Урок русского языка в 3 классе для детей с тнр по теме «Как найти корень слова»
Урок русского языка
по теме
«Как найти корень в слове»»
(УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3 класс)
Результаты деятельности :
а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях , способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
б) метапредметные
-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .
Предметные: - распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;
-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.
Коррекционные : развитие умения отличать родственные слова от сходных с ними по звучанию.
Цель: Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, научиться находить корень в слове.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах
Ход урока:
1.Мобилизующее начало урока:
2.Артикуляционная разминка.(слайд)
-Себре-себре-себреле-стоит октябрь на дворе.
Обре-обре-обреле – красива осень в октябре.
3.Пальчиковая гимнастика.
«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
4.Минутка чистописания
Учитель: Откройте тетради и запишите число.
-На минутке чистописания.
-Запишите букву,которая в слове «пятнадцатое» обозначает парный глухой мягкий согласный звук.(Пп).Придумайте слова с этим звуком.
5.Словарная работа : Ур.жай, к.пуста, м.рковь, ябл.ко, р.бина.
(взаимопроверка, слайд)
-В какое время года собирают урожай ?(осенью)
-Сделайте звуко-буквенный разбор слова «осень»
6.Самоопределение к деятельности
-Работа с пословицей.(слайд)
Корень учения горек ,а плод сладок.
-Как вы понимаете эту пословицу?(учиться всегда сложно,но если будешь постигать новое, результат обязательно порадует).
-Найдите многозначное слово в этой пословице.(корень)
-Какие значения имеет это слово?(корень растения,корень зуба,корень слова)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(Как найти корень слова).
-Откройте учебник на стр.75,посмотрите,верно ли мы определили тему урока.
-На какой вопрос мы должны сегодня ответить?(Как найти корень слова?)
7. Актуализация знаний
-А что такое корень слова?
1) На какие две группы можно разбить слова. (Слайд ).
Дождь, гриб, дождливый, грибок, дождик, грибной.
-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)
-А какие слова называются однокоренными?
- Приведите пример своих однокоренных слов(Ответы детей)
-М ы собираем осенью грибы,осенью дождливая пасмурная погода.
Составьте свои предложения об этом времени года.
-Запись предложения на доске «Перелетные птицы потянулись к югу.»
Выделите основу предложения и дайте ему характеристику).
(простое,повеств.,невоскл.,распр.)
2) Пробное действие
-Я предлагаю вам найти корень в слове перелетные.
Учащиеся выполняют пробное действие.
- Итак, у кого появилось затруднение?
Учащиеся поднимают руки.
- А у кого есть варианты ответа (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)
.- Выявление места и причины затруднения.
- Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)
- В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)
8.Работа по учебнику с правилом.
-На стр.75 найдите правило тетушки Совы.
Прочитай слово и пойми его смысл.(слайд и у каждого на столе)
Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
Проверь, близки ли они по смыслу.
Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
Это и будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник, лесной .
Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)
- А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове перелетные.(летать, летчик ,полет,)
9.Физминутка.
10. Первичное закрепление .
«Как зовут мастера?». От названия предметов образуйте названия профессий, запишите. Выделите корень в словах.
Рыбка - _______________,баян - ____________________комбайн-__________________,
трактор - __________________________.
11. Работа в парах по карточкам.
Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.(у Гаврикова и Безмельницына упрощенное задание)
1.Белка, белый, белить.
2.Вода, водяной, водить.
3.Лист, лиса, лисенок.
4. Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный, горка, горе.
Проверка у доски.(на листе маркером выделяем корень)
12.Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы поработали в парах. А сейчас время для самостоятельной работы.
-В учебнике на стр.149 есть словарь однокоренных слов. Найдите в нем слова с общей частью –дар.
Дарить,дар,дареный,подарить.
-Запишите их в тетрадь и выделите корень.
Проверка проводиться по эталону для самопроверки . (на доске образец) .
- Сверьте свою работу с образцом, исправьте ошибки, если они есть.
- У кого есть ошибки? В чем они?
Учащиеся называют свои ошибки.
- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще тренировать.)
- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем находить корень слова.)
12Итог урока.
- Где нам может пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова?
( проверка безударных гласных в корне слова, т. к. корень у родственных слов пишется одинаково)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
«Игра «Третий лишний» (на доске слова, уберите лишнее слово, найдите корень в родственных словах.)
Игра «Третий лишний».
Холод, холмик, холодный.
Моряк, море, морж.
Снеговик,снежный,нежность.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (научиться находить корень в слове..)
- Достигли ли вы цели? Докажите.
Что нужно сделать,чтобы найти корень слова?(подобрать родственное слово и найти общую часть).
-Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: стр.75 правило,упр.132 по заданию, по желанию добавить свою группу однокоренных слов и обозначить в них корень.
Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка, белый, белить.
2.Вода, водяной, водить.
3.Лист, лиса, лисенок.
4. Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный, горка, горе.
Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка, белый, белить.
2.Вода, водяной, водить.
3.Лист, лиса, лисенок.
4. Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный, горка, горе.
Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка, белый, белить.
2.Вода, водяной, водить.
3.Лист, лиса, лисенок.
4. Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный, горка, горе.
Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка, белый, белить.
2.Вода, водяной, водить.
3.Лист, лиса, лисенок.
4. Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный, горка, горе.
Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка, белый, белить.
2.Вода, водяной, водить.
3.Лист, лиса, лисенок.
4. Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный, горка, горе.
Памятка
«Как найти в слове корень»
Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
Проверь, близки ли они по смыслу.
Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
Это и будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник, лесной .
Памятка
«Как найти в слове корень»
Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
Проверь, близки ли они по смыслу.
Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
Это и будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник, лесной .
Памятка
«Как найти в слове корень»
Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
Проверь, близки ли они по смыслу.
Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
Это и будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник, лесной .
Памятка
«Как найти в слове корень»
Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
Проверь, близки ли они по смыслу.
Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
Это и будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник, лесной .
Холод
холмик
холодный
моряк
море
морж
снеговик
снежныйнежность
10