Технологическая карта урока по русскому языку «Объясняем происхождение некоторых слов» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 12 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

Учитель

Мухтарова Татьяна Владимировна

Место работы

МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4 «А»

Предметная программа и ее автор

УМК «Гармония»

Русский язык. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

Тема

Объясняем происхождение некоторых слов (Слайд 2.)

Цель

Продолжить наблюдение над жизнью и происхождением слов в русском языке, учить умению добывать нужную информацию из словарей. (Слайд 3.)

Планируемые результаты

Предметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,

- способствовать развитию самоанализа и самоконтроля.

Метапредметный результат:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать  в парах и группах.

Познавательные универсальные учебные действия :

- уметь проверять правильность написания слов и предложений;

- анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Основные понятия

Устаревшие слова, историзмами, архаизмы.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение.

фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Русский язык. 4 класс – учебник.

Словарь. Мультимедийная презентация

Технология проведения урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).









 

- Слушая ваши рассуждения о каникулах, я поняла, что вы их очень любите.

- А что вы ещё любите? Поделитесь.

- Я очень люблю свой город, свой класс, свою семью, а еще я люблю слова.

Люблю различные слова,
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…


- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке русского языка? (О словах, о значениях слов).
- Подумайте, что пригодится нам для успешной работы?

Слайд 4.

- Предлагаю Девиз урока: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится»

Запись в тетради число, классная работа.

На уроке русского языка речь пойдет о словах, о значении слов.

Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

II. Актуализация знаний.

1.В_низ, к_ртофель, _ дин_адцать, вид_ть, ч_рнил_ница.

-Прочитайте, что можете сказать об этих словах?

А что вы знаете о каждом слове в отдельности.

Спишите слова, решив орфографические задачи.

2.Составление «Кластера»

- Обобщим, что вы уже знаете о словах?

 

группа звуков имеет состав

название СЛОВО как образовалось

часть речи член предложения

Во всех словах присутствуют орфограммы, среди которых есть проверяемые и непроверяемые. Это словарные слова.

Самооценка.

-Повторить части речи, постоянные признаки существительного, глагола, наречия, числительного, решают орфографические задачи.

- уметь анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы

III. Постановка учебной задачи.

Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?

Какое слово непонятно?

Найдите слово, которое встречается очень редко?

- Почему слово «чернильница» вам не понятно?

Может вы читали о слове «чернильница», может, слышали о нем из рассказов бабушек и дедушек?

Итак. слово « чернильница» -устаревшее слово, называющее предмет, вышедший из употребления.

- Как вы думаете, о каких словах мы будем сейчас говорить на уроке? (устаревшие)

Посмотрим, как учебник помогает нам узнать об устаревших словах.

Стр.91.

Задайте по одному вопросу, чтобы можно было узнать, поняли ли одноклассники, о чем содержание этой учебной статьи.

Сейчас предстоит списать предложения, которые являются ответами на следующие вопросы:

1.Что такое «чернильница»?

2.Как писали пером?

3.Какими были чернила?

Стр.92. Обратите внимание!

В какой форме употребляется слово «чернила»

Найдите в 543 упражнении на странице 93 однокоренные слова, разберите их по составу.

Хотелось бы на уроке узнать о значении непонятных слов.

Работа со словарем. Объяснение слова «чернильница»


 


 


 

- Познакомить с историей возникновения и значением некоторых слов.

IV. «Открытие» нового знания.

Слайд 5, 6, 7, 8.

На слайдах показываются картинки со словами: порты, лапти, тулуп, кушак.

Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.


Для того чтобы понять, что обозначает слово - поможет словарь Даля. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин, а В.И.Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь Даля – это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа.
В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил его составлению. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он прикованный к постели, он записал в словарь за 3 дня до смерти.

Узнать об происхождении устаревших слов можно в специальных ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ словарях.

Знакомятся со словарем В.И.Даля.

Сообщение об этимологическом словаре.

Перед вами словарь, из которого вы узнаете много интересного о самых обычных словах. Вы убедитесь, что часто истории из жизни слов становятся увлекательными путешествиями в наше прошлое.

-Показать учащимся почему «слова рождаются», а иногда «стареют» (устаревшие слова) и уходят из активного употребления.

-Учить работать с разными словарями.

- Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; развивать умение работать со справочной литературой(толковый и фразеологический словари).

V. Физминутка.

Мы бежали, мы спешили, потому что быстро жили.

И поели набегу, и попили на скаку.

Вот в таком быстром темпе мы живем, поэтому все время пополняется наш словарный запас новыми словами, а устаревшие слова уходят из употребления.

Выполнение физминутки.

 

VI. Первичное закрепление.

1.Загадка.
- Ребята, по толкованию узнайте устаревшее название предмета, в который складывали дорогие и ценные вещи, семейные реликвии, а доставали их оттуда в самые торжественные моменты. Слайд 9.(Сундук)

-Для нас тоже наступил торжественный момент, и я достаю из сундучка цитаты из ваших любимых произведений с устаревшими словами, которые дороги нам, потому что это история своего народа.
2. Исследовательская работа в группах.
Каждой группе предлагается задание и план ответа. (Прочитать отрывок из произведения, найти устаревшее слово, объяснить значение). Ответы детей иллюстрируются слайдами.

