12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тухватулина Алена Владимировна20
3

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»


Тухватулина Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ ОШ № 48, г. Архангельск


Тип урока: урок – обобщение.

Цель урока: повторение и обобщение теоретических сведений о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.

Задачи урока:

Обучающие:

совершенствовать умения и навыки:

- обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;

- определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

- правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие:

развивать:

- навык грамотной устной и письменной связи речи;

- аналитическое мышление,

- умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

- общую культуру,

- кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к истории родного края, любовь к классической литературе.

Оборудование:

- презентация по теме «Союз», карточки – схемы, карточки заданий по уровням, теоретические вопросы для работы в группах, картина А. Г. Саврасова «Грачи прилетели», портрет А. Г. Саврасова, толковый словарь С. И. Ожегова; (карточки для индивидуальной работы - дополнительный материал о картине Саврасова А.К.), учебник русского языка для 7 класса.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Объявление темы урока, постановка цели

- Для того чтобы узнать, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке, отгадайте загадку:

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз (союз)

- Правильно, «союз». Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Союз». Давайте поставим перед собой цель (что мы должны на уроке сделать?) (Правильно, повторить, обобщить изученный материал по данной теме)

- Тема сегодняшнего нашего урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Союз».

3. Проверка домашнего задания (2 мин.)

- Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Что вам надо было сделать? (дома вы должны были поработать в парах и составить синквейн на тему «Союз»).

- Вспомним, что такое синквейн. (это стих, состоящий из пяти строк)

- Читаем синквейны, которые у вас получились.


4. Синтаксический разбор предложения (3 мин.)

- Открываем тетради, отступаем 2 строчки, записываем число, классная работа.

- Начнем со стихотворения В.Я. Брюсова, запишите его в тетрадь.

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

- В чем заключается необычность стихотворения?

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

- Какой союз используется в стихотворении?

- Какую функцию он выполняет?

- Какие художественные - изобразительные средства использует автор текста?

- Охарактеризуйте предложение.

- Назовите грамматические основы. Сколько их? Подчеркните.

- Что соединяет союз и в данном предложении?

- Начертите схему предложения.

5. Работа со словарем С.И. Ожегова

(индивидуальная работа)

- Как вы думаете, что обозначают слова «жаждет», «млеет».

- А теперь посмотрим значения данных слов в словаре Ожегова. (Опережающее задание – ученик заранее находит значения слов).

(ученик зачитывает лексическое значение слов по словарю)


6. Актуализация знаний. Работа в парах (4 мин.)

(Учащиеся проверяют знания теоретического материала друг у друга).

- Какую часть речи мы называем союзом?

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

- На какие группы по значению и строению делятся союзы?

- Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?


7. Слово учителя (2 мин.)

- Молодцы, ребята, хорошо поработали в парах, рассказали теоретический материал.

- А теперь выполним следующее задание, перед вами лежат две буквы «С» и «П», как вы думаете, что они обозначают? Внимание, задание:

Определите тип союза в предложениях, используя для этого карточки с буквами С (сочинительный) и П (подчинительный).



1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.

2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

3. Река сверкала то голубым, то зеленым светом.

4. Накануне выглянуло солнце, но дороги еще совсем не просохли.

5. Сразу за деревянным мостиком начинался подъем в гору, с которой было видно всю окрестность.

6. Слуга вышел и объявил, что лошади готовы.


- Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место.


8.Проблемный вопрос (4 мин.)

- Как вы думаете, почему на слайде - портрет А. С. Пушкина?

- Какие произведения А.С. Пушкина вы изучали в начальной школе, в 7 классе? (начальные классы - «Cказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 7 класс – «Медный всадник», Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов»)

- Какой пример вы можете привести? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») - учащиеся цитируют строки из сказки…

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Cказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Действительно, А.С. Пушкин очень любил союз «и». В доказательство этому читаем еще один пример.

- Перед вами строки из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Как называется стихотворение А.С. Пушкина? («Зимнее утро»)

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)

- Послушаем Катю P., которая подготовила интересную информацию о союзе И.

- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной выразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием.


9. Закрепительные упражнения.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание.

1) Рассмотрите схемы, что вы можете по ним рассказать? (3 мин.)

Трижды используя данное предложение, составьте по схемам сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, запишите в тетрадь.

Неожиданно набежала туча…….

(Возможные варианты предложений):

- Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь.

- Неожиданно набежала туча, когда зашло солнце.

- Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.

Дети читают свои варианты, объясняют пунктограммы.


2) Следующее задание, ребята, сложнее. Оно двух уровней сложности.

1 уровень более легкий, 2 уровень сложнее (раздаются карточки с заданиями – одним - 1 уровень, другим – 2 уровень (3 мин.)

Взаимопроверка

- Поменялись работами, на слайде ключ, проверяем

(1 уровень: 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», больше 2 – «2»;

2 уровень: 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше 3 – «2»)


10. Физкультминутка (2 мин.)

Я называю слова служебной части речи. Если вы услышали союз – хлопните в ладоши, если услышали предлог – присядьте:

Когда, на, лишь, в течение, благодаря, не, то-то, также, насчет, чтобы, ни, потому что, несмотря на, и, в, как будто, со, да, зато.

Вывод:

- Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и в тексте.

- А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза.

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению – на простые и составные.)

- Правильно.

3) Сейчас вам предстоит выполнить несколько практических заданий.

Первое задание на развитие мышления (2 мин.)

В карточках вам надо отметьте истинные и ложные высказывания, поставив справа от них соответственно буквы Л или И. Карточки подпишите.


1.

Союз – самостоятельная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.


2.

По своему строению союзы бывают простыми и составными.


3.

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.


4.

Сочинительные союзы по значению делятся на четыре разряда.


5.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложносочиненное.


6.

Союз ДА (в значении НО) является сочинительным, противительным


7.

Подчинительный союз КОГДА указывает на причину


Взаимопроверка.

- Поменялись карточками, проверяем, ключ на слайде. (0 ошибок- «5», 1-2 ошибки - «4», 3 ошибки – «3», больше 3 – «2»).

4) Следующее задание на развитие внимания и усвоение орфографических навыков (3 мин.)

Заштрихуйте буквы, под которыми записаны слова, пишущиеся раздельно. (они не будут являться союзами)




П

t1644869179aa.gif





Е

t1644869179ab.gif




А

t1644869179ac.gif



Ф

t1644869179ad.gif



В

t1644869179ae.gif



Н

t1644869179af.gif



С

t1644869179ag.gif

Я взял книгу,

что (бы) почитать.

Все старались угадать, что (бы) это такое было.

Нам задали

то (же), что и вчера.

Дорого,

за (то) надежно.

При (том) заявлении приложены документы.

Он поступил так (же) как все.

Маша спряталась за (то) дерево.

- Посмотрим, что у вас получилось, проверьте буквы, которые должны быть заштрихованы.

- Из заштрихованных букв составьте слово. (ВЕСНА)

11. Слово учителя (3 мин.)

- Гимн русской природе, весне, весеннему настроению создает Алексей Саврасов в картине «Грачи прилетели».

- Рассмотрите картину.

- Какие строки стихотворений вы вспоминаете, глядя на нее?

(индивидуальные задания опережающего характера)

С. Русановская

Зима с грачами спорит –

Морозит и метелит.

Открывшуюся землю

Опять снежком устелет.

Грачи не унывают –

И каркают, и скачут:

«Дорогу одолели

И будем живы значит!»




Иван Бунин

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.



- Какое время года изобразил художник?

- Когда прилетают грачи?

- Какие изменения произошли с приходом весны?

- Если прилетели грачи, … (продолжить предложение)

- Что вы можете рассказать об этой картине?

(индивидуальные задания с дополнительной литературой опережающего характера):

Пейзаж написан с натуры в Костромской области. Эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. А церковь в русской живописи всегда была символом добра и света. (…)

В настоящее время поселок Суснино Костромской области. На картине изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней. Сейчас в церкви - музей Ивана Сусанина. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке. (…)

Картина «Грачи прилетели» сразу же была куплена Павлом Третьяковым для коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». (…)

В 1997 году, к 100-летию со дня смерти А. Саврасова Центральным банком России была выпущена памятная монета из серебра номиналом в 2 рубля, на которой был изображен портрет художника и фрагмент его картины «Грачи прилетели». (…)


12. Творческая работа (5 мин.)

На основе данной картины составьте несколько предложений, используя сочинительные и подчинительные союзы.


13. Проверка (2 мин.)


14. Итог урока (2 мин.)

Какова была тема урока?

Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что такое союз?

- Чем отличаются простые союзы от составных?

- Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а

какие – только для связи предложений?

- Какое художественно-изобразительное средство любил использовать А. С. Пушкин?


15. Рефлексия (2 мин.)

- Устно дополните предложения

сегодня я почувствовал, что…

я выполнял задания…

у меня получилось …

я понял, что теперь могу…

я научился…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


16. Домашнее задание (1 мин.)

На выбор:

Выписать из учебника «Литература. 7 класс» 3 предложения с сочинительными союзами и 3 предложения с подчинительными союзами (обозначить их)

Сочинить сказку о союзах.












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.