Урок русского языка по теме «Заглавная буква в именах собственных» (2 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку.
УМК «Школа России»
Тема: «Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи»
Тип урока: урок изучения новой темы.
Цели урока: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение писать клички животных с заглавной буквы, учить составлять устный текст на предложенную тему по вопросам.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-повествование на определенную тему; самостоятельно озаглавливать текст, различать названия животных и их клички.
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Личностные: проявлять заботу о животных, внимательность и эмоциональную отзывчивость в различных жизненных ситуациях.
Оборудование: учебник русского языка, индивидуальные карточки, карточки для физминутки, картинки «Рефлексия»
Ход урока:
1)Организационный момент.
Дети вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться?
- Сели ровно, открыли тетради, положили под наклоном.
- Спинка прямая. Разомнём пальчики.
- Записываем.
26 февраля.
Классная работа.
2)Актуализация знаний.
- Среди записей найдите имена существительные (работа, февраля)
-Как вы определили? (отвечают на вопрос что?)
- Что это за слова? (словарные, с непроверяемым написанием)
- Какие буквы нужно запомнить? Подчеркните.
- Сколько букв в слове «февраля» ?( 7)
- Сколько звуков? (тоже 7)
- Подчеркните согласные.
- Сколько слогов в слове «работа»? (3)
- На следующей строке у вас недописанные буквы. Какие?
- Какую или какие буквы можно к ним приписать, чтобы получились буквосочетание на правило? Допишите и пропишите. (Жи, ши)
-Придумайте по одному слову на каждое буквосочетание. Запишите на строке, выделяя жи – ши.
- Проверим, Какие слова вы написали?
3)Мотивационный этап.
-Посмотрите на доску. Угадайте, какие слова зашифрованы?
АКАБОС
(картинка собаки, после ответа детей)
- Как догадались? Запишите.
(аналогичная работа над другими словами)
птх
КWОDРYОLВZVА
Происхождение этого слова в толковом словаре Даля соотносится с понятием "медолюб". О ком это?
В тетради столбик слов:
Собака
Петух
Корова
Медведь
- Как одним словом назвать? (животные)
- Какие слово лишнее? (петух – это птица, медведь – это дикое животное)
- Чем домашние животные отличаются от диких?
- Для чего люди разводят домашних животных?
- Подчеркнём безударные гласные. Можно ли их проверить?
3)Постановка учебной задачи.
- Ребята, а что люди придумывают домашним животным? (клички)
- А диким животным дают клички?
- В каких случаях? (в цирке, в зоопарке)
- Давайте припишем клички рядом со словами названиями. (слайд)
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? (о правописании заглавной буквы в кличках животных) (слайд)
4)Физминутка
(показываю карточки дети выполняют то, что записано на них)
Карточки: «Встаньте», «Вытяните руки вперёд», «Попрыгайте» и т.д.
5) «Открытие нового знания»
- Как выдумаете клички животных – это собственные или нарицательные имена существительные?
- А названия животных - это собственные или нарицательные имена существительные?
- Откроем учебник и прочитаем сведения на стр 58
- Выполним упражнение 99. Прочитаем задание.
- Имена людей мы с вами выписывали на прошлом уроке. Выпишем теперь названия животных и их клички.
- Тянитолкай кто это? (зверь у которого две головы смотрящие в разные стороны)
6)Первичное закрепление.
- Ребята, но иногда может случиться и такая история.
(Инсценировка)
Действующие лица: щенок, котёнок.
Щенок: - Эх! Наверное, меня никто, никогда не позовёт.
Я никогда не вспомню как меня зовут. А у меня было такое хорошее имя.
Учитель: - Смотрите, смотрите! Ребята бегут. (Слайд №2 ).
- Кричат: «Шарик, шарик». (Слайд №3 ).
Щенок: - Это они меня зовут!
Котёнок: - Так беги скорее к ним!
Щенок: - Вот он я! Я тут. Это я Шарик.
Учитель:- Ой! Шарик лопнул! (Слайд №4 ).
Щенок: - Гав, гав, скажи только честно, я лопнул? Да?
Котёнок: - Нет, ты не лопнул.
Щенок: - Почему же они кричали, что я лопнул?
Котёнок: - Это не ты лопнул. Это воздушный шарик лопнул.
Щенок: - Значит это я другой Шарик?
- Конечно другой, ребята вам сейчас помогут в этом разобраться.
- Почему такая путаница вышла?
- Кто у нас был Шариком?
- А ещё какой шарик был?
- Слова звучат одинаково, а писать будем одинаково? Почему ?
7)Самостоятельная работа. Работа в парах
- На столе у вас карточки. Выберите верную букву для написания.
Котёнок______________,поймал_________. (пушок,Пушок) Жеребёнок____________ мчался, как______________. (ветер,Ветер) |
- Проверим.
8)Физминутка.
- Если называю имя собственное прыгаете, если нет хлопок.
Бабушка, Таня, мама, Коля, Мурка, ослик, Борисовна, Урал, деревня, Простоквашино, Оренбург.
- Какие имена собственные услышали?
9)Включение нового в систему знаний и повторений.
- Посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение. Все вместе.
Жили – были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Муркой.
А Сивкой они
Звали жеребёнка.
А еще была у них
Курица Хохлатка.
А ещё у них была
Собачонка Жучка,
А еще два козла:
Снежок да Дымок!
- Что заставило вас улыбнуться?
- Исправим ошибки .
-Пусть не в рифму, за то правильно. (запишите несколько названий животных и их клички)
-Посмотрите на доску. У меня рассыпаны слова. Восстановите предложения.
кошки, были, (М,м)урки, у, котята
их,(Р,р)ыжик, (М,м)урзик, звали, и.
очень, забавные, они
- Подчеркните заглавную букву в собственных именах.
10)Рефлексия.
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?
- Что вы запомните? Оцените свою работу на уроке (дети прикрепляют прищепки к выбранной мордочке)
Ничего не понял Было трудно!
Все понятно! Нужно ещё
потренироваться