Урок русского языка в 1 классе по теме «Общее значение однокоренных слов»
Урок русского языка в 1 классе по теме "Общее значение однокоренных слов"
Цель:
-Познакомить с общим значением однокоренных слов. -Развивать навыки в подборе однокоренных слов.
-Развивать внимание, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
-Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: учебник «Русского языка»; ТСО – компьютерная презентация, мультимедиапроектор: карточки, схемы, картинки с животными.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Орфографическая разминка.
1. «Диагностика» на слух: рыба, сова, кот.
2. Скандирование словарных слов:
ребята
дорога
Москва
учитель
язык
- Какое слово лишнее?
- На какие группы можно разделить слова?
- Какое слово нельзя перенести?
Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски) - Что мы с вами записали? (слова) - Что имеют слова? (значение) Прикрепляется листы с записью: слова, значение.
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-Послушайте, что произошло однажды в лесу:
- Вы кто такие?
- Я волк, это – волчица, это наши волчата. А ты кто?
- А я ваша дядя –вол . -Ребята, как вы думаете, прав ли вол, считающий себя родственником волков? Почему?
- А кто такие родственники? (люди которые похожи между собой внешне и являются родными)
- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.
- А нет ли родственников среди слов нашего языка?
- Как это можно установить? Давайте проведём исследование.
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах )
IV. Изучение нового материала.
1.Исследование.
- Назовите героев-родственников нашего урока :
-Запишите эти слова: Волк, волчица, волчата.
- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (-Можно выделить общую часть)
- Чем ещё похожи слова с похожим значением?
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
На доске получается схема:
СЛОВА
значение
похожее разное
общая часть
- Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?
– А где можно узнать точно название? (В учебнике)
Проверим свою гипотезу.
2 Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79
- Какие же значения имеют родственные слова?
Физкультминутка.
-Учитель читает пары родственных слов. Ребята должны выбрать правильные.
- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.
3. Упражнение 3.
- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.
4. Самостоятельная работа.
Работа над упражнением 5 с.81 в Р.т.
- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
V. Закрепление изученного.
1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников»
2.Найдите лишнее слово.
кот
котёнок
котята
котофей
котел
кошка
котище
VI. Итоги урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются родственными?
VII. Рефлексия учащихся.
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…