сложноподчиненных предложениях;
2) обобщить знания учащихся о классификации сложных предложений;
3) развивать умения отличать одни сложные предложения от других видов сложных предложений;
4) формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся;
5) воспитывать самостоятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки . Необходимо внести задания и ответы в программу My Test.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1. Организация внимания уч-ся | Привлечь внимание уч-ся на начало урока. | Приветствует уч-ся Проверяет готовность рабочих мест. Создаёт положительный эмоциональный фон. | Готовят рабочие места к уроку. Приветствуют учителя. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Сотрудничество с учителем и сверстниками. | - |
2. Постановка цели урока. Мотивация | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Подвести детей к мысли о необходимости совершенствования навыков | Проводит лексическую разминку, проверяет орфографическую зоркость, пунктуационную зоркость Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Совершенствуют орфографическую и пунктуационную зоркость, вовлекаются в учебный процесс Приходят к выводу, что необходимо совершенствовать навыки. | Проявление познавательной активности | Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. | Орфографическая и пунктуационная зоркость. Анализ предложений |
3. Актуализация знаний | Повторить признаки сложносочинённого и сложноподчинённого , бессоюзного предложений | Предлагает пройти тестирование по группам ( on-line, программа «My test») | Работают в парах за компьютерами, приходят к общему выводу, заносят результаты в таблицу | Сотрудничество в парах | Вывод на основе проделанной работы Использование средств ЭРО | Применение ранее полученных знаний на практике |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Закрепить навыки выделения грамматических основ предложения, подготовка к ОГЭ Контролировать деятельности по ходу выполнения задания. | Предлагает работу с предложениями (на слайде): «Спишите предложение, подчеркните грамматические основы, укажите количество грамматических основ в предложениях. Будьте готовы назвать тип связи в предложении.» | Работают в карточках Выделяют грамматические основы, определяют их количество в предложении. Повторяют типы связи простых предложений в составе сложного. Производят взаимопроверку в парах | Проявление самостоятельности в разных видах деятельности. Осознание ответственности за общее дело | Выполнение действий по заданному алгоритму. Формирование умений ориентироваться в полученной информации. по ходу выполнения задания. | Структура сложных предложений |
7. Включение в систему знаний и повторение | Подготовка к ОГЭ | Предлагает пройти тестирование по группам ( on-line, программа «My test») | Работают в парах за компьютерами, приходят к общему выводу, заносят результаты в таблицу. Выведение алгоритма работы | Осознание ответственности за общее дело Сотрудничество в группах | Сотрудничество со сверстниками | Отработка навыков |
8. Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха | | |
9.Домашне задание | Предложить домашнее задание разного уровня сложности. . | Дает задания | Записывают задание в дневник. | | Ответственность за благополучие окружающего пространства | Дифференцированные задания |
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку. Книжки, тетрадки, ручки в порядке? Что ж начинаем урок наш с разминки!
2. Постановка целей и задач урока.
Лексическая разминка
1. Вставьте пропущенные буквы
Шум пер…она, узнать о в…кансии, сильное чу…ство, серебря…ый браслет, пр…екты работ, путевой обхо…чик, п…ссимизм, уютная гости…ая, ра…тратить средства, активный о…дых, выпекать в духо…ке, лёгкое пр…косновение, ст…реть пятно.
Прочитайте слово, получившееся из пропущенных букв
Равноденствие
Разберите его по составу. В чем особенность данного слова? Что оно обозначает? Когда у нас было равноденствие? ( в понедельник, 21 марта)
Действительно, 21 марта – это праздник обновления природы в северном полушарии. С этого дня день становится длиннее ночи. Природа начинает оживать и расцветать.
Прочитайте предложения, объясните знаки препинания.
Когда начинает пригревать ласковое солнышко, в лесу начинают цвести разные деревья. Расцветает природа, и мы понимаем, что началась весна. Но зацветет рябина – кончится весна.
Что общего у этих предложений? (сложные, с разными видами связи)
И тема нашего урока звучит так же: «Сложные предложения с разными видами связи»
Здесь говорится, что зацветет рябина и закончится весна. А что нам предстоит в конце весны? Сдача экзамена. Поэтому наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с разными видами связи, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый должен стремиться максимально проявить себя. В течение урока вы будете постепенно заполнять таблицу, отмечая результаты каждого пройденного этапа.
3. Актуализация знаний
Тестирование
Давайте проверим свои знания. Мы будем работать в программе MY TEST, ваш файл «Самоподготовка» находится на рабочем столе ваших компьютеров.
Внесите свой результат в таблицу.
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Работа с предложениями.
(1) С незапамятных времен люди выделяли Солнце и Луну среди всех других светил, потому что жизнь человека всегда была связана с солнцем.
(2) В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. (3) Когда в северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, в южном наступает астрономическая осень. (4) С увеличением длины светового дня оживает вся природа, а земля словно просыпается после долгого тяжелого зимнего сна.
(5) Существует множество древних мифов и различных праздников, которые приурочены ко дню весеннего равноденствия.
Спишите предложение, подчеркните грамматические основы, укажите количество грамматических основ в предложениях. Будьте готовы назвать тип связи в предложении.
Проверим, что у нас получилось. Поменяйтесь своими листами и выставьте друг другу оценки.
Работа в парах. Выполните задания. Результаты занесите в таблицу
1.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Каждые пять минут он смотрел на часы, (1) а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. Сколько Дина ни просила, (2) он не давал их даже подержать. Однажды утром Алик ушел в школу, (3) оставив часы на стуле возле кровати.
2. Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
1.Дина долго-долго поднималась на второй этаж, думая о том, что она натворила.2. Дверь открыл дед.3. Она положила в маленькую сухую руку прадеда стеклышко и механизм, отцепила ремешок с донышком.4. Когда все слезы вылились, она крепко уснула. 5. Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами.
3. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Я все время чувствовал его за спиной, (1) и кидал ему туда кусочки колбасы, (2) и слышал, (3) как он, (4) шурша в прошлогодних листьях, (5) находит их и жует.
4. Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
1. В первый теплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошел на маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства. 2. Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, на школьном дворе возбужденно кричали мальчишки, и весенняя земля пахла Пасхой. 3. Я проголодался и зашел в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала. 4. На опушке под березами стоял в выжидающей позе серо-коричневый кудрявый барбос.
5. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция, (1) в которой упоминается , что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек, (2) разорвать 40 шнурков, (3) символизирующих собой силы, (4) которые заморозили Матушку-Землю. Такими действиями человек показывал, (5) что он сильнее злых Духов, (6)что Весна его полностью поддерживает.
Посмотрите на свои результаты, внесите их в таблицу.
8. Итак, мы видим, что задания ОГЭ сложные, но если определить определенную последовательность действий, с ними можно легко справиться.
Какие же действия мы выполняем во время работы со сложными предложениями? Давайте выполним упражнение учебника.
9. Подведение итогов урока. Вот и подошел к концу наш урок. Начали мы его с прекрасного слова «равноденствие» Несмотря на то что светлая часть суток становится длиннее, просыхает земля и хочется больше гулять не забываем про известную русскую пословицу: «ДЕЛУ ВРЕМЯ…». Домашнее задание.
Приложение
Шум пер…она, узнать о в…кансии, сильное чу…ство, серебря…ый браслет, пр…екты работ, путевой обхо…чик, п…ссимизм, уютная гости…ая, ра…тратить средства, активный о…дых, выпекать в духо…ке, лёгкое пр…косновение, ст…реть пятно.
Когда начинает пригревать ласковое солнышко, в лесу начинают цвести разные деревья. Расцветает природа, и мы понимаем, что началась весна. Но зацветет рябина – кончится весна.
Самоподготовка
1. Прочитайте и найдите среди предложений сложные с подчинительной и бессоюзной связью.
а) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается.
б) Однако, такое распознавание отнюдь не просто, не элементарно.
в) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.
2. Укажите предложения с различными видами связи.
а) И каждый год – одни и те же грабли..
б) В трубах, радиаторах образуется лед, его объем чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор.
в) Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублем?»
г) Все знают.
3. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
а) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собирались вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.
б) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в Средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
в) Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек.
г) Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку.
д) Она прыгала через порог, и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.
4. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
а) И на душе у него делается все тревожней.
б) Жизнь же, с которой он расстается, имеет уже прочные корни, глубоко вросли они в Ленькину душу.
в) Он снова пытается думать о капитане, о пароходе, только мысли эти короткие, и не за что им зацепиться.
г) И сердце его сдавливает болью.
д) Девочка поднимает на него глаза и молчит.
5. Найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью.
а) Когда Сережа задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
б) «Почему ни с того ни с сего я думаю про Мадагаскар?» - философствует он в такие минуты.
в) – Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
г) Вот захочу и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофером или геологом, или, как отец и мать, конструктором.
д) На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты.
Работа с предложениями
Спишите предложение, подчеркните грамматические основы, укажите количество грамматических основ в предложениях. Будьте готовы назвать тип связи в предложении.
(1) С незапамятных времен люди выделяли Солнце и Луну среди всех других светил, потому что жизнь человека всегда была связана с солнцем.
(2) В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе.
(3) Когда в северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, в южном наступает астрономическая осень.
(4) С увеличением длины светового дня оживает вся природа, а земля словно просыпается после долгого тяжелого зимнего сна.
(5) Существует множество древних мифов и различных праздников, которые приурочены ко дню весеннего равноденствия.
Подготовка к ОГЭ
1.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Каждые пять минут он смотрел на часы, (1) а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. Сколько Дина ни просила, (2) он не давал их даже подержать. Однажды утром Алик ушел в школу, (3) оставив часы на стуле возле кровати.
2.Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
1.Дина долго-долго поднималась на второй этаж, думая о том, что она натворила.2. Дверь открыл дед.3. Она положила в маленькую сухую руку прадеда стеклышко и механизм, отцепила ремешок с донышком.4. Когда все слезы вылились, она крепко уснула. 5. Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами.
3.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Я все время чувствовал его за спиной, (1) и кидал ему туда кусочки колбасы, (2) и слышал, (3) как он, (4) шурша в прошлогодних листьях, (5) находит их и жует.
4.Среди приведенных ниже предложений найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
1. В первый теплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошел на маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства. 2. Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, на школьном дворе возбужденно кричали мальчишки, и весенняя земля пахла Пасхой. 3. Я проголодался и зашел в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала. 4. На опушке под березами стоял в выжидающей позе серо-коричневый кудрявый барбос.
5.В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция, (1) в которой упоминается , что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек, (2) разорвать 40 шнурков, (3) символизирующих собой силы, (4) которые заморозили Матушку-Землю. Такими действиями человек показывал, (5) что он сильнее злых Духов, (6)что Весна его полностью поддерживает.
Сложные предложения с различными видами связи
1. Лексическая разминка
_________________________________________________________________
2. Работа с предложениями
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Я сделал домашнее задание к уроку | |
Я выполнил тесты «Самоподготовка» более чем на 80 % | |
Я верно выделил грамматические основы и указал их количество | |
Я решил задания по подготовке к ГИА не меньше, чем на 50% | |
Я знаю алгоритм определения типов связи в сложном предложении | |