Технологическая карта урока по русскому языку «Объясняем происхождение некоторых слов» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель |
Мухтарова Татьяна Владимировна |
|||||||||||||||||
Место работы |
МОАУ «СОШ № 49 г. Орска» |
|||||||||||||||||
Должность |
Учитель начальных классов |
|||||||||||||||||
Предмет |
Русский язык |
|||||||||||||||||
Класс |
4 «А» |
|||||||||||||||||
Предметная программа и ее автор |
УМК «Гармония» Русский язык. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. |
|||||||||||||||||
Тема |
Объясняем происхождение некоторых слов (Слайд 2.) |
|||||||||||||||||
Цель |
Продолжить наблюдение над жизнью и происхождением слов в русском языке, учить умению добывать нужную информацию из словарей. (Слайд 3.) |
|||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметный результат: Личностные универсальные учебные действия: - создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, - способствовать развитию самоанализа и самоконтроля. Метапредметный результат: Регулятивные универсальные учебные действия: - формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать в парах и группах. Познавательные универсальные учебные действия : - уметь проверять правильность написания слов и предложений; - анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия: - использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания. |
|||||||||||||||||
Основные понятия |
Устаревшие слова, историзмами, архаизмы. |
|||||||||||||||||
Организация пространства |
||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||||||||||||||||
Литературное чтение. |
фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. |
Русский язык. 4 класс – учебник. Словарь. Мультимедийная презентация |
||||||||||||||||
Технология проведения урока |
||||||||||||||||||
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
|||||||||||||||
I. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент). |
- Слушая ваши рассуждения о каникулах, я поняла, что вы их очень любите. - А что вы ещё любите? Поделитесь. - Я очень люблю свой город, свой класс, свою семью, а еще я люблю слова. Слайд 4. - Предлагаю Девиз урока: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится» Запись в тетради число, классная работа. |
На уроке русского языка речь пойдет о словах, о значении слов. |
Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания. |
|||||||||||||||
II. Актуализация знаний. |
1.В_низ, к_ртофель, _ дин_адцать, вид_ть, ч_рнил_ница. -Прочитайте, что можете сказать об этих словах? А что вы знаете о каждом слове в отдельности. Спишите слова, решив орфографические задачи. 2.Составление «Кластера» - Обобщим, что вы уже знаете о словах?
группа звуков имеет состав название СЛОВО как образовалось часть речи член предложения |
Во всех словах присутствуют орфограммы, среди которых есть проверяемые и непроверяемые. Это словарные слова. Самооценка. |
-Повторить части речи, постоянные признаки существительного, глагола, наречия, числительного, решают орфографические задачи. - уметь анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы |
|||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи. |
Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления? Какое слово непонятно? Найдите слово, которое встречается очень редко? - Почему слово «чернильница» вам не понятно? Может вы читали о слове «чернильница», может, слышали о нем из рассказов бабушек и дедушек? Итак. слово « чернильница» -устаревшее слово, называющее предмет, вышедший из употребления. - Как вы думаете, о каких словах мы будем сейчас говорить на уроке? (устаревшие) Посмотрим, как учебник помогает нам узнать об устаревших словах. Стр.91. Задайте по одному вопросу, чтобы можно было узнать, поняли ли одноклассники, о чем содержание этой учебной статьи. Сейчас предстоит списать предложения, которые являются ответами на следующие вопросы: 1.Что такое «чернильница»? 2.Как писали пером? 3.Какими были чернила? Стр.92. Обратите внимание! В какой форме употребляется слово «чернила» Найдите в 543 упражнении на странице 93 однокоренные слова, разберите их по составу. |
Хотелось бы на уроке узнать о значении непонятных слов. Работа со словарем. Объяснение слова «чернильница» |
- Познакомить с историей возникновения и значением некоторых слов. |
|||||||||||||||
IV. «Открытие» нового знания. |
Слайд 5, 6, 7, 8. На слайдах показываются картинки со словами: порты, лапти, тулуп, кушак. Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.
Узнать об происхождении устаревших слов можно в специальных ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ словарях. |
Знакомятся со словарем В.И.Даля. Сообщение об этимологическом словаре. Перед вами словарь, из которого вы узнаете много интересного о самых обычных словах. Вы убедитесь, что часто истории из жизни слов становятся увлекательными путешествиями в наше прошлое. |
-Показать учащимся почему «слова рождаются», а иногда «стареют» (устаревшие слова) и уходят из активного употребления. -Учить работать с разными словарями. - Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; развивать умение работать со справочной литературой(толковый и фразеологический словари). |
|||||||||||||||
V. Физминутка. |
Мы бежали, мы спешили, потому что быстро жили. И поели набегу, и попили на скаку. Вот в таком быстром темпе мы живем, поэтому все время пополняется наш словарный запас новыми словами, а устаревшие слова уходят из употребления. |
Выполнение физминутки. |
||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление. |
1.Загадка. -Для нас тоже наступил торжественный момент, и я достаю из сундучка цитаты из ваших любимых произведений с устаревшими словами, которые дороги нам, потому что это история своего народа. 1) «На шестнадцатом году. Повстречаешь ты беду Слайд 10. Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи. 2) «Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт молния, сотрясётся высокий Олимп». Н. А. Кун «Олимп») 3) "Говорит Дадон, зевая – Слайд 12. Воевода-предводитель войска.
Слайд 13. Кафтан-мужская долгополая верхняя одежда, гусли-струнный музыкальный инструмент. 5) «Ни огня, ни чёрной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне… (А.С.Пушкин «Зимняя дорога») Слайд 14. Верста-устаревшая русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метрам.
Слайд 15. |
(Ребята зачитывают, потом записывают) |
Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, правил поведения в группе. |
|||||||||||||||
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
1.Редактирование текста. 2.Работа в парах. Слайд 16.
Меняется жизнь, меняются и слова. |
Работа в парах. Фронтальная проверка. Выслушиваются ответы детей. |
Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, - воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, бережное отношение к родному слову. анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы. -формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
|||||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
1.Беседа. Прием ФИШБОУН На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:
Всему названье дано – |
|||||||||||||||||
IX. Домашнее задание. |
Слайд 18. Стр.93 упр.544, найти и выписать 5 устаревших слов из сказок. |