1) «На шестнадцатом году. Повстречаешь ты беду
В этом возрасте своем
Руку ты
веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет» (
В.А. Жуковский «Спящая царевна»)

Слайд 10. Веретеноприспособление для ручного прядения пряжи.

2) «Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт молния, сотрясётся высокий Олимп». Н. А. Кун «Олимп»)
Слайд 11. Десница - правая рука.

3) "Говорит Дадон, зевая –
А?...Кто там?... Беда какая

Воевода говорит:
«Петушок опять кричит»".
(А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)

Слайд 12. Воевода-предводитель войска.


4) «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»
(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)

Слайд 13. Кафтан-мужская долгополая верхняя одежда, гусли-струнный музыкальный инструмент.

5) «Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне… (А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)

Слайд 14. Верста-устаревшая русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метрам.


Слова: аршин, воевода, веретено, кафтан, гусли обозначают названия исчезнувших предметов. Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами.
- А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова – синонимы. Например, десница - правая рука. Это архаизмы.

Слайд 15.
Око-глаз, очи – глаза, ланиты – щёки, уста – губы, выя – шея, перст – палец, чело – лоб, десница- правая рука, шуйца- левая рука.

(Ребята зачитывают, потом записывают)

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, правил поведения в группе.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1.Редактирование текста.
- Нужно ли нам знать устаревшие слова?

- Кто ими пользуется и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузится в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).

- До нас дошло старинное послание, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. Кому сложно, воспользуйтесь словарём для справок.

2.Работа в парах.

Слайд 16.
Дорогие отроки!
Учиться старательно следует, ибо велика польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

- К чему призывают вас древние писатели?
Словарь для справок: дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота.
Зачитывают варианты текста.


3. Исценирование ситуации.
- Ребята, понял бы А.С.Пушкин эту речь?


- Толя, привет! У меня вчера случилась беда! У меня на компьютере «Windows» полетел. Что мне теперь делать?

- Арина, не переживай, надо всего лишь переустановить драйвера!

(Нет, потому что раньше не было таких предметов, значит и таких слов)

- Нужны ли нам эти новые слова? Имеют ли они право на существование?

Слайд 17. Древний философ Гораций говорил – как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слово, прожив свой век, уступает место вновь нарождающимся.
- Но не забывайте, что мы русские люди, и хотя мы живем во время формул и терминов, мы должны хранить и беречь честь и достоинство великой древней речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.
Вот так изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели.

Меняется жизнь, меняются и слова.

Работа в парах.

Фронтальная проверка.

Выслушиваются ответы детей.

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,

- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, бережное отношение к родному слову.

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

-формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.Беседа.
- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?
- Где мы можем применить наши знания?
- Всё ли у вас сегодня получилось на уроке?
- Оцените работу класса.

Прием ФИШБОУН

На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:


 

урок

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

Не понял


2.Составление сенквейна с ключевым словом «Слова»
- Закончить урок хочу такими строками:

Слова, слова, слова…

Всему названье дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море слов-
Купаться ежечасно!

   

IX. Домашнее

задание.

Слайд 18. Стр.93 упр.544, найти и выписать 5 устаревших слов из сказок.
По желанию можно описать внешность мамы, используя устаревшие слова.

   


Презентация к уроку

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 4 «А» классе. Презентация составлена учителем начальных классов первой категории Мухтаровой Т.В.

Тема урока «Поговорим о происхождении слов»

Цель урока: продолжить наблюдение над жизнью и происхождением слов в русском языке, учить умению добывать нужную информацию в словарях.

Девиз урока: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится»

ПОРТЫ Неширокие, длинные, сужающиеся к низу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

ЛАПТИ Низкая обувь, распространенная на Руси в старину, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.

ТУЛУП Длинная, обычно не крытая сукном меховая (мехом внутрь) шуба с воротником.

КУШАК Полоса ткани или другого материала, который завязывается, как правило, по талии человека. Не дает распахнуться одежде, покрывающей верхнюю часть тела (тулуп).

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Н. А. Кун «Олимп»

А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»

Русская народная сказка «Кот и Лиса»

А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»

ОЧИ – ГЛАЗА ЛАНИТЫ – ЩЁКИ УСТА – ГУБЫ ДЕСНИЦА – ПРАВАЯ РУКА ЧЕЛО – ЛОБ ПЕРСТ – ПАЛЕЦ ВЫЯ – ШЕЯ ОКО – ГЛАЗ ШУЙЦА – ЛЕВАЯ РУКА

Дорогие отроки! Учиться старательно следует, ибо велика польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

«Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слово, прожив свой век, уступает место вновь нарождающимся…» Гораций

Урок Я на уроке Итог ИНТЕРЕСНО РАБОТАЛ ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ СКУЧНО ОТДЫХАЛ УЗНАЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗНАЛ БЕЗРАЗЛИЧНО ПОМОГАЛ ДРУГИМ НЕ ПОНЯЛ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации