12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дегелева Надежда Николаевна40
Фрагмент урока русского языка

Предмет, класс: русский язык, 4 класс

Автор УМК: С.В. Иванов, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Правописание не с глаголами». 

Тип урока: поисково-исследовательский

Цель урока: создать условия для осознанного применения правила правописания «не» с глаголами

Планируемые результаты

Личностные:

- осознают богатство, точность русского языка в русских народных загадках, пословицах, поговорках и сложность в применении правил правописания.

Метапредметные:

- наблюдают, анализируют языковой материал, обобщают, высказывают своё предположение о правописании НЕ с глаголами;

- слушают собеседника и ведут диалог, договариваются, приходят к общему решению при работе в группах;

-осуществляют самоконтроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-контролируют собственные действия при отработке написания частицы Не с глаголами;

Предметные:

- знают значимые (глагол) и служебные (частица не) части речи;

- знают правило правописания частицы не с глаголами;

- устанавливают наличие орфограммы «Правописание НЕ с глаголами в словах»;

- дифференцируют случаи слитного и раздельного написания НЕ с глаголами;

- знают глаголы, которые без НЕ не употребляются.















Этап урока

(компоненты учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма контроля и оценки

Заметки

Предъявление мотива


1.Прочитайте и определите жанр произведений (упр. 1)

1.Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят?

2.Был ребенок-

Не знал пеленок,

Стал стариком-

Сто пеленок на нем.

3. Кто ни разу шага не сделал?



2.Разгадайте загадки, обоснуйте отгадку













3.Сформулируйте тему урока

(Помощь при затруднении: «Обратите внимание на выделенные слова»)



4. Какую задачу ставим на урок?


Приводят доказательства жанра загадки:

-загаданный предмет не назван

-замысловатое описание предмета или явления, требующее отгадки









Разгадывают загадки, приводят доказательства отгадки

1.Созвездие «Большая медведица» («ковш», из него не пьют, не едят, а только глядят)

2. Кочан, лук (семя - без одежды, а плод – много одежек)

3. Воробей, будильник, змея (шага не сделал)

Формулируют высказывания

Глаголы с отрицательной частицей НЕ

Формулируют тему: «НЕ с глаголами»

Научиться писать Не с глаголами





Самооценка на основе сравнения с вариантами ответов одноклассников



Создание ситуации успеха


Глядя на выделенные слова и тему урока не сможете ли вы сформулировать правило правописания глаголов с частицей Не?

Всё знаем, значит, урок окончен?

Убедимся в своих силах, усложнив задание:

- выпишите глаголы с частицей не в левый столбик;

- дополните столбик тремя своими примерами

4. оцените себя снова, не изменилось ли ваше мнение о своих знаниях и умениях?

Формулируют правило.





Эмоциональная реакция детей.








Оценочные высказывания детей.

Прогностическая оценка на «Дорожке успеха»








Ретроспективная оценка




Проблематизация

Прочитайте предложения и попробуйте объяснить значение пословиц и поговорок.

Потчевать велено, а неволить грех.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Плохо можется, коли нездоровится.

Почему трудно понимать русскую речь?

Какой частью речи являются выделенные слова? Не возникает ли у вас вопросов?

Выпишите эти слова в тетрадь, записывая их в правый столбик. Попробуйте сформулировать проблемный вопрос.

Где можем найти ответ?



Формулируют своё понимание пословиц и поговорок.




Высказывают предположения об устаревании лексики и изменении быта людей.


Формулируют противоречие: не с глаголами записано слитно.


Выписывают слова. Формулируют вопрос: «В каких случаях глаголы с не пишутся слитно?»


Самооценка на основе сличения с ответами одноклассников.





Наблюдение



Поиск решения

Организация работы групп.





Дополните правый столбик тремя примерами слов со слитным написанием из источников информации.

Обратимся к «Дорожке успеха», какие мысли возникают у вас?

В групповой работе ищут ответ на поставленный вопрос в разных источниках информации: в учебнике, интернете

Формулируют ответ: «Частица НЕ с глаголами пишется слитно, если слово без «НЕ» не употребляется»


Высказывают мысли о сложности русского языка в разделе «Правописание»








Оценочные суждения.


Подведение итогов работы

Как озаглавить столбики слов в тетради?

Предлагают варианты заголовков:

С отрицательной частицей НЕ (записали с НЕ раздельно)

НЕ___ глагол

Глаголы, которые без НЕ не употребляются.

Гл. без НЕ не употребляются и т.п.








4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.