Урок русского языка в 8 классе «Дополнение. Способы выражения дополнения»

1
0
Материал опубликован 8 June 2020

Дополнение. Способы выражения дополнения.


Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.

Задачи:

- научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;

- распознавать трудные случаи выражения дополнения.


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.


Фронтальный опрос:

 - На какие 2 группы делятся все члены предложения?  

-  Назовите главные члены предложения?

-  В чем особенность главных членов предложения? Может ли существовать предложение без главных членов?

- Какие члены предложения входят в группу второстепенных?

- Какую роль в предложении играют второстепенные члены?


Актуализация незнания

Тополь перерос клен.

Облако закрыло солнце.

Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.

Вопросы:

 - Возникли какие-нибудь трудности, при определении главных членов и второстепенных?

- Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?

- Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?

- На что должны обращать внимание?

Для сравнения:

- Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу)

Книга переросла книгу.

Книга закрыла книгу.

- Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь?


3. Основной этап

- Дайте определение дополнению как члену предложения.

- Чем может быть выражено дополнение?

- Откроем учебник с. 59, прочитаем, проверим себя.

- При чтении параграфа обратить внимание на способы выражения дополнения.

- Заполним таблицу на доске и в тетрадях.

А) сначала - левую часть таблицы


Формы

Примеры

1. Имя существительное

Пишу письмо

Надежда на счастье

2.Местоимение

Знал что – то

Звоню ему

3.Числительное

Добавить десять

Выписать двадцать чисел

4.Инфинитив

Приказал уйти

Дал подумать

5. Цельное словосочетание и фразеологизм

Выпил стакан сока

Думал о каждом из нас

Искал ахиллесову пяту


Б) затем - правую часть таблицы примерами.

Обратимся к теории.

-Какие виды дополнений можно выделить?


Устный опрос (я читаю примеры, ученики говорят вид дополнения):

Прямые: Пишу (что?) письмостираю (что?) бельёслушаю (что?) музыку.

Косвенные: Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.

- Устно выполняем упр.94.

Читаем «Возьмите на заметку»

- Выполняем упр.95 самостоятельно.

- Проверяем.


4. Домашнее задание

- Составьте предложения с данными словами, чтобы они в одном случае выступали в роли главного члена предложения, в другом – в роли дополнения.

Рассказ

Она

Отдыхающие

Вернуться

Три яблока

Например:

 Рассказ мне понравился. – Я прочитал рассказ Бунина.


5. Рефлексия

Тестирование (на экране)

Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какие?
в) косвенных падежей
г) где? куда? откуда?

Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию
 врача
б) Он выбрал 
профессию врача.
в) Он 
выбрал профессию врача.
г) 
Он выбрал профессию врача.

Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе. 
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог.

Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а) Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть.

Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка взяла свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я рисую картины.
г) С горы хорошо видно дом и школу.

Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили 
этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический
 музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал 
письмо.
г) Художник нарисовал 
автопортрет.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации