12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пасевич Антонина Васильевна21

Технологическая карта урока

 

Класс: открытый урок , 5а класс, 25.10.2017

УМК под редакцией В.В.Бабайцевой: Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Углубленное изучение. – М.: Дрофа, 2014, Русский язык. Практика. 5 класс / Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др. – М.: Дрофа, 2014;

Урок систематизации и обобщения знаний.

Технология системно-деятельностного похода

Цели:

образовательная: обобщение и углубление знаний учащихся о дополнении;

развивающая: формирование навыков связной речи, развитие речевого слуха, обогащение коммуникативного опыта; выработка умения определять дополнение в предложении; составлять текст по заданному условию;

воспитательная: воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, умения слушать и вести диалог с одноклассниками и учителем;

деятельностнаяформирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Планируемые результаты:

предметные УУД : закрепить умение определять дополнение в тексте предложения определять композиционные и языковые особенности текстов разных типов речи;

метапредметные УУД :

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения;

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать ответы других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать выводы и мотивированно опровергать;

регулятивные: уметь формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия;  вносить необходимые коррективы в деятельность после его оценки и учёта сделанных ошибок; высказывать своё предположение; составлять алгоритм ответа и по нему работать;

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Оборудование: меловая доска, мультимедийный проектор, компьютер,

Характеристика этапов урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1. Этап мотивации

Цель: создание эмоционального настроя на урок, самоопределение к учебной деятельности

- Ребята, наша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Мы с вами должны показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку.

Мы сегодня с вами продолжаем работать по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные (Л): формирование положительного настроя

Коммуникативные (К): умение работать в классном коллективе

Регулятивные (Р): самостоятельная организация своего рабочего места

2.Актуализация знаний:

Цель:- актуализация опорных знаний по разделу «Синтаксис» в системе уроков повторения за курс начальной школы;

- актуализация мыслительных операций

 

 
Выполняем цифровой диктант

 

1. Цифровой диктант

1. Синтаксис изучает словосочетание и предложение

2. Дополнение и подлежащее – главные члены предложения

3. Есть только два второстепенных члена предложения.

4. Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

5. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

6. По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

7. Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные

3. Слайд №2 Схема «Петушок»

4.Слайд №3 Запись предложения и разбор по ЧП:

Зубастый зверёк с визгом грызёт дубок.

Предлагаю фронтальную работу.

Чтение утверждений:

1.Цифровой диктант

(Да 1, нет 0)

2.Вопрос после диктанта:

Из какого раздела о языке были использованы термины в этих утверждениях?

(Синтаксис)

Что изучает синтаксис?

3.Работа по схеме «Петушок» (Слайд №2)

Что знаем о членах предложения?

4.Запись первого предложения (Слайд №3)

1.Ответ дают в виде набора цифр

1001101

2.Ответы учащихся

3-4.Записывают предложение, разбирают по членам предложения

Фронт.

Индивид

(Р):самоконтроль: учатся находить верный ответна поставленную задачу;

(К):Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Познавательные (П): поиск необходимой информации

3. Постановка учебной задачи

Исследование учебной ситуации в форме эвристической беседы

(выход на формулировку темы самими учащимися)

Тема: Дополнение

Запись предложения:

Мальчик пишет брату письмо карандашом. (Подчеркнуть ВЧП)

Что сегодня будем изучать на уроке?

Что для этого надо сделать?

И как это нужно сделать?

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Формулируем тему урока.

Запись второго предложения, подчёркивание ВЧП

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой; умение понимать и слушать речь других;

(Р): определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Определять последовательность действий

4. Открытие учащимися нового «расширенного» знания

Работа по теме урока;

выбор учащимися пути освоения материала (практика, чтение учебного материала, вывод к прочитанному)

Ответы на вопросы учителя, работа с учебником (чтение учебного материала о дополнении)

На какие вопросы отвечает дополнение?

Какие падежи называем косвенными?

Сверим ваши формулировки с учебным материалом (Учебник, стр. 59)

Какая информация была в ответах наших не указана, но вы её нашли в учебнике?

Ответы уч-ся на вопросы.

Чтение материала в учебнике.

Фронт,

+

Индиви-

дуальная работа

(Л): умение следовать в поведении моральным и этическим нормам.

(К): инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

(Р): оценивание полученного результата и адекватного* формулирования их в устной речи

5. Первичное закрепление

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Динамическая пауза

1.Работа по составлению алгоритма

«Как найти в предложении дополнение» Слайды № 4-5

Составляем алгоритм из предложенного набора действий.

Найди грамматическую основу.

Найди слово, от которого зависит ВЧП

Выясни, что оно обозначает?

Поставь вопрос к дополнению.

Какой частью речи дополнение выражено?

1.Что может помочь сформировать умение находить алгоритм?

2. Составляем алгоритм из предложенного набора действий.

1.Памятка, алгоритм.

2.Составляем алгоритм.

Ответ

4,5,1,2 ,3

Фронт,

+

Индиви-

дуальная работа

(Р): сравнение своего ответа с правильным; проговаривание вслух последовательности действий; формирование познавательной инициативы.

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой; умение понимать и слушать речь других;

(П): построение логической цепи рассуждений.

6. Применение полученного знания

1.Запись четырёх предложений со слайда № 6

2. Разобрать предложения по ЧП, применяя алгоритм. (Слайд №6)

1-2. Записать 4 предложения, разобрать их по ЧП.

3. Где было легко, а где трудно определить дополнение?

4. Выполнение дополнительного задания (*)

1.Запись предложений (слайд №6)

2.Ответы уч-ся на вопросы №№3-4

индивидработа

(Р):самостоятельное определение и применение нового способа действия; эмоциональная направленность действия;

( П): умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(К): управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7.Закрепление изученного материала

(самостоятельная работа, проверка по образцу)

1.Найди дополнение, не ошибись!

(Слайды № 7-8).Запишите предложения. Найдите дополнение.

Расскажите, как работали.

Солнце заслоняет облако.

Умение рождает хотение.

2. Работа в карточке №1. (Слайды №9-10)

3. Оцени своего соседа: поставь + за каждое правильное найденное дополнение)

1. Найди дополнение, не ошибись!

(Слайды № 7-8).Запишите предложения. Найдите дополнение.

Расскажите, как работали.

2. Работа в карточке №1. (Слайд №9).

3. Проверь себя и оцени своего соседа. (Слайд №10)

1.Запись 2-х предложений. Определение дополнений. Пояснение к своей работе.

2. Работа в карточке №1.

3. Взаимопроверка

(Слайд №10)

Индивид

+

Работа в паре (проверь/объясни соседу)

(Р): контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

(Л):самоопределение

(К): взаимодействие в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи

8. Рефлексия деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание изученного на уроке.

Организовать рефлексию и самооценку ученика собственной учебной деятельности.

1.Заканчиваем наш урок. Выполни тест. (Карточка № 2)

2. Д/З творческая работа. Карточка №2. Продолжи предложение так, чтобы получился текст. (3-4 предл.)

Осень поручила ветру принести с собой погожие дни.

Помни, что в твоём тексте д.б. дополнение. (Слайд №12, карточка №3)

3. Оцени себя, свои действия на уроке (Слайд №11)

Сегодня я узнал… Теперь я могу… .

Я научился….

Я выполнял все задания (как?).....

1.Выполни работу по карточке №2

(проверка правильности суждений учителем и классом).

2. Объяснение домашнего задания (творческая работа)

3. Рефлексия. Оцени себя, свои действия на уроке

1.Ответ одного ученика (Карточка №2)

Слайд №11

2. Слушают объяснение учителя, как надо выполнять д/з

3.Оценка своих действий на уроке

Индивид+ фронт

(К): умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

(Л): допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Ход урока

І. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все проверили свои рабочие места. Сегодня наша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Мы с вами должны показывать, что мы знаем и как умеем работать. Мы продолжаем работать по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

ІІ. Актуализация знаний. Нашу работу мы начнём с выполнения цифрового диктанта. Я читаю вам утверждения, у меня их 7. Если вы со мной согласны, то ставите 1, если нет, то ставите 0.

1. Итак, цифровой диктант (Да 1, 1нет 0)

1. Синтаксис изучает словосочетание и предложение

2. Дополнение и подлежащее – главные члены предложения

3. Есть только два второстепенных члена предложения.

4. Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

5. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

6. По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

7. Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные

Какой у вас получился ответ?

Ответы учащихся 1001101

2.Из какого раздела о языке были использованы термины в этих утверждениях?

Ответы учащихся: Синтаксис

Что изучает синтаксис?

Ответ уч-ся: Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. А ещё мы учимся находить главные и второстепенные члены предложения.

Поработаем с нашей схемой «Петушок». Прочитайте схему.