Урок по русскому языку "Склонение имен прилагательных"

1
0
Материал опубликован 15 November 2022

Русский язык (4 класс)

Тема урока:     Склонение имён прилагательных.

 

Цели урока: обобщить, проверить и систематизировать знания по теме: «Имя прилагательное».

Формируемые УУД:

предметные: отнесение объектов к известным понятиям; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение пользоваться справочной литературой;

коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

регулятивные: определение цели учебной деятельности; фиксирование несоответствия между результатом деятельности и нормативным предписанием;

личностные: ответственное отношение к учению.

 

 

                                                                     Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

Девиз урока:

Что умеете хорошего, то не забывайте,

А чего не умеете, тому учитесь.

2.     Актуализация знаний.

1.     Проверка домашнего задания

2.     Орфографическая минутка.

бб дд  Бб Дд

 

Без хорошего труда нет плода.

 

- Как понимаете смысл поговорки?

- Выделите окончание прилагательного и объясните написание.  

 

3.     Самоопределение к деятельности.

   - Какие признаки имён прилагательных мы можем определить? Как?

   - Прочитайте тему урока, сформулируйте цели урока.

 

       ЯБЛ…КО

       ЯГ…ДА

       З…МЛ…НИКА

       Ч…РНИКА

       М…ЛИНА

      СМ…РОДИНА

 

-Какой частью речи являются слова этого столбика?

-Образуйте от имен существительных имена прилагательные и составьте с ними словосочетания.

        

         ЯБЛОЧНЫЙ  СОК

         ЯГОДНОЕ  ПОВИДЛО

         ЗЕМЛЯНИЧНАЯ  ПОЛЯНА

         ЧЕРНИЧНОЕ  ВАРЕНЬЕ

         МАЛИНОВЫЙ  СИРОП

        СМОРОДИНОВЫЙ КОМПОТ

 

- Выделите окончания прилагательных и определите род.

- От чего зависит род имени прилагательного?

- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода, женского рода и среднего рода?

 

4.     Работа по теме урока.

 

-Что еще у имени прилагательного зависит от имени существительного?

( От имени существительного зависит род, число и падеж имени прилагательного.)

 t1668487558aa.jpg        Существительное с прилагательным живет на редкость дружно:

        Изменит окончание, когда ему так нужно…

        Оно его не бросит в воде и на земле.

        Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

 

 

 

-Покажите на примере, как определить род, число и падеж имени прилагательного.

       Без хорошего труда нет плода.

 

-Как же определить род, число и падеж имени прилагательного?

 

5.     Повторение о склонении имен прилагательных.

 

На доске написан текст. ( Читает учитель.)

 t1668487558ab.jpg               Русская изба строилась без единого гвоздя, без железной скобы или стального болта. Концы бревен соединялись так, что держались друг за дружку.

               В каждом сосновом бревне был спрятан круглый шип. Он тоже укреплял стену. Украшались дома деревянной резьбой.

               Стоит на деревенской улице такая изба-красавица с кружевным наличником, с узорчатым балкончиком, с затейливым крыльцом.

 

-Спишите по одному абзацу (по рядам)

-Найдите имена прилагательные, определите падеж.

 

6. Физкультминутка.

-Если вы согласны с высказыванием – поднимитесь на носочки и потяните руки вверх.

-Если не согласны – присядьте.

 

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

- Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопрос  КТО?  ЧТО?

- Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

- Имена прилагательные обозначают действия предметов.

- По падежу существительного можно определить падеж прилагательного.

- Род прилагательных зависит от глагола.

 

    -С какими высказываниями вы не согласны и почему?

 

7. Игра « Угадай, что в сундучке»

 

-Представьте себе, что в такой русской бревенчатой избе много лет тому назад сидели и творили искусные мастера. Они прославляли землю русскую своим искусством. А что они делали, вы узнаете, выполнив задание. По словосочетаниям вы должны угадать, изделие какого народного промысла находится в сундучке.

 

 t1668487558ac.jpgt1668487558ad.jpgt1668487558ae.jpg

 

 

 

 

 

 

 

искусный мастер                             фарфоровый чайник                          природный орнамент

звонкие свистульки                         небесная голубизна                            золотой фон

глиняные игрушки                          синие цветы                                        волшебная трава

волнистая линия                              гибкая линия                                       лаковое покрытие

веселая барыня                                белый фон                                           красивый ковш

яркое украшение                             народный мастер                                красочная роспись

белый фон                                         ручная лепка                                       декоративное блюдо

красочный петушок                         голубая краска                                    деревянная ложка

                                                                                                                                 

         Дети угадывают, о каком народном промысле идет речь, после чего открываются картинки под сундучками.

 

 t1668487558af.jpg   ДЫМКОВО.

 

Необычный геометрический узор мы видим на глиняных игрушках из слободы Дымково. Барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными, синими, желтыми, зелеными кругами (большими и маленькими), точками, полосками, волнистыми линиями.

 

 

 t1668487558ag.jpg

      ГЖЕЛЬ.

 

Мастера Гжели делают посуду из глины – керамику. Главное здесь – роспись голубыми и синими красками на белом фоне.

 

 

 

 t1668487558ah.jpg

 

    ХОХЛОМА.

 

      Жители Хохломы изготавливают посуду из дерева. Хохломская роспись по дереву радует нас золотыми, красными цветами и сказочными, фантастическими узорами из ягод земляники, смородины, рябины, калины.

 

 

На доску вывешиваются таблицы со словосочетаниями.

 

искусн…  мастеру                         на фарфоров…  чайниках            природн…  орнаментом

звонк…  свистульками                  небесн…  голубизну                     по золот…  фону

на глинян…  игрушках                 син…  цветами                              волшебн…  траву

волнист…  линией                        гибк…  линией                              лаков…  покрытием

весел…  барыню                            по бел…  фону                              у красив…  ковша

ярк…  украшением                        у народн…  мастеров                   красочн…  росписью

на бел…  фоне                                ручн…  лепкой                             на декоративн… блюде

у красочн…  петушка                    голуб…  краску                            деревянн…  ложкой

 

- Ребята каждого ряда должны списать словосочетания, относящиеся к одному народному промыслу и вставить пропущенные окончания.

- Как определить, какое окончание надо писать у имени прилагательного?

 

 

 

         Какому?         -ому,  -ему

       Каким?           -им,  -ым

       Каком?           -ом,  -ем

       Какую?          -ую,  -юю

       Какого?          -ого,  -его

       Какими?         -ими,  -ыми

       Каких?            -их,  -ых

       Какой?            -ой,  -ый,  -ий  ( м. р. ),  -ой,  -ей  ( ж. р.)

 

- Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания, определите падеж.

 

8. Творческая работа.

 

-Каждый из вас должен написать небольшой рассказ о том народном промысле, предмет которого находился в сундучке вашего ряда.

  Вспомните все, что вы знаете о создании игрушки, деревянной посуды, керамики. Как создают эти произведения мастера, чем радуют нас эти вещи? Можете использовать словосочетания из предыдущего упражнения. Не забудьте озаглавить свой рассказ.

( По окончании работы дети зачитывают свои рассказы)

 

9. Рефлексия.

- Что обозначает имя прилагательное?

- Как изменяется?

- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?

 

10. Подведение итогов урока.

- Что понравилось на уроке?

- А что не очень понравилось?

- Чему мы учились на уроке?

- Какие задания вам показались лёгкими?

- А когда вам было трудно?

- Я хочу вас похвалить за работу на уроке. Молодцы!

 

10. Домашнее задание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации