Урок русского языка в 8 классе «Дополнение. Способы выражения дополнения»
Дополнение. Способы выражения дополнения.
Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.
Задачи:
- научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;
- распознавать трудные случаи выражения дополнения.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
- На какие 2 группы делятся все члены предложения?
- Назовите главные члены предложения?
- В чем особенность главных членов предложения? Может ли существовать предложение без главных членов?
- Какие члены предложения входят в группу второстепенных?
- Какую роль в предложении играют второстепенные члены?
Актуализация незнания
Тополь перерос клен.
Облако закрыло солнце.
Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.
Вопросы:
- Возникли какие-нибудь трудности, при определении главных членов и второстепенных?
- Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?
- Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?
- На что должны обращать внимание?
Для сравнения:
- Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу)
Книга переросла книгу.
Книга закрыла книгу.
- Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь?
3. Основной этап
- Дайте определение дополнению как члену предложения.
- Чем может быть выражено дополнение?
- Откроем учебник с. 59, прочитаем, проверим себя.
- При чтении параграфа обратить внимание на способы выражения дополнения.
- Заполним таблицу на доске и в тетрадях.
А) сначала - левую часть таблицы
Примеры | |
1. Имя существительное | Пишу письмо Надежда на счастье |
2.Местоимение | Знал что – то Звоню ему |
3.Числительное | Добавить десять |
4.Инфинитив | Приказал уйти Дал подумать |
5. Цельное словосочетание и фразеологизм | Выпил стакан сока Думал о каждом из нас Искал ахиллесову пяту |
Б) затем - правую часть таблицы примерами.
Обратимся к теории.
-Какие виды дополнений можно выделить?
Устный опрос (я читаю примеры, ученики говорят вид дополнения):
Прямые: Пишу (что?) письмо; стираю (что?) бельё; слушаю (что?) музыку.
Косвенные: Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.
- Устно выполняем упр.94.
Читаем «Возьмите на заметку»
- Выполняем упр.95 самостоятельно.
- Проверяем.
4. Домашнее задание
- Составьте предложения с данными словами, чтобы они в одном случае выступали в роли главного члена предложения, в другом – в роли дополнения.
Рассказ
Она
Отдыхающие
Вернуться
Три яблока
Например:
Рассказ мне понравился. – Я прочитал рассказ Бунина.
5. Рефлексия
Тестирование (на экране)
Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какие?
в) косвенных падежей
г) где? куда? откуда?
Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию врача.
б) Он выбрал профессию врача.
в) Он выбрал профессию врача.
г) Он выбрал профессию врача.
Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе.
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог.
Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а) Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть.
Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка взяла свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я рисую картины.
г) С горы хорошо видно дом и школу.
Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.
г) Художник нарисовал автопортрет.