12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Урок русского языка в 3 классе для детей с тнр по теме "Как найти корень слова"

Урок русского языка

по теме

«Как найти корень в слове»»


(УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3 класс)


Результаты деятельности :

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях , способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;

- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: - распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коррекционные : развитие умения отличать родственные слова от сходных с ними по звучанию.

Цель: Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, научиться находить корень в слове.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах




















Ход урока:

1.Мобилизующее начало урока:

2.Артикуляционная разминка.(слайд)

-Себре-себре-себреле-стоит октябрь на дворе.

Обре-обре-обреле – красива осень в октябре.

3.Пальчиковая гимнастика.

«Осень»

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

4.Минутка чистописания

Учитель: Откройте тетради и запишите число.

-На минутке чистописания.

-Запишите букву,которая в слове «пятнадцатое» обозначает парный глухой мягкий согласный звук.(Пп).Придумайте слова с этим звуком.

5.Словарная работа : Ур.жай, к.пуста, м.рковь, ябл.ко, р.бина.

(взаимопроверка, слайд)

-В какое время года собирают урожай ?(осенью)

-Сделайте звуко-буквенный разбор слова «осень»

6.Самоопределение к деятельности

-Работа с пословицей.(слайд)

Корень учения горек ,а плод сладок.

-Как вы понимаете эту пословицу?(учиться всегда сложно,но если будешь постигать новое, результат обязательно порадует).

-Найдите многозначное слово в этой пословице.(корень)

-Какие значения имеет это слово?(корень растения,корень зуба,корень слова)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(Как найти корень слова).

-Откройте учебник на стр.75,посмотрите,верно ли мы определили тему урока.

-На какой вопрос мы должны сегодня ответить?(Как найти корень слова?)

7. Актуализация знаний

-А что такое корень слова?

1) На какие две группы можно разбить слова. (Слайд ).

Дождь, гриб, дождливый, грибок, дождик, грибной.

-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)

-А какие слова называются однокоренными?

- Приведите пример своих однокоренных слов(Ответы детей)

-М ы собираем осенью грибы,осенью дождливая пасмурная погода.

Составьте свои предложения об этом времени года.

-Запись предложения на доске «Перелетные птицы потянулись к югу

Выделите основу предложения и дайте ему характеристику).

(простое,повеств.,невоскл.,распр.)

2) Пробное действие

-Я предлагаю вам найти корень в слове перелетные.

Учащиеся выполняют пробное действие.

- Итак, у кого появилось затруднение?

Учащиеся поднимают руки.

- А у кого есть варианты ответа (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)

.- Выявление места и причины затруднения.

- Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)

- В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)

8.Работа по учебнику с правилом.

-На стр.75 найдите правило тетушки Совы.

Прочитай слово и пойми его смысл.(слайд и у каждого на столе)

Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.

Проверь, близки ли они по смыслу.

Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .

Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)

- А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове перелетные.(летать, летчик ,полет,)

9.Физминутка.

10. Первичное закрепление .

«Как зовут мастера?». От названия предметов образуйте названия профессий, запишите. Выделите корень в словах.

Рыбка - _______________,баян - ____________________комбайн-__________________,

трактор - __________________________.


11. Работа в парах по карточкам.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.(у Гаврикова и Безмельницына упрощенное задание)

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Проверка у доски.(на листе маркером выделяем корень)

12.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы поработали в парах. А сейчас время для самостоятельной работы.

-В учебнике на стр.149 есть словарь однокоренных слов. Найдите в нем слова с общей частью –дар.

Дарить,дар,дареный,подарить.

-Запишите их в тетрадь и выделите корень.

Проверка проводиться по эталону для самопроверки . (на доске образец) .

- Сверьте свою работу с образцом, исправьте ошибки, если они есть.

- У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще тренировать.)

- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем находить корень слова.)


12Итог урока.

- Где нам может пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова?

( проверка безударных гласных в корне слова, т. к. корень у родственных слов пишется одинаково)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

«Игра «Третий лишний» (на доске слова, уберите лишнее слово, найдите корень в родственных словах.)

Игра «Третий лишний».

Холод, холмик, холодный.

Моряк, море, морж.

Снеговик,снежный,нежность.


- Какова была цель сегодняшнего урока? (научиться находить корень в слове..)

- Достигли ли вы цели? Докажите.

Что нужно сделать,чтобы найти корень слова?(подобрать родственное слово и найти общую часть).

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр.75 правило,упр.132 по заданию, по желанию добавить свою группу однокоренных слов и обозначить в них корень.



























Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.


Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.












Памятка

«Как найти в слове корень»

Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)

Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.

Проверь, близки ли они по смыслу.

Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .


Памятка

«Как найти в слове корень»

Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)

Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.

Проверь, близки ли они по смыслу.

Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .


Памятка

«Как найти в слове корень»

Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)

Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.

Проверь, близки ли они по смыслу.

Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .


Памятка

«Как найти в слове корень»

Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)

Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.

Проверь, близки ли они по смыслу.

Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .



Холод t1642566032aa.jpg

холмикt1642566032ab.jpg

холодный

t1642566032ac.jpg

моряк t1642566032ad.jpg

море t1642566032ae.jpg


морж t1642566032af.jpg

снеговикt1642566032ag.png


снежныйt1642566032ah.jpgAutoShape 14нежностьt1642566032aj.jpg


10


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.