Урок русского языка в 7 классе «Русские лингвисты — Г. Винокур»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога: Леонов Константин Александрович
Предмет, класс: Русский язык, 7 класс
Название и автор учебника: Русский язык, Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., учебник для 7 класса (ФГОС) / М.: «Дрофа», 2015 г.
Тема урока: Русские лингвисты: Г.О. Винокур.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование:
- Средства ИКТ: нетбук, проектор, электронная форма учебника, колонки.
- Доска меловая, карты самооценки.
Образовательная технология: информационно-коммуникационные технологии.
Цель урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания и умения, необходимые для комплексного анализа лингвистического текста.
Развивающая: развивать связную монологическую речь, логическое мышление, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес.
Предметные результаты: знание разделов науки о языке и изучаемых в них единицах языка, взаимосвязи разделов науки о языке друг с другом; умение выполнять комплексный анализ текста, различные виды языковых разборов, применяя изученный материал по фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации.
Метапредметные результаты: способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин. | Настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой. Слово учителя: - Языковеды в XVIII-XX вв. собирали и создавали бесценный материал для глубокого понимания истории русского народа, его культуры, закладывали основы для стабильного и грамотного функционирования русского языка, поэтому знакомство с деятельностью ученых-лингвистов, их вкладом в науку о языке очень важно.
| Слушают учителя, готовятся к работе | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: понимание смысла деятельности.
|
2. Актуализация знаний 5 мин. | - Что такое комплексный анализ текста? - Какие языковые разборы выполняются при комплексном анализе текста? | Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга. Формулируют выводы.
| Познавательные: умение структурировать знания, строить логическую цепь рассуждения. Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
3. Целеполагание. Составление стратегии по разрешению затруднения. 5 мин. | - Какие разделы науки о языке необходимо вспомнить, чтобы выполнить комплексный анализ текста? Побуждает к выдвижению предположений, принимает и проверяет каждое высказывание. - Сформулируйте цель урока. -Какие задачи предстоит решить для достижения цели? - Давайте составим стратегию нашей работы (записывается на доске). - За правильные ответы вы будете ставить себе + в картах самооценки на каждом этапе урока, в конце урока по количеству правильных ответов будет выставлена оценка. (Карты самооценки лежат на партах). | Обдумывают ответы на вопрос. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками формулируют цель, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок, составляют стратегию работы. | Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: установление причинно-следственных связей, формулировка выводов. Коммуникативные: получения необходимой для решения проблемы информации с помощью вопросов. Регулятивные: самоконтроль, прогнозирование результатов. |
4. Реализация построенной стратегии 15 мин. | Прослушивание текста (работа с интерактивным объектом ЭФУ). - ЭФУ на данном уроке предполагает использование интерактивного объекта – аудиозаписи. Мы прослушаем текст упражнения, одновременно будем следить за читающим (упражнение 573, с. 235-236) Доктор филологических наук, профессор Григорий Осипович Виноку́р (1896—1947) уже в школьные годы решил посвятить себя изучению языков. Ещё гимназистом он выучил латинский, греческий, французский, немецкий и английский языки. Позднее, в Московском университете, он изучил литовский и санскри́т — древнеиндийский язык. Кроме того, Григорий Осипович владел почти всеми славянскими языками. Талантливый учёный увлекался не только лингвистикой, но и литературоведением — он был филологом в самом широком смысле этого слова. Большой ценитель и знаток русской литературы, Г. О. Винокур блестяще владел приёмами анализа художественного текста, остро чувствовал русское слово. Особенно любил он А. С. Пушкина, много лет посвятил изучению его творчества. Профессор Винокур участвовал в подготовке собрания сочинений поэта, был организатором работы по созданию словаря языка Пушкина. Чем бы ни занимался Г. О. Винокур — вопросами словообразования, орфографии, стилистики, культуры речи, — во всё он вносил свежие, оригинальные мысли, тонкие наблюдения, своё живое слово. Работа по тексту: - Какова тема, основная мысль текста? - Назовите тип речи, стиль. - Перечислите основные микротемы. - Кем был Г. О. Винокур? - На каком факультете он, по вашему мнению, учился в университете? - Какие языки знал учёный? - Почему Г. О. Винокура называют филологом в самом широком смысле слова? - Какие научные вопросы интересовали профессора Винокура? - Как вы думаете, что представляет собой словарь языка Пушкина? Зачем составляются подобные словари? - Какое слово, употреблённое в тексте, является синонимом к слову «языковедение»? | Слушают аудиозапись, запоминают текст, определяют микротемы. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Читают задания упражнения, выполняют их и проверяют себя.
| Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: формулировка ответов на вопрос, обоснование своей точки зрения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, анализ, сравнение, синтез.
|
6. Физкультминутка 2 мин. | Выполнение физкультминутки для глаз: несколько раз крепко зажмуриться, открыть глаза, моргать быстро в течение 1 мин, посидеть с закрытыми глазами | Выполняют упражнения для глаз | Личностные: сохранение здоровья. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 11 мин. | Выполнение языковых разборов Задание: - Каждый работает самостоятельно, один человек у доски, затем он объясняет, как выполнил разбор, остальные проверяют свою работу по эталону, дополняют и корректируют отвечающего (при необходимости). - Фонетический разбор слова «языков». - Словарная работа. Объясните орфограммы: Увл..кался, б..льшой, ц..нитель, профе(с,сс)ор, зн..ток, ж..вое. - Морфемный разбор слов: Посвятить, выучил, талантливый, древнеиндийский. - Определите способ образования последнего слова. - Морфологический разбор слова «остро». - Синтаксический разбор предложения: Ещё гимназистом он выучил латинский, греческий, французский, немецкий и английский языки. - Выпишите из этого предложения словосочетание со связью «согласование» и разберите его. | Самостоятельно выполняют языковые разборы, проверяют себя и друг друга. Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям, уточняют нужное у учителя. | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль). Познавательные: умение строить логическую цепь рассуждения, умение работать по плану. Коммуникативные: умение задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
8. Рефлексия учебной деятельности 5 мин. | - Для чего нужно выполнять комплексный анализ текста? - С какими другими предметами есть связь? - Смогли ли мы достичь поставленной цели? - В чем вы видите преимущества ЭФУ над ПФУ на данном уроке? - Как вы оценили свою работу на каждом этапе урока? Карты самооценки сдать учителю. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: упражнение 577 выполнить по заданию | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.
Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценка своей работы, коррекция и объяснение ошибок. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Карта самооценки обучающегося на уроке:
ФИ: | |
Этап урока: | Достижения +/- |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |