2. | Актуализация | Прочитайте предложение (записано на доске) Яркие осенние листья разноцветными парашютиками опускаются на землю. Что вы представили? Прочитайте без прилагательных. Что изменилось? Какую роль играют прилагательные в речи? Выпишите в тетрадь прилагательные, объясните написание. Почему в слове осенние - НН? А сколько н в словах серебряный? Гусиный? Торжественный? Какая проблема возникла? | Читают. Описывают картину, которую вообразили.
Проводят эксперимент. Отвечают (делают речь более точной, выразительной, красивой)
Выписывают, обозначают орфограммы. Отвечают.
Выявляют проблему: как решить вопрос о Н и НН. |
Рефлексия: Что вспомнили, анализируя предложение? |
3 | Объявление темы Целеполагание
| Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать правило. Какая тема урока сегодня? Какие цели поставите перед собой?
| Называют тему «Н и НН в прилагательных» Формулируют цели: 1.Познакомиться с правилом. 2. Понять его. 3.Потренироваться в применении |
|
4. | Первичное усвоение новых знаний | Прочитайте в учебнике на с. 32 правило. Для лучшего запоминания вы должны в паре создать фрейм (см. приложение) , заполнив слоты, Предлагает фрейм. Последнюю строку «примеры» заполнять пока не надо. | Читают правило.
Заполняют слоты (у каждого ученика). Озвучивают результаты (2-3) |
Рефлексия Почему правило представили в виде фрейма? |
5 | Первичное закрепление | Вернёмся к словам серебряный, гусиный, торжественный. Запишем в тетрадях и на доске. Какой суффикс в слове серебряный? Опять трудность? Как узнать, что ЯН? Запомните, суффиксы АН и ЯН обозначают материал. А что обозначает суффикс ИН? Приводит пример прилагательных: львиный, комариный, лошадиный.
| Записывают в тетрадь слова, объясняют.
Отвечают на вопрос о слове серебряный.
Высказывают предположения. В фрейме рядом с суффиксами -ан-ян пишут (материал),-ин («звериный») |
Рефлексия Что нового узнали?
|
6. | Первичная проверка понимания, тренировочные упражнения. | 1. Объяснительный диктант. ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, сон..ый, обеде..ый, песч..ный, обществе..ый, травя..ой, стекля..ый, ветре..ый, пчели..ый, оловя..ый, лебеди..ый. Знаете фразеологизм «лебединая песня»?
2. Выдает листки с заданием. Выпишите прилагательные, где на месте цифры пишется НН, объясните орфограмму. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 1.В этот безветре(1)ый день не хотелось оставаться дома, поэтому Павел надел льня(3)ые брюки, прихватив с собой кожа(4)ый рюкзак, и отправился в парк, чтобы насладиться весе(6)им днем. 2.Грачи(1)ые гнёзда, бесчисле(2)ое множество которых находилось на высоче(3)ом дубе у ветря(4)ой мельницы, издали были похожи на дикови(5)ые переплетения веток. 3.На доске даны словосочетания. Задание: Образуй новое словосочетание, заменив второе сущ. на прилагательное с Н или НН. (Такое задание есть на экзамене в 9 классе), обозначь орфограмму. Дает образец выполнения задания Укус змеи- змеиный укус День без ветра -Решетка из чугуна - Повидло из клюквы- Шляпка из соломы - Замок из льда - Перо гуся - Дом из дерева - Сок лимона – Когда же пишется Н? А НН? Молодцы. А в кратких прилагательных? На следующем уроке поработаем с ними. Посмотрите на свои фреймы, все слоты заполнены? Дополните их примерами с урока или своими. | Записывают на доске и в тетрадях, устно объясняют орфограмму, графически обозначают.
Высказываются. Подготовленный ученик объясняет значение и этимологию.
Выписывают прилагательные в тетрадях, 1 ученик у доски. После окончания работы 1 ученик проверяет выполнение задания на доске.
Записывают полученные словосочетания, обозначают суффиксы. Безветр-енн-ый день Чугун-н-ая решетка Клюкв-енн-ое повидло Солом-енн-ая шляпка Лед-ян-ой замок Гус-ин-ое перо Дерев-янн-ый дом Лимон-н-ый сок
Отвечают.
Записывают примеры. |
|
9. | Рефлексия | 1. Какую цель ставили в начале урока? Достигли? 2. Оцените результаты своей работы на уроке: а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому; б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь; в) для полного понимания мне нужно еще все повторить; г) я ничего не понял 3. Что показалось самым трудным? А интересным? | Называют цель.
Дают оценку своих результатов в тетрадях |
|