Интегрированный урок по русскому языку и географии по темам «Буквы з- и с- на конце приставок» и «Путешествия Джеймса Кука»
Учитель: Кучумова Ирина Викторовна, МБОУ «Вильвенская СОШ».
Современная система образования направлена на формирование личности с целостным представлением о картине мира и процессов, представляющих данную картину.
Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Введение интеграции предметов в систему образования в связи с введением ФГОС позволяет решать задачи, поставленные перед школой и обществом в целом.
Слово «интеграция» восходит к латинскому слову integer – (целый) – и переводится как восстановление, восполнение. Одно из значений, которое приводится в Толковом словаре С.И.Ожегова И.Ю.Шведовой: Процесс сближения и связи наук, происходящих наряду с процессами их дифференциации. Интеграция – это объединение в целое частей, элементов.
Почему это направление актуально сейчас?
Во-первых, главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения, а в этом и заключается одна из задач школы.
Во-вторых, традиционное преподавание часто приводит к печальным последствиям: в умах школьников остаются «отрывки из обрывков»: немного из биологии, немного из литературы… Интеграция помогает преодолеть недостатки предметного обучения.
В то же время интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Эти возможности при интегрированном построении учебного процесса позволяют качественно решать задачи обучения и воспитания.
Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Буквы з и с на конце приставок»
Урок географии в 5-м классе по теме: «Путешествия Джеймса Кука».
Аннотация:
Тип урока – интегрированный, изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности.
Для осуществления межпредметной связи «русский язык –география» предлагается привлечь сведения по темам «Правописание приставок на з-с» и «Великие исследователи и путешественники. Путешествия Джеймса Кука ».
Технологическая карта урока урока русского языка в 5-м классе по теме: «Буквы з и с на конце приставок»
Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок
Класс: 5
Тип урока: интегрированный урок «открытия» нового знания.
Русский язык.
Цель урока: формирование умения правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на з- и с-.
География:
Цели урока:
• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы;
• формирование представлений о личности и роли путешественника в изучении регионов мира на примере путешествия Джеймса Кука;
Метапредметные:
развитие кругозора учащихся, привитие интереса к таким учебным предметам, как география, русский язык;
формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества.
формирование умений работы с таблицей, географической картой;
Личностные:
развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
формирование личных ценностных ориентиров.
Ресурсы: Учебник: «Русский язык» 5 класс для общеобразовательных организаций в двух частях
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение» 2015 г.
География 5—6 классы : учебник для общеобразовательных организаций /А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
распечатанные тексты.
№ п/п
|
Этапы урока
|
Формируемые УУД, цель этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1. |
Организационный этап |
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Личностные УУД ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу понимает причины успеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД быть готовым к сотрудничеству . |
Учитель русского обращается к учащимся, высказывая добрые пожелания, и предлагает вместе отправиться в путешествие. Задаёт вопрос: - Что вам понадобится для того, чтобы путешествие оказалось успешным? Давайте всё это возьмём с собой в путешествие. |
Запись даты в тетрадях Ответы учащихся. |
2 |
Мотивация учебной деятельности. |
ЦЕЛЬ: Мотивация на получение новых знаний ,повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»
Познавательные УУД: -формирование основных мыслительных операций в ходе рассуждений; построение логической цепочки рассуждений; - выделение существенной информации из текста. Коммуникативные УУД: -умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание.
|
- Прочтите текст. Летом он подошел к восточному побережью Австралии, первым исследовал и нанес на карту около 4 тысяч километров ее восточного побережья и почти весь открытый им Большой Барьерный риф. Через пролив он прошел к острову Ява и, обогнув мыс Доброй Надежды, 13 июля 1771 года вернулся домой, потеряв от тропической лихорадки 31 человека. Благодаря диете, которую он разработал, никто из команды не болел цингой. Это первое кругосветное плавание длилось немногим более трёх лет; ему было присвоено звание капитана первого ранга. Он был бесстрашным, имел несгибаемую силу воли и сделал много открытий в безбрежном океане.
- К какому стилю относится этот текст? (научный). - Тип текста? (повествование). - Что обозначают слова «риф» , «цинга» и «лихорадка»? Найдите значения слов в Толковом словаре.
Учитель географии: - Предположите, воспользовавшись таблицей, о ком идёт речь в тексте?
( Джеймс Кук). Фото на экране. - Рассмотрите карту и расскажите о маршрутах путешествия Джеймса Кука (класс делится на з группы. Каждая группа рассказывает о своём этапе путешествия Кука).
|
Готовятся в течение минуты к выразительному чтению. Выразительное чтение текста.
Отвечают на вопросы учителя, Подбирают синонимы, ищут значение слов в Толковом словаре. Изучают таблицу, предлагают варианты ответов.
класс делится на з группы. Каждая группа рассказывает о своём этапе путешествия Кука).
|
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
ЦЕЛЬ: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» РегулятивныеУУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. КоммуникативныеУУД Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД Осуществлять сравнение и классификацию, выделяя их основания и критерии. Ориентироваться в своей системе знаний, давать информацию. |
Учитель русского языка: - Вспомните наш текст. Запишите под диктовку последнее предложение текста (учитель диктует предложение). Он был бесстрашным, имел несгибаемую силу воли и сделал много открытий в безбрежном океане. Возникли у вас сложности при написании предложения? Были ли вопросы, сомнения? Сверим написанное с текстом. Нет ошибок? (Объяснение орфограмм в тексте). - Выделите в словах приставки, объясните их написание.
|
Пишут предложение под диктовку.
Проверка работы. Ученики выделяют приставки, объясняют правописание приставки с |
3. |
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого. Анализировать, сравнивать, делать выводы. КоммуникативныеУУД Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? Работа с новым материалом в группах. (Слайд ) Слова записаны в 2 столбика. Перепишите их в свои тетради. -Какие из этих слов могли бы относиться к Джеймсу Куку во время его путешествия? Составьте с ними словосочетания. Попробуйте определить, по какому принципу их разделили на 2 столбика. Слова: Исследователь Безбрежный Бескрайний разработал Бесстрашный разбудило рассердил возглавил
- Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)
|
Дети формулируют тему, цель и задачи урока Запись темы урока в тетради |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. |
ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, Анализировать, сравнивать, делать выводы. Соотносить информацию, представленную в разных формах (план, схема). личностныеУУД проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу понимает причины успеха в учебной деятельности КоммуникативныУУД приобретают опыт работы в группе практическое усвоение принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия
|
- Итак, что же нам предстоит выяснить? (почему в первом столбике в приставке пишется буква з, во втором – с. Звучат версии учащихся). Работа в группах. Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок. После выступления представителей от каждой группы, формулируется правило: если после приставки стоит звонкий согласный – пиши З, если глухой – С. Ученики объясняют, что первый столбик – приставки, которые заканчиваются на з, второй – на с). Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила Показывает схематический рисунок. (Слайд ) Лингвистическая задача. - Следующее испытание- задание на сообразительность и внимание.: По какому принципу слова разбиты на группы? Исколесить Разный изрезать роскошь распахать безуспешно безграмотный испанцы (Первый столбик – приставки, которые заканчиваются на з-с, и их правописание соответствует правилу, второй –правописание слов не соответствует изучаемому правилу).
|
Работа в группах Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты правила
|
5. |
Первичное закрепление |
ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания регулятивныеУУД осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме познавательные проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
|
Учитель географии: - На материке Кук увидел странных животных. Он дал им название … Так же называется и остров у южного побережья Австралии. Чтение текста: Голова относительно небольшая, с длинной мордой. Уши большие. Задние конечности значительно длиннее и сильнее передних. Хвост сильный, покрыт волосами и выполняет функцию дополнительной опоры, а во время прыжков — балансира. Кто это? (кенгуру). По преданию, на вопрос Кука, как называется прыгающее животное, аборигены отвечали «кенгуру». Кук решил, что это и есть название зверя. На самом деле, на языке местного племени это означало «не понимаю».
Учитель русского языка: - В чём особенность этого существительного? (оно несклоняемое). Задание: образуйте слова с приставкой на з и с от слов, данных ниже. Ваши слова должны быть связаны с поведением или действиями кенгуру. Сформулируйте правило их написания. (без) заботы– (без) шума - (из, ис) пугать (ся)– (раз, рас) бежать (ся)- (раз, рас) сердить(ся) - (без) страха –
|
Называют животное.
Учащиеся образуют слова и объясняют, в каких словах на конце приставок пишется з-, а в каких – с-.
|
8. |
Включение в систему знаний и повторение. |
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Строить связный текст.
|
Какие части речи вы получили? Составьте с ними связный текст, отметив орфограмму.
