12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мухтарова Татьяна Владимировна38 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока по русскому языку «Объясняем происхождение некоторых слов»
Технологическая карта урока
Учитель | Мухтарова Татьяна Владимировна | |||||||||||||||||
Место работы | МОАУ «СОШ № 49 г. Орска» | |||||||||||||||||
Должность | Учитель начальных классов | |||||||||||||||||
Предмет | Русский язык | |||||||||||||||||
Класс | 4 «А» | |||||||||||||||||
Предметная программа и ее автор | УМК «Гармония» Русский язык. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. | |||||||||||||||||
Тема | Объясняем происхождение некоторых слов (Слайд 2.) | |||||||||||||||||
Цель | Продолжить наблюдение над жизнью и происхождением слов в русском языке, учить умению добывать нужную информацию из словарей. (Слайд 3.) | |||||||||||||||||
Планируемые результаты | Предметный результат: Личностные универсальные учебные действия: - создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, - способствовать развитию самоанализа и самоконтроля. Метапредметный результат: Регулятивные универсальные учебные действия: - формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать в парах и группах. Познавательные универсальные учебные действия : - уметь проверять правильность написания слов и предложений; - анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия: - использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания. | |||||||||||||||||
Основные понятия | Устаревшие слова, историзмами, архаизмы. | |||||||||||||||||
Организация пространства | ||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||||||||||||||||
Литературное чтение. | фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. | Русский язык. 4 класс – учебник. Словарь. Мультимедийная презентация | ||||||||||||||||
Технология проведения урока | ||||||||||||||||||
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД | |||||||||||||||
I. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент). | - Слушая ваши рассуждения о каникулах, я поняла, что вы их очень любите. - А что вы ещё любите? Поделитесь. - Я очень люблю свой город, свой класс, свою семью, а еще я люблю слова. Слайд 4. - Предлагаю Девиз урока: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится» Запись в тетради число, классная работа. | На уроке русского языка речь пойдет о словах, о значении слов. | Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания. | |||||||||||||||
II. Актуализация знаний. | 1.В_низ, к_ртофель, _ дин_адцать, вид_ть, ч_рнил_ница. -Прочитайте, что можете сказать об этих словах? А что вы знаете о каждом слове в отдельности. Спишите слова, решив орфографические задачи. 2.Составление «Кластера» - Обобщим, что вы уже знаете о словах?
группа звуков имеет состав название СЛОВО как образовалось часть речи член предложения | Во всех словах присутствуют орфограммы, среди которых есть проверяемые и непроверяемые. Это словарные слова. Самооценка. | -Повторить части речи, постоянные признаки существительного, глагола, наречия, числительного, решают орфографические задачи. - уметь анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы | |||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи. | Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления? Какое слово непонятно? Найдите слово, которое встречается очень редко? - Почему слово «чернильница» вам не понятно? Может вы читали о слове «чернильница», может, слышали о нем из рассказов бабушек и дедушек? Итак. слово « чернильница» -устаревшее слово, называющее предмет, вышедший из употребления. - Как вы думаете, о каких словах мы будем сейчас говорить на уроке? (устаревшие) Посмотрим, как учебник помогает нам узнать об устаревших словах. Стр.91. Задайте по одному вопросу, чтобы можно было узнать, поняли ли одноклассники, о чем содержание этой учебной статьи. Сейчас предстоит списать предложения, которые являются ответами на следующие вопросы: 1.Что такое «чернильница»? 2.Как писали пером? 3.Какими были чернила? Стр.92. Обратите внимание! В какой форме употребляется слово «чернила» Найдите в 543 упражнении на странице 93 однокоренные слова, разберите их по составу. | Хотелось бы на уроке узнать о значении непонятных слов. Работа со словарем. Объяснение слова «чернильница» |
- Познакомить с историей возникновения и значением некоторых слов. | |||||||||||||||
IV. «Открытие» нового знания. | Слайд 5, 6, 7, 8. На слайдах показываются картинки со словами: порты, лапти, тулуп, кушак. Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.
Узнать об происхождении устаревших слов можно в специальных ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ словарях. | Знакомятся со словарем В.И.Даля. Сообщение об этимологическом словаре. Перед вами словарь, из которого вы узнаете много интересного о самых обычных словах. Вы убедитесь, что часто истории из жизни слов становятся увлекательными путешествиями в наше прошлое. | -Показать учащимся почему «слова рождаются», а иногда «стареют» (устаревшие слова) и уходят из активного употребления. -Учить работать с разными словарями. - Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; развивать умение работать со | |||||||||||||||
V. Физминутка. | Мы бежали, мы спешили, потому что быстро жили. И поели набегу, и попили на скаку. Вот в таком быстром темпе мы живем, поэтому все время пополняется наш словарный запас новыми словами, а устаревшие слова уходят из употребления. | Выполнение физминутки. | ||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление. | 1.Загадка. -Для нас тоже наступил торжественный момент, и я достаю из сундучка цитаты из ваших любимых произведений с устаревшими словами, которые дороги нам, потому что это история своего народа. 1) «На шестнадцатом году. Повстречаешь ты беду Слайд 10. Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи. 2) «Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт молния, сотрясётся высокий Олимп». Н. А. Кун «Олимп») 3) "Говорит Дадон, зевая – Слайд 12. Воевода-предводитель войска.
Слайд 13. Кафтан-мужская долгополая верхняя одежда, гусли-струнный музыкальный инструмент. 5) «Ни огня, ни чёрной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне… (А.С.Пушкин «Зимняя дорога») Слайд 14. Верста-устаревшая русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метрам.
Слайд 15. | (Ребята зачитывают, потом записывают) | Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, правил поведения в группе. | |||||||||||||||
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | 1.Редактирование текста. 2.Работа в парах. Слайд 16.
Меняется жизнь, меняются и слова. | Работа в парах. Фронтальная проверка. Выслушиваются ответы детей. | Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, - воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, бережное отношение к родному слову. анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы. -формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя | |||||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 1.Беседа. Прием ФИШБОУН На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:
Всему названье дано – | |||||||||||||||||
IX. Домашнее задание. | Слайд 18. Стр.93 упр.544, найти и выписать 5 устаревших слов из сказок. |