Урок русского языка в 4 классе по теме «Род и число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе)»
Урок русского языка с применением когнитивной технологии
Класс 4. Предмет. Русский язык
Тема урока. Род и число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).
Тип урока: урок изучения декларативной информации (изучение и первичное закрепление знаний).
Цели и задачи: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; способствовать повышению учебной мотивации посредством применения приемов когнитивной образовательной технологии; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, воспитывать любовь к предмету.
Планируемые предметные результаты: познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных.
Метапредметные УУД: познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Личностные результаты: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, карточки для самостоятельной и для домашней работы, опорные карточки.
Структура урока:
Организационный момент. Мотивация учащихся;
Входная диагностика;
Самоопределение к деятельности. Декларативная информация;
Первичное закрепление декларативной информации;
Первичная диагностика; Коррекция;
Вторичное закрепление декларативной информации;
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация учащихся
Добрый день, добрый час
Очень рада видеть вас.
- Ребята, меня зовут _____________, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. Хотелось бы почувствовать тепло ваших рукопожатий, но сегодня мы не будем этого делать. Пусть «поздороваются» наши пальчики. Повторяйте за мной:
Всем желаем мы успеха,
Всем желаем доброты.
- Садитесь и постарайтесь сохранить отличное настроение до конца урока.
- Урок наш сегодня необычный, поэтому и работать мы будем не в тетрадях, а в рабочих листах.
- Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Не забываем о правилах каллиграфии.
II. Входная диагностика
1 уровень.
а) Минутка чистописания
- Для того чтобы качественно выполнить чистописание, нам потребуется разминка.
По моему сигналу одновременно двумя руками в воздухе нарисуйте зеркальные фигуры:
треугольники, овалы, ушки маленького зайчика, «уши Чебурашки», «уши Чебурашки» в обратную сторону.
- Такое простое упражнение помогает «запустить» работу нашего мозга, что на уроке уж точно пригодится. Рекомендую!
- На какие буквы похожи фигуры, которые мы прописывали в воздухе? О, с, л, е, э.
Хозяйкой чистописания будет та, с которой начинается слово-отгадка. Слушайте загадку:
Это кто по проводам
В каждый дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно. (Электричество)
- О чём говорится в загадке? (Об электричестве)
-Назовите первый звук в слове «электричество»? ([э])
- Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен на письме.
- Пропишите буквосочетания: Ээ Эл эм эле эк эх
б) Словарная работа.
Электричество, конечно, очень помогает –
Без него компьютер в игры не играет,
Телевизор не покажет детям передачу,
Электричка не поедет вечером на дачу. А Валевский
- Объясните значение слова. (Работа с википедией в презентации.)
- А какой образ встает у вас перед глазами, когда вы слышите слово «электричество»? (лампочка)
- Назовите орфограммы в этом слове, с.8 в учебнике.
- Посмотрите, все эти буквы прекрасно впишутся в «лампочки» и помогут запомнить написание слов. (карточки с картинками-ассоциациями)
- Посмотрите на написание слова. Какие буквы имеют нижнее соединение? (эл) Только буква е имеет среднее соединение. Остальные – верхнее.
-Напишите это слово, подчеркните орфограммы.
Заполнение граф- схемы.
- Без электричества и электроприборов в современном мире, конечно, никак не обойтись.
Но и о правилах безопасности при обращении с ними забывать не стоит:
Никогда не пользуйтесь неисправными электроприборами (НЕИСПРАВНЫЕ).
Вилку в розетку вставляем только сухими руками (СУХИЕ).
- Какой частью речи являются слова «неисправные» и «сухие»?
На доску: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
- Что обозначают имена прилагательные?
- Составьте однокоренные слова к слову «электричество». (Электроутюг, электровоз, электростанция и др.). Вывожу на экран.
- От каких слов были образованы слова электровоз и электростанция? Какой способ словообразования? (Сложение корней). Чем будет являться О в этих словах? (Соединительная гласная).
- Запишите четыре слова со с.8, запомните их написание.
- Разберите слова электростанция и электровоз по составу.
- Чтобы не забыть орфограммы в этих словах, давайте запишем и слово «лампочки».
в) Исключить «лишнее» слово.
- Какое слово лишнее? Почему? (Электрический, прилагательное)
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
Что вы знаете об имени существительном?
- Определите род и число имен существительных, надпишите над словами.
Электровоз – м.р., ед.ч.
Электростанция – ж.р.,ед.ч.
Электричество – с.р.; ед.ч.
Лампочки – мн.ч.
-Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)
На доску слова: РОД, ЧИСЛО.
- По опорным словам, которые появились на доске, сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам».
- Назовите цель урока. (Узнать об изменении прилагательных по родам и числам)
- Что для этого нужно будет сделать? (Найти необходимую информацию, понаблюдать, потренироваться и сделать вывод)
- Чтобы со всем справиться, хочу показать вам еще одно простое упражнение, которое будет фитнес-тренером для нашего мозга.
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
- Расскажите об имени прилагательном от его имени.
- Что вы можете рассказать о себе, имя прилагательное?
(По мере ответов детей на доску вывешиваются опорные карточки. Дети сопровождают ответы примерами, которые учитель фиксирует на доске.)
(По ромашке с пропущенными словами)
Я – часть речи. Я отвечаю на вопросы: какой? какая? какое? какие? чьи?
Я обозначаю признаки предметов.
Я делаю речь более яркой, более красивой.
С моей помощью можно выразить свои чувства.
2,3 уровень.
Метод отрицания-согласия.
Учащиеся выполняют задания входной диагностики.
- А теперь поставьте знак плюс, если согласны. Минус – если нет:
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
2. Имя прилагательное в предложении чаще всего является главным членом.
3. Прилагательные ж.р. отвечают на вопрос: какая?
4. Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какое?
5. Прилагательные с.р. отвечают на вопрос: какой?
6. Прилагательные мн.ч. отвечают на вопрос: какие?
-Теперь проверьте результат своей работы. Коды верных ответов на слайде презентации.
+ - + - + +
Учащиеся проверяют свои работы.
III. Самоопределение к деятельности. Декларативная информация.
- В начале урока вы говорили, что нужно провести наблюдение. Предлагаю этим и заняться. Работать будем в парах. А наблюдать мы будем над изменением прилагательных.
Упражнение 12 со с.8. Прочитайте задание (составить словосочетания, определить род, выделить окончания).
Первый ряд выполняет первую строчку, второй – вторую, третий – третью.
Три человека работают у доски.
- Почему одно и то же прилагательное имеет разные окончания?
- Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?
- Сделайте предположение, от чего зависит окончание имен прилагательных.
На доску: ОКОНЧАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ – ИМ.СУЩ. ? (Слайд)
В). Объяснение нового материала.
– Послушайте сказку «Скромные просители» и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
– Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии«имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.
– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? (Род, число, падеж)
- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.
- Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)
- Давайте составим алгоритм определения рода и числа прилагательных.
АЛГОРИТМ НА ЭКРАН
- В упражнении 10 на с.8 есть блок-схемы. Поработаем с ними.
- На какие вопрос будут отвечать имена прилагательные в женском роде? Какие окончания?
- В форме мужского рода единственного числа?
- В форме среднего рода единственного числа?
(Работа с блок - схемой)
Слайд
IV. Первичное закрепление декларативной информации.
Ну что, настало время отработать материал. Но, сначала отдохнем. Выходите из-за парт.
1 уровень:
- Если я называю словосочетание, в котором имена прилагательные стоят в мужском роде – приседают учащиеся первого ряда, в женском роде – приседают учащиеся второго ряда, в среднем роде –учащиеся третьего ряда, во множественном числе – все хлопают:
белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, просторные классы, хитрая лиса, солнечный зайчик, хорошее здоровье, жёлтенькие цыплята, морозное утро, высокий дом, сильная буря.
И снова фитнес для мозга. Упражнение «Ухо – нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга».Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.. Укрепляют наружные глазные мышцы ,снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
2-3 уровень: Молодцы. А теперь работать будем в группах.
Вставьте в текст подходящие имена прилагательные. Выделите окончания прилагательных, определите род.
Найдите и отметьте ☑ признаки, которые характеризуют имена прилагательные множественного числа.
⬜А Имеют окончания –ая, -яя;
⬜Б Имеют окончания –ие, -ые;
⬜В Имеют окончания –ое, -ее;
⬜Г Отвечают на вопросы какой? каков?;
⬜Д Отвечают на вопрос какие? каковы?
От данных имен существительных образуйте имена прилагательные в форме множественного числа, выделите окончания. Подберите к прилагательным подходящие существительные.
Снег –
Облако –
Солнце –
Небо –
Аромат –
V. Диагностика первичного закрепления.
- А теперь самостоятельно заполните таблицу недостающими именами прилагательными.
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | Мн.ч. |
снежный | | | |
| белая | | |
| | | холодные |
| | ледяное | |
VI.Рефлексия. Вторичное закрепление.
- Все ли у вас в классе могут определить число и род имен прилагательных по окончаниям?
(Дети перечисляют окончания имен прилагательных и соотносят их с родами).
- Давайте закончим наш урок, подобрав такие прилагательные, которые характеризуют нас и нашу общую работу сегодня.
(-АЯ – это окончание прилагательных единственного числа женского рода: работа у нас дружная, коллективная, общая, полезная, интересная, учебная…
- ЫЕ – это окончание прилагательных множественного числа: мы веселые, дружные, внимательные, серьезные…
- ОЕ – это окончание прилагательных единственного числа среднего рода: хорошее (настроение), учебное (время) …
- ЫЙ – это окончание имен прилагательных единственного числа мужского рода: удачный, интересный, увлекательный урок…)
- Оцените свою работу на уроке. Кто работал лучше всех? Чью работу вы хотите отметить?
VII. Домашнее задание.
1. Упражнение 11 с.8. 2. Задания на карточках.
- Я думаю, что дома вам будет интересно поиграть в игру «Мозаика». В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все разные! Правила такие: в сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например, может получиться так: «На горячей планете жили умные и веселые человечки…». А может и так: «На квадратной планете…». Так может получиться множество самых разных вариантов одной сказки.
Детям раздаются карточки.
- Чтобы у тебя получилась смешная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (самостоятельно подобранные или из предложенного набора) в любом порядке.
На карточках текст:
На … планете жили …. и …. человечки, у них были … глаза, … волосы, … уши. Зато очень … характер. Домики у человечков были…, а крыши у домиков - … . Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что …. Домики охраняли… дракончики и … страусы. Они сидели на …. веревочках и рычали. На … деревьях пели ……песни….мухи. В … лесах водились…слонята, …цыплята, …ёжики, … ящерицы. А на ….черепахах …человечки ездили в гости.
Примечание. Домашнее задание направлено на расширение словарного запаса. Кроме того, произвольное использование имен прилагательных позволяет получить смешные в своей нелепости тексты, что обычно очень нравится детям. С проверки домашнего задания – работы с текстом – начнется следующий урок. Здесь можно говорить, в том числе, и о лексической сочетаемости слов, конечно, на уровне учащихся начальной школы.
Приложение. Прилагательные для «мозаики»: клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.
1.Тест.
1. Найдите предложение, в котором все имена прилагательные в форме множественного числа:
А) Российская молодёжь имеет хорошие перспективы в выборе профессии.
Б) Девочка умеет шить широкие юбки, красивые накидки, нарядные платья.
В) В вечерней программе были весёлые мультфильмы, интересное детское кино.
2. В форме какого числа можно определить род имён прилагательных?
А) множественное число;
Б) единственное и множественное число;
В) единственное число.
3. Отметьте строку, в которой все имена прилагательные в форме множественного числа:
А) разные, строгие, честные, лёгкие;
Б) оранжевые, синие, чёрный, фиолетовый;
В) вкусное, горькое, кислое, горячее.
4. Снежный барс имеет тонкое, длинное, гибкое тело, относительно короткие лапы и очень длинный хвост. Найдите верное высказывание.
А) в этом предложении 5 прилагательных единственного числа и 1 прилагательное множественного числа;
Б) в этом предложении 4 прилагательных единственного числа и 1 прилагательное множественного числа;
В) в этом предложении 4 прилагательных единственного числа и 2 прилагательных множественного числа;
Проверьте себя по эталону:
1 Б
2 В
3 А
4 А
Кияйкина Наталья Федоровна