12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коноплева Лариса Александровна557
Работаю учителем начальных классов . Стаж работы 34 года. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Урок русского языка на тему «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

Коноплева Лариса Александровна

учитель начальных классов, высшая категория

МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г.Яранска Кировской области

Урок русского языка по теме «Что такое приставка?

Как найти в слове приставку?»

3 класс

Этапы и ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день, мой милый друг!

Посмотри-ка ты вокруг!

Здесь есть ты, здесь есть я,

Работать будем дружно

Ведь мы, друзья!

Пусть хорошее настроение сохранится у вас в течение всего урока. А девизом его станет фраза: «У нас все получится!»

Что необходимо для успешной работы? (Внимание, ум, память, желание узнать что-то новое, умение помогать друг другу).

2. Актуализация знаний.

Сегодня на урок к нам пришел Вопросик. Что это означает? (Урок открытия новых знаний).

Откройте тетради, запишите число, вид работы.

а) Минутка чистописания. Буквы и буквосочетания У, С, ДО, ПРИ, ЗА

б) Приём «Третий лишний» (нахождение однокоренных слов)

Карточки. Выполнение задания в парах. В каждой строке найдите лишнее слово.

Белка, беленький, белить.
Водяной, вода,
водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось,
лоскут, лосенок
Моряки, морской,
моржи.

Корень, коренной, коржи.

Проверка по образцу

Как нашли лишнее слово в каждой строке? (Другое, разное лексическое значение)

Как называются оставшиеся слова каждой строки? (однокоренные)

Как мы находим однокоренные слова? (У однокоренных слов близкое значение, это родственные слова, в них есть общая часть – корень.)

в) Отличие однокоренных слов от форм слова, орфографическая минутка.

Задание выполняют по инструкции

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

Найдите лишнее слово в цепочках слов.

Спишите оставшиеся слова.

Выделите в них окончания.

Б_реза, б_резовый, б_резой, б_резы

Дубовый, ду_, дуба, дубом

(Оставшиеся слова – это измененная форма одного слова. Это - не однокоренные слова. Они различаются только окончанием.)

Оцените свою работу.

Что мы сейчас вспомнили? (Что такое форма слова и однокоренные слова)

3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Задание на подбор однокоренных слов к слову бег.

-Подберите однокоренные слова к слову бег (Все варианты записываются на доску.)

Выполняется индивидуально (Бег - бегун, бежать, беговая, прибежал, пробежка…)

-Посмотрите, у вас получились различные варианты. Сколько людей, столько может быть и мнений. Прием «Поспорим или согласимся?» (с доказательством). Вопросик сталкивает нас с проблемой.

(Если дети не приведут примеры слов с приставкой, тогда их к этому подводит

Вопросик и предлагает записать слово бежать, приставив перед ним те буквосочетания, которые дети прописывали на чистописании.)

Получились слова убегать, сбегать, добегать, прибегать, забегать. Записываем слова.

-А можем ли мы их назвать однокоренными? Выделите корень. А что за часть слова стоит вначале? Можете ли вы ее выделить? (Мы не знаем этого.)

Какую учебную задачу поставим перед собой на сегодняшний урок? Я начну, а вы продолжите.

1.Узнать, как называется часть слова, которая стоит….. (перед корнем.)

2. Выяснить, как она со словом… (пишется)

3.Научиться находить и образовывать слова с…(новой частью слова).

4.Открытие новых знаний.

а) -А как выдумаете, откуда можно узнать, как называется часть слова перед корнем? (Из учебника, из объяснений учителя…)

-Да, действительно. Вопросик предлагаем вам сначала самим поразмышлять и выбрать названия из предложенных. (приём «Выбор»)

Заставка, примыкание, приставка, предкорень, суффикс.

- На что опирались при выборе? Почему выбрали именно это название? (Эту часть слова прибавили, приставили к корню.)

Сверка с образцом (учебник, с.73). Каким значком будем обозначать приставку? (Прямым уголком).

-Послушайте сказку о частях слова. Ответьте на вопросы Что узнали из сказки о приставке? Какую роль играет приставка?

Сказка

Спокойно, безмятежно живёт в стране Морфемике корень слова. Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг окончание расхвасталось:
- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова, помогаю им дружить, сливаться в одну законченную мысль.

- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте меня от корня нигде и никогда!».

- Что узнали из сказки о приставке? Какую роль играет приставка?

-Проверим знания по учебнику с. 84-85, сведения о языке, проговаривание приставок.

б) Фронтальная работа (исследование значения приставки).

-Вернемся к нашим словам: убегать, сбегать, добегать, прибегать, забегать. (Выделим приставки)

-Попробуем доказать наше предположение, что приставка вносит новое смысловое значение словам? (Доказываем приставка У-удаление, исчезновение; приставка С-быстрое движение, приставка ДО-приближение к чему-либо, приставка ПРИ- доведение какого-либо действия до конца, приставка ЗА-действие за предмет или за пределы чего-либо)

-Что мы сейчас доказали? (Каждая приставка изменяет значение слова.)

-А как найти в слове приставку? Обратимся к учебник СВЕДЕНИЯ СТР.86

-Давайте вместе составим алгоритм нахождения приставки.

Допустим, надо разобрать слово переход.

Что будем делать сначала? (Подбираем однокоренные слова: ходить, ходики, подход, приходить…)

Далее? (Выделяем корень.)

А теперь? (Часть слова, которая стоит перед корнем –это приставка. Выделяем приставку.)

-Что мы сейчас с вами учились делать на уроке? (Открывали новые знания, решали проблему.)

Физминутка. (Движения выполняются по тексту стихотворения.)

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой потянуться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё, настало время

С за – зарядку завершать.

           5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А) Фронтальная работа.

Упр. 155 (с.85)

- Прочитайте стих. Выберите глаголы.

- Найти глаголы с приставкой. Выпишите глаголы.

Работая по составленному алгоритму, разбираем слова по составу.

Б) Индивидуальная работа. (карточка)

Спиши слова, работая по алгоритму, выдели корень и приставку.

Подземный, подосиновик, поделка, подруга, подарить, подорожник.

(Обмен тетрадями, взаимопроверка. Выявление места и причины затруднений. Самооценка.)

            6.Применение новых знаний. Закрепление изученного материала.

Вопросик приготовил очередное задание.

А)Работа по учебнику

Стр.85 упр. 154. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Добавляя приставки составить новые слова). Работают устно, самостоятельно. Проверка «цепочкой»

Б)Тест на усвоение знаний Приём «Данетка»

1.Приставка стоит перед корнем

2.Приставка стоит после корня

3.Приставка служит для связи слов в предложении

4. Приставка служит для образования новых слов

5.Приставка – это изменяемая часть слова

6. Приставка -это неизменяемая часть слова

7.Чтобы найти приставку в слове надо изменить форму слова

8. Чтобы найти приставку надо подобрать однокоренные слова

9. В слове записка есть приставка за-

            7.Домашнее задание. 1. Прав стр.84, 86. Выполнить упражнение: 156

2.Придумать и записать в тетрадь 10 слов с приставками

           8.Рефлексия учебной деятельности. Итог.

- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

- Справились ли мы с ней?

- Какую новую информацию о приставках вы получили сегодня на уроке. Расскажите по опорным словам

Часть слова…

Стоит…

Служит…

Принято обозначать…

Слитно…

                                             
 

 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.