Учитель географии: - Вернёмся к нашему великому путешественнику. Ученикам предлагается снова объединиться в 3 команды. Каждой команде даётся текст о каком-то важном этапе в путешествии Кука.
Задание: отметить в тексте ключевые слова, выписать их на доске , разделить роли (Кук, абориген, член команды и т.д.) и рассказать от 1 лица (3-4 фразы) о данном эпизоде жизни путешественника.
1 команда.
В XVIII в. европейцы почти ничего не знали о южной части Тихого океана. Со времен античности географы верили, что в южном полушарии находится большой материк, простирающийся от Южного полюса до тропиков. В 1768 г. капитан Королевского военно-морского флота Джеймс Кук получил задание возглавить научную экспедицию, отправляющуюся в Тихий океан для наблюдения за прохождением 3 июня 1769 г. Венеры между Землей и Солнцем. На самом деле английское правительство интересовал неизвестный южный материк, на котором предполагалось обнаружить богатые залежи полезных ископаемых. Кук настоял на том, чтобы в плавание отправился большой прочный корабль-углевоз. На борту этого судна, которое называлось «Индевор», было достаточно места для команды из 94 человек, включавшей также натуралистов, астронома и других «джентльменов-исследователей», как в то время называли ученых. Во время плаваний ученые составили карты, на которые были нанесены открытые земли, зарисовали и описали новые виды растений, а также собрали ценные сведения о народах, населяющих острова Тихого океана. В первой экспедиции капитана Джеймса Кука в южные воды принимал участие сэр Джозеф Бэнкс — ботаник, путешественник, покровитель науки и директор Королевского ботанического сада в Лондоне. Он проплыл с Куком по всему маршруту и исследовал местную флору, в том числе и хлебное дерево. Источник: https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-puteshestviyah-dzheymsa-kuka-5-klass.html
2 команда.
Решив вернуться на родину через Индийский океан, Кук взял курс на Австралию и 19 апреля 1770 г. достиг ее восточного берега. Растительный мир этих мест был таким богатым, что залив, на берегу которого теперь стоит город Сидней, был назван Ботани-Бей (Ботаническая бухта). Сопровождавшие Кука ученые-натуралисты собрали сотни образцов незнакомых растений. Повернув на север, Кук держался близко к берегу, чтобы точно нанести его очертания на карту. Несмотря на предосторожности, судно все же налетело на риф. «Индевор» вытащили на берег, и в течение двух месяцев, пока его ремонтировали, Кук изучал чудесный мир Большого Барьерного рифа. Источник: https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-puteshestviyah-dzheymsa-kuka-5-klass.html
3 команда.
В феврале 1779 г. Кук сделал остановку на Гавайских островах. Они казались ему подобием рая. Островитяне оказали капитану и его спутникам очень теплый прием. Но в дальнейшем отношения испортились. Считается, что европейцы нарушили местное табу, а туземцы украли лодку, использовавшуюся для починки корабля. Ссора переросла в вооруженную стычку, и Кук погиб от удара кинжалом. В 1762 году Джеймс Кук женился на Элизабет Баттс. У них родилось 6 детей, жизнь которых была очень коротка. Первенец, названный в честь отца, прожил до 31 года, двое других — до 17 лет, ещё один ребёнок едва дожил до 4 лет, а ещё двое не перешагнули и годовалого возраста. Помимо открытий, сделанных в путешествиях, Джеймс Кук создал карты берегов полуострова Лабрадор, которые использовались даже в начале XX века.
В честь мореплавателя назвали архипелаг, расположенный в Тихом океане.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/c/kuk-dzhejms-cook-james Источник: https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-puteshestviyah-dzheymsa-kuka-5-klass.html
|
отмечают в тексте ключевые слова, выписывают их на доске , выбирают роль (Кук, абориген, член команды и т.д.) и рассказывают от 1 лица (3-4 фразы) о данном эпизоде жизни путешественника. |
9. |
Рефлексия. |
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивныеУУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
В чём состояла задача сегодняшнего урока? Выполнили ли мы её? Что было для вас неожиданным в ходе урока? Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным? |
Оценка работы класса Самооценка |
10.
|
Домашнее задание.
|
Одно из двух упражнений параграфа «Правописание приставок на з-с « на выбор. Прочесть материал учебника «География. 5 класс» по теме «Путешествие Джеймса Кука», ответить на вопросы после параграфа. |
Записывают задания в дневники
|
Горбачёва Марина Юрьевна