12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Голубева Олеся Юрьевна26

Урок по теме «Склонение и правописание числительных», 10 класс.

Цель: повторить лексико-грамматические категории имен числительных


Задачи: закрепить знания о правописании и склонении числительных;

уметь разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением;

воспитать чувство патриотизма

Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа.

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку: «Числа - и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор)-1 слайд

1.Организационный момент. Психологическая установка на урок.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока учащимися.

-Прочитайте выразительно эпиграф к уроку: «Числа - и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

(В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).

- Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным.

-На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать тему и задачи нашего занятия. 2 и 3 слайд.

(Выслушиваются ответы-предположения учащихся).

- Верно, сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания об именах числительных, которые у вас уже есть. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен повторению числительных. Итак, за работу!

3.Проверка домашнего задания

1.Проверка домашнего задания. Вы должны были вспомнить и назвать произведения, в которых встречаются числительные. Примерный ответ учащихся.

(М.Горький «Трое», «А.Дюма «Три мушкетера», В.Каверин «Два капитана», Ж.Верн «Пять недель на воздушном шаре», С.Маршак «Двенадцать месяцев», А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», К.Федин «Первые радости», Ж.Верн «20 000 лье под водой», Ж.Верн «Пятьсот миллионов Бегумы» и др.)

4.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.

1.Блиц-опрос

-Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них. Работать вы будете индивидуально.

1.Какая часть речи называется именем числительным?

Проверка правильных ответов на слайдах. Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?) -4 слайд


2.Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

(Числительные можно записывать словами, цифрами, а другие части речи - только словами.)


3.По строению какие числительных вы знаете?

(Простые: три, шесть, сто

Составные: сто тридцать два, пятьсот двадцать восемь) – 5 слайд


4.Назовите разряды количественных числительных.

(Количественные: семь, десять, триста.

Порядковые : седьмой, десятый, трехсотый.

Собирательные : трое, семеро, оба, обе. - 6 слайд

К количественным числительным примыкают дробные: одна четвертая; пять целых, три десятых.)


5.С какими существительными сочетаются собирательные существительные?

( Собирательные числительные сочетаются:

А) с существительными м.р: трое мужчин;

Б) с существительными общего рода: четверо сирот;

В) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое медвежат;

Г) с существительными, не имеющими формы ед.ч.: двое очков

Д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж. – 7 слайд



Устно мы с вами повторили теорию. А сейчас знания закрепим письменно.


Перепишите, заменяя цифры словами. На столах справочники ЕГЭ. Укажите разряд числительных и падеж. (карточки на столах, один ученик работает у доски) – 7 минут на подготовку. – 8 слайд


1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. (пятьюстами семью десятью книгам. Т.П., количественное числительное)

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. (девяноста пяти тысяч зрителей, Р.П., количественное числительное)

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.(если к четыремстам восьмидесяти девяти (Д.П., количественное числительное) прибавить триста одиннадцать ( В.П) получится восемьсот(И.П)


Выборочный диктант. – слайд 9

Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, носки, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисят, сутки, подруга, малыш).

4. Работа индивидуальная. Я вам предлагаю буквенный диктант. Ваша цель определить, какая это часть речи. Проговаривать, работают индивидуально, с последующей проверкой.- 10 слайд

«Пятерка» за ответ – имя сущ.

пять товарищей имя числительное

пятиместная палатка – имя прилагательное

упятерить усилия - глагол

пятый по списку – имя числительное (порядковое)

пять деревьев – имя числительное (количественное)

новенький пятак – имя сущ.

стал пятиклассником – имя сущ.

пять секунд – имя числительное

пятый день- имя числительное(порядковое)

-Что объединяет эти слова?

(Все слова имеют числовое значение.)

5.Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка (на слайде) – 11 слайд

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я



6. Работа с текстом. Работа в парах. Карточки на партах

- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Прочитайте полученный текст, не забывая об особенностях склонения числительных. Выполните синтаксический разбор первого предложения в получившемся тексте.



1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11,0 километров.

(3,1,4,2) – 12 слайд

Мини-тест (ответы заранее на доску) – 4 минуты со взаимопроверкой

-А сейчас вы выполните мини-тест, который позволит оценить, насколько вы овладели навыками правильного употребления числительных в речи, умеете оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных. Здесь встречаются задания из ЕГЭ

Вариант 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.

Вариант 2

1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) обеими руками

2) обоими сёстрами

3) двое студенток

4) обоих подруг.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое лошадей

2) пятеро телят

3) двое очков

4) четверо студентов

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери

4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного.

1) Он встретил обеих братьев.

2) В Москве более восемьсот уличных часов.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.



7. Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Итак, наш урок заканчивается. Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.

-Составьте синквейн по теме урока. ?

8 .Оценки.

9.Домашнее дифференцированное задание - 13 слайд


1.Выписать из литературы 5 числительных, указать разряд, падеж, каким членом предложения являются

2. Составить 3 предложения с количественными и 3 предложения с порядковыми числительными;



14 слайд





































«Пятерка» за ответ

пять товарищей

пятиместная палатка

упятерить усилия

пятый по списку

пять деревьев

новенький пятак

стал пятиклассником

пять секунд

пятый день



«Пятерка» за ответ

пять товарищей

пятиместная палатка

упятерить усилия

пятый по списку

пять деревьев

новенький пятак

стал пятиклассником

пять секунд , пятый день













«Пятерка» за ответ

пять товарищей

пятиместная палатка

упятерить усилия

пятый по списку

пять деревьев

новенький пятак

стал пятиклассником

пять секунд

пятый день



«Пятерка» за ответ

пять товарищей

пятиместная палатка

упятерить усилия

пятый по списку

пять деревьев

новенький пятак

стал пятиклассником

пять секунд , пятый день















1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11 километров.



1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11 километров.

1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11 километров.

1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11 километров.

1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11 километров.





Вариант 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.







Вариант 2

1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) обеими руками

2) обоими сёстрами

3) двое студенток

4) обоих подруг.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое лошадей

2) пятеро телят

3) двое очков

4) четверо студентов

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери

4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного.

1) Он встретил обеих братьев.

2) В Москве более восемьсот уличных часов.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.







Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.



Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.



Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.


Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.








Опубликовано


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 14.08.20 в 07:38 0 Ответить Пожаловаться
Олеся Юрьевна, материал интересный, но у Вас заявлена презентация в уроке, а её нет. И ещё меня смутила физкультминутка. С трудом представляю десятиклассников, которые разминаются со словами: Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.