Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание не с глаголами»
Предмет, класс: русский язык, 4 класс
Автор УМК: С.В. Иванов, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Правописание не с глаголами».
Тип урока: поисково-исследовательский
Цель урока: создать условия для осознанного применения правила правописания «не» с глаголами
Планируемые результаты
Личностные:
- осознают богатство, точность русского языка в русских народных загадках, пословицах, поговорках и сложность в применении правил правописания.
Метапредметные:
- наблюдают, анализируют языковой материал, обобщают, высказывают своё предположение о правописании НЕ с глаголами;
- слушают собеседника и ведут диалог, договариваются, приходят к общему решению при работе в группах;
-осуществляют самоконтроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-контролируют собственные действия при отработке написания частицы Не с глаголами;
Предметные:
- знают значимые (глагол) и служебные (частица не) части речи;
- знают правило правописания частицы не с глаголами;
- устанавливают наличие орфограммы «Правописание НЕ с глаголами в словах»;
- дифференцируют случаи слитного и раздельного написания НЕ с глаголами;
- знают глаголы, которые без НЕ не употребляются.
Этап урока (компоненты учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма контроля и оценки | Заметки |
Предъявление мотива | 1.Прочитайте и определите жанр произведений (упр. 1) 1.Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? 2.Был ребенок- Не знал пеленок, Стал стариком- Сто пеленок на нем. 3. Кто ни разу шага не сделал? 2.Разгадайте загадки, обоснуйте отгадку 3.Сформулируйте тему урока (Помощь при затруднении: «Обратите внимание на выделенные слова») 4. Какую задачу ставим на урок? | Приводят доказательства жанра загадки: -загаданный предмет не назван -замысловатое описание предмета или явления, требующее отгадки Разгадывают загадки, приводят доказательства отгадки 1.Созвездие «Большая медведица» («ковш», из него не пьют, не едят, а только глядят) 2. Кочан, лук (семя - без одежды, а плод – много одежек) 3. Воробей, будильник, змея (шага не сделал) Формулируют высказывания Глаголы с отрицательной частицей НЕ Формулируют тему: «НЕ с глаголами» Научиться писать Не с глаголами | Самооценка на основе сравнения с вариантами ответов одноклассников | |
Создание ситуации успеха | Глядя на выделенные слова и тему урока не сможете ли вы сформулировать правило правописания глаголов с частицей Не? Всё знаем, значит, урок окончен? Убедимся в своих силах, усложнив задание: - выпишите глаголы с частицей не в левый столбик; - дополните столбик тремя своими примерами 4. оцените себя снова, не изменилось ли ваше мнение о своих знаниях и умениях? | Формулируют правило. Эмоциональная реакция детей. Оценочные высказывания детей. | Прогностическая оценка на «Дорожке успеха» Ретроспективная оценка | |
Проблематизация | Прочитайте предложения и попробуйте объяснить значение пословиц и поговорок. Потчевать велено, а неволить грех. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. Плохо можется, коли нездоровится. Почему трудно понимать русскую речь? Какой частью речи являются выделенные слова? Не возникает ли у вас вопросов? Выпишите эти слова в тетрадь, записывая их в правый столбик. Попробуйте сформулировать проблемный вопрос. Где можем найти ответ? | Формулируют своё понимание пословиц и поговорок. Высказывают предположения об устаревании лексики и изменении быта людей. Формулируют противоречие: не с глаголами записано слитно. Выписывают слова. Формулируют вопрос: «В каких случаях глаголы с не пишутся слитно?» | Самооценка на основе сличения с ответами одноклассников. Наблюдение | |
Поиск решения | Организация работы групп. Дополните правый столбик тремя примерами слов со слитным написанием из источников информации. Обратимся к «Дорожке успеха», какие мысли возникают у вас? | В групповой работе ищут ответ на поставленный вопрос в разных источниках информации: в учебнике, интернете Формулируют ответ: «Частица НЕ с глаголами пишется слитно, если слово без «НЕ» не употребляется» Высказывают мысли о сложности русского языка в разделе «Правописание» | Оценочные суждения. | |
Подведение итогов работы | Как озаглавить столбики слов в тетради? | Предлагают варианты заголовков: С отрицательной частицей НЕ (записали с НЕ раздельно) НЕ___ глагол Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Гл. без НЕ не употребляются и т.п. | | |
4