Урок русского языка в 1 классе по теме "Перенос слов"

5
0
Материал опубликован 13 April

Урок русского языка в 1 классе

Тема «ПЕРЕНОС СЛОВ»

Цели деятельности учителя

Изучение правил переноса слов


Задачи

Создать условия для

-знакомства учащихся с правилами переноса слов;
-формирования умения переносить слова с учётом их особенностей;
-развития мыслительных операций сравнения, анализа.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые

образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

- научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую;

определять способы переноса; переносить слова по слогам;

- получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов;

анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

метапредметные: (приобретённая компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы; соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

личностные:принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Методы и формы обучения

Проблемный метод; индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах

Оснащение урока

Учебник «Русский язык» 1 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г., тетрадь-тренажёр, карточки для индивидуальной и групповой работы, схемы-модели переноса слов, памятка «Перенос слов», песочные часы



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организационный

этап.

Организует начало урока, проверяет готовность к уроку, создаёт положительный психологический настрой


- Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

(улыбка)

- Подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.

Отгадывают загадку и улыбаются друг другу

Осознание себя как ученика

Стремление выполнить работу

II. Актуализация опорных знаний


1.Минутка чистописания







2.Словарная работа
















3.Деление слов на слоги




-Откройте тетради. Начнём работу с чистописания.


Письмо соединений букв: оро,об,ая




-Мальвина дала задание Буратино написать словарные слова, которые мы недавно изучили: сорока, заяц, собака, воробей, ворона. Запишите их в тетради.


-Проверьте по образцу, который дала Мальвина.


-А теперь проверьте, как написал эти слова Буратино. (Некоторые слова на доске написаны с ошибками: сарока, заец, собака, воробей, ворона)


-Разделите данные слова на слоги.

-Сколько слогов получилось в каждом из слов?

-Как определили в словах количество слогов?













Записывают слова под диктовку

Сверяют запись с эталоном.







Находят ошибки в словах и исправляют их.




Делят слова на слоги, вспоминают правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов», называют двусложные и трёхсложные слова




Уметь осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Уметь работать самостоятельно.



Уметь находить хорошее в работе другого человека, корректно делать замечания.





Осуществляют контроль и самоконтроль














III. Формулирование темы урока и постановка учебной задачи


1.Создание проблемной ситуации



































2.Озвучивание задач и темы урока.





-Мальвина дала задание для Буратино: написать предложение.

«В лесу растут ландыши». Но Буратино отвлёкся, убежал на улицу, а последнее слово не дописал.Допишите слово, помогите Буратино.

(Учитель раздаёт листы, на которых намеренно не дописано слово «ландыши», и его нужно перенести с одной строки на другую). Запись выглядит так: В лесу растут ла……

- Что вы видите?




-Допишите слово, как считаете нужным.





Учитель записывает на доске разные варианты переноса слова «ландыши», которые получились у детей:


Лан-дыши, ла-ндыши, ланд-ыши, ланды-ши


-Задание было одно?

-Почему результаты получились разные?


-Чего мы пока не знаем?



- Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке?


-Что для этого должны узнать?


-Чему будем учиться на уроке?


- Так какая же тема урока?


Учитель фиксирует тему на доске.


Физкульт.минутка.



















- Есть немного места, но последнее слово всё равно не уместится на строчке.



-У детей в процессе выполнения задания получаются разные варианты переноса, в том числе и неправильные.











-Как переносить слова.



-Как переносятся слова с одной строки на другую?

-Правила переноса.


-Делить слова для переноса.


-Перенос слов.


































Регулятивные: осознание границы знания и незнания;

целеполагание



Познавательные:

постановка и формулирование проблемы;

умение ставить учебную задачу


IV. «Открытие» нового знания


Формулирование первого правила переноса.



















Формулирование второго правила переноса.







































































Проблемный вопрос.





Формулирование третьего правила переноса.



















































































Проговаривание правил переноса целиком.
















Чтение правила о переносе слов в учебнике на стр.37





Составление алгоритма деления слов для переноса













- Как вы думаете, переносить слова нужно по каким-то правилам или так, как захочется?


-На сколько частей нужно разделить слово, чтобы перенести с одной строки на другую?


-Сформулируем первое правило переноса. Договорите предложение:

Для переноса слова делятся на …….


Учитель фиксирует на доске модель


. . . . - . . . . .


Теперь скажите полностью это правило, проговорив его своему соседу по парте.








Для того, чтобы сформулировать второе правило переноса слов, мы поработаем в группах.

Вспомним правила работы в группе.

Говорите спокойно и ясно

Говорите только по делу

Не говорите  все сразу

Возражая или соглашаясь, смотрите на говорящего.

Обращайтесь друг к другу по имени.

У каждой группы есть карточка, на котором «зашифровано» правило.

t1713027357aa.gif

Обратите внимание на план работы :

Прочитайте слова, разделённые для переноса

Обратите внимание на выделенные буквы

Разделите слова на слоги

Посмотрите, где стоит знак переноса

Сделайте вывод о переносе слов.

- Каждая группа в результате своей работы должна расшифровать правило переноса слов, представленных в карточке, и записать его.

- Слушаем результаты работы.

-Прочитаем слова, обращаем внимание на перенос.

-Сформулируем второе правило переноса:-Делить слова для переноса можно только….

Учитель фиксирует на доске модель

t1713027357ab.png

-Проговорите правило вслух своему соседу по парте.


-Да,дети,

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги.

Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесём,
По строке опять пойдём.


- А сейчас вернёмся к слову, которое не дописал в предложении Буратино. Как же правильно можно было перенести слово «ландыши»?


- Можно ли перенести с одной строки на другую слово «кот»?

- Почему?





-Разделите слова, записанные на доске, на слоги:

Олень, юла, якорь, улитка, иволга, растение, ружьё








-А теперь подумайте, можно ли разделить эти слова для переноса и если можно, то как?






Учитель демонстрирует правильный образец переноса.


олень

юла

якорь

улит-ка

ивол-га

рас-тение ,расте-ние

ру-жьё


-Все ли слова разделены для переноса?


- Сравните, различается ли деление слов на слоги и для переноса?



-Подходит ли наше второе правило о переносе к этим словам?


- Посмотрите, из скольких букв состоит первый слог в словах

о-лень

ю-ла

я-корь

у-лит-ка

и-вол-га


и последний слог в слове

рас-те-ни-е ?


-Что можем предположить?


- Как же будет звучать третье правило переноса слов? Чего нельзя делать при переносе?


Да, ребятки, одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву не отделяют от слова при переносе.


Учитель фиксирует на доске модель


Уt1713027357ac.gif -. . . . .

.t1713027357ac.gif . . . . . - Е


- Договорите предложение:

При переносе нельзя оставлять на строке …. или переносить …….. на другую строку.


-Проговорите правило вслух своему соседу по парте.


- Итак, сколько правил переноса мы открыли?

-Повторим их ещё раз.

-Кто может рассказать о правилах переноса слов целиком?


-Проверим, совпали ли наши выводы с выводом в учебнике.


Чтение про себя

Чтение вслух


- Составим памятку: как будем действовать, если надо перенести слово.


ПАМЯТКА


Как переносить слово


Читаем слово.


Делим слово на слоги.


Вспоминаем, какое правило подходит для переноса.


Записываем слово, разделив его на две части.

Дети выдвигают гипотезы.




-На 2 части.







Дети договаривают:…на 2части.






Работают в парах и озвучивают первое правило переноса: Для переноса слова делятся на 2 части








Дети работают в группах.


Вспоминают правила работы в группе.
















В процессе работы письменно фиксируют вывод в карточке.



Каждая группа отчитывается, какой вывод она сделала.















Договаривают правило










Работают в парах и озвучивают второе правило переноса.

-Делить слова для переноса можно только по слогам.







Дети записывают 2 варианта переноса слова «ландыши»



Дети высказывают предположения, приходят к выводу, что это слово перенести нельзя, т.к. в нём 1 слог.




Дети делят слова на слоги, записывая их в столбик. Получается запись:

о-лень

ю-ла

я-корь

у-лит-ка

и-вол-га

рас-те-ни-е

ру-жьё


Дети высказывают предположения, называют варианты переноса.

( Скорее всего они воспользуются вторым правилом переноса-слова переносят по слогам)












Дети подмечают, что некоторые слова совсем не разделены, а некоторые разделили для переноса, но не так как по слогам.




- Нет.




-Из одной буквы.










Дети высказывают предположения.

Ответы детей.


Работают в парах и озвучивают третье правило переноса.















3 ученика повторяют правила, каждый по одному.

Отвечают желающие.







Три










Читают про себя, затем вслух. Сопоставляют свой вывод с выводом в учебнике.


Познавательные:

Логические (умение анализировать, сравнивать, делать выводы);

учебно-информационные;

знаково-символические;

поиск и выделение необходимой информации, переработка и преобразование информации;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;


Регулятивные:

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить.;

рефлексивное осознание способа действия;

планирование способа действия




Коммуникативные:

учебное сотрудничество со сверстниками и учителем;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли;

обоснование и доказательство своей точки зрения



Личностные

Осознают свои возможности в учении

IV. Первичное закрепление нового способа действия



















Проговаривание во

внешней речи

Самопроверка по эталону


Организует работу в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах, выполнять упр.4 на стр.38 Давайте вспомним правила работы в парах:

при разговоре смотри на собеседника;

говори в паре тихо;

называй товарища по имени;

внимательно слушай ответ товарища;

дополняй;

оценивай

- Время выполнения вам даю 4 мин. Песочные часы переверну 4 раза.



Помогает по мере надобности.

-Проверяем работу. Посмотрите на экран: там слова разделены правильно. Сверьте свои записи с образцом. Исправьте, у кого не так.



Отвечают,как работать в паре.














Работают в паре. Обсуждают. Записывают слова в тетради.



Проговаривают правила переноса слов и способы действия (алгоритм)



Регулятивные:

Владеть произвольным вниманием;

Слушать и слышать содержание устного сообщения учителя;

Принимать и сохранять учебную задачу

Осуществлять процессуальный самоконтроль


Коммуникативные:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формировать собственное мнение и позицию в устной и письменной речи;

Познавательные

Анализировать, сравнивать, устанавливать общее и различное в делении слов на слоги и для переноса

V. Применение нового знания


Проговаривание во внутренней речи














Организует работу с тренажёрами.

- Чтобы закрепить навык деления слов для

переноса, возьмите на парте свои тетради – тренажёры.

Откройте их на стр. ----

И выполните упр.-----

Во время работы пользуйтесь памяткой.

Через 3 мин. я соберу их у вас. И проверю после урока. Результаты отмечу в «Таблице успеха».




Работают в тетрадях - тренажёрах











Коммуникативные:

Формировать собственное мнение и позицию в письменной речи;

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль.

Владеть произвольным вниманием.

Принимать и сохранять учебную задачу.



VI. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся продолжить фразы, записанные на доске или на индивидуальной карточке:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке

Ответы детей.

Регулятивные: учатся подводить итог своей деятельности



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.