12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мухтарова Татьяна Владимировна38
2

Технологическая карта урока по русскому языку «Объясняем происхождение некоторых слов»



Технологическая карта урока

Учитель

Мухтарова Татьяна Владимировна

Место работы

МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4 «А»

Предметная программа и ее автор

УМК «Гармония»

Русский язык. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

Тема

Объясняем происхождение некоторых слов (Слайд 2.)

Цель

Продолжить наблюдение над жизнью и происхождением слов в русском языке, учить умению добывать нужную информацию из словарей. (Слайд 3.)

Планируемые результаты

Предметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,

- способствовать развитию самоанализа и самоконтроля.

Метапредметный результат:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать  в парах и группах.

Познавательные универсальные учебные действия :

- уметь проверять правильность написания слов и предложений;

- анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Основные понятия

Устаревшие слова, историзмами, архаизмы.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение.

фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Русский язык. 4 класс – учебник.

Словарь. Мультимедийная презентация

Технология проведения урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).









 

- Слушая ваши рассуждения о каникулах, я поняла, что вы их очень любите.

- А что вы ещё любите? Поделитесь.

- Я очень люблю свой город, свой класс, свою семью, а еще я люблю слова.

Люблю различные слова,
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…


- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке русского языка? (О словах, о значениях слов).
- Подумайте, что пригодится нам для успешной работы?

Слайд 4.

- Предлагаю Девиз урока: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится»

Запись в тетради число, классная работа.

На уроке русского языка речь пойдет о словах, о значении слов.

Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

II. Актуализация знаний.

1.В_низ, к_ртофель, _ дин_адцать, вид_ть, ч_рнил_ница.

-Прочитайте, что можете сказать об этих словах?

А что вы знаете о каждом слове в отдельности.

Спишите слова, решив орфографические задачи.

2.Составление «Кластера»

- Обобщим, что вы уже знаете о словах?

 

группа звуков имеет состав

название СЛОВО как образовалось

часть речи член предложения

Во всех словах присутствуют орфограммы, среди которых есть проверяемые и непроверяемые. Это словарные слова.

Самооценка.

-Повторить части речи, постоянные признаки существительного, глагола, наречия, числительного, решают орфографические задачи.

- уметь анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы

III. Постановка учебной задачи.

Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?

Какое слово непонятно?

Найдите слово, которое встречается очень редко?

- Почему слово «чернильница» вам не понятно?

Может вы читали о слове «чернильница», может, слышали о нем из рассказов бабушек и дедушек?

Итак. слово « чернильница» -устаревшее слово, называющее предмет, вышедший из употребления.

- Как вы думаете, о каких словах мы будем сейчас говорить на уроке? (устаревшие)

Посмотрим, как учебник помогает нам узнать об устаревших словах.

Стр.91.

Задайте по одному вопросу, чтобы можно было узнать, поняли ли одноклассники, о чем содержание этой учебной статьи.

Сейчас предстоит списать предложения, которые являются ответами на следующие вопросы:

1.Что такое «чернильница»?

2.Как писали пером?

3.Какими были чернила?

Стр.92. Обратите внимание!

В какой форме употребляется слово «чернила»

Найдите в 543 упражнении на странице 93 однокоренные слова, разберите их по составу.

Хотелось бы на уроке узнать о значении непонятных слов.

Работа со словарем. Объяснение слова «чернильница»


 


 


 

- Познакомить с историей возникновения и значением некоторых слов.

IV. «Открытие» нового знания.

Слайд 5, 6, 7, 8.

На слайдах показываются картинки со словами: порты, лапти, тулуп, кушак.

Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.


Для того чтобы понять, что обозначает слово - поможет словарь Даля. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин, а В.И.Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь Даля – это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа.
В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил его составлению. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он прикованный к постели, он записал в словарь за 3 дня до смерти.

Узнать об происхождении устаревших слов можно в специальных ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ словарях.

Знакомятся со словарем В.И.Даля.

Сообщение об этимологическом словаре.

Перед вами словарь, из которого вы узнаете много интересного о самых обычных словах. Вы убедитесь, что часто истории из жизни слов становятся увлекательными путешествиями в наше прошлое.

-Показать учащимся почему «слова рождаются», а иногда «стареют» (устаревшие слова) и уходят из активного употребления.

-Учить работать с разными словарями.

- Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; развивать умение работать со справочной литературой(толковый и фразеологический словари).

V. Физминутка.

Мы бежали, мы спешили, потому что быстро жили.

И поели набегу, и попили на скаку.

Вот в таком быстром темпе мы живем, поэтому все время пополняется наш словарный запас новыми словами, а устаревшие слова уходят из употребления.

Выполнение физминутки.

 

VI. Первичное закрепление.

1.Загадка.
- Ребята, по толкованию узнайте устаревшее название предмета, в который складывали дорогие и ценные вещи, семейные реликвии, а доставали их оттуда в самые торжественные моменты. Слайд 9.(Сундук)

-Для нас тоже наступил торжественный момент, и я достаю из сундучка цитаты из ваших любимых произведений с устаревшими словами, которые дороги нам, потому что это история своего народа.
2. Исследовательская работа в группах.
Каждой группе предлагается задание и план ответа. (Прочитать отрывок из произведения, найти устаревшее слово, объяснить значение). Ответы детей иллюстрируются слайдами.

1) «На шестнадцатом году. Повстречаешь ты беду
В этом возрасте своем
Руку ты
веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет» (
В.А. Жуковский «Спящая царевна»)

Слайд 10. Веретеноприспособление для ручного прядения пряжи.

2) «Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт молния, сотрясётся высокий Олимп». Н. А. Кун «Олимп»)
Слайд 11. Десница - правая рука.

3) "Говорит Дадон, зевая –
А?...Кто там?... Беда какая

Воевода говорит:
«Петушок опять кричит»".
(А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)

Слайд 12. Воевода-предводитель войска.


4) «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»
(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)

Слайд 13. Кафтан-мужская долгополая верхняя одежда, гусли-струнный музыкальный инструмент.

5) «Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне… (А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)

Слайд 14. Верста-устаревшая русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метрам.


Слова: аршин, воевода, веретено, кафтан, гусли обозначают названия исчезнувших предметов. Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами.
- А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова – синонимы. Например, десница - правая рука. Это архаизмы.

Слайд 15.
Око-глаз, очи – глаза, ланиты – щёки, уста – губы, выя – шея, перст – палец, чело – лоб, десница- правая рука, шуйца- левая рука.

(Ребята зачитывают, потом записывают)

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения, правил поведения в группе.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1.Редактирование текста.
- Нужно ли нам знать устаревшие слова?

- Кто ими пользуется и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузится в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).

- До нас дошло старинное послание, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. Кому сложно, воспользуйтесь словарём для справок.

2.Работа в парах.

Слайд 16.
Дорогие отроки!
Учиться старательно следует, ибо велика польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

- К чему призывают вас древние писатели?
Словарь для справок: дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота.
Зачитывают варианты текста.


3. Исценирование ситуации.
- Ребята, понял бы А.С.Пушкин эту речь?


- Толя, привет! У меня вчера случилась беда! У меня на компьютере «Windows» полетел. Что мне теперь делать?

- Арина, не переживай, надо всего лишь переустановить драйвера!

(Нет, потому что раньше не было таких предметов, значит и таких слов)

- Нужны ли нам эти новые слова? Имеют ли они право на существование?

Слайд 17. Древний философ Гораций говорил – как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слово, прожив свой век, уступает место вновь нарождающимся.
- Но не забывайте, что мы русские люди, и хотя мы живем во время формул и терминов, мы должны хранить и беречь честь и достоинство великой древней речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.
Вот так изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели.

Меняется жизнь, меняются и слова.

Работа в парах.

Фронтальная проверка.

Выслушиваются ответы детей.

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,

- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, бережное отношение к родному слову.

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

-формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.Беседа.
- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?
- Где мы можем применить наши знания?
- Всё ли у вас сегодня получилось на уроке?
- Оцените работу класса.

Прием ФИШБОУН

На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:


 

урок

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

Не понял


2.Составление сенквейна с ключевым словом «Слова»
- Закончить урок хочу такими строками:

Слова, слова, слова…

Всему названье дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море слов-
Купаться ежечасно!

   

IX. Домашнее

задание.

Слайд 18. Стр.93 упр.544, найти и выписать 5 устаревших слов из сказок.
По желанию можно описать внешность мамы, используя устаревшие слова.

   


Презентация к уроку

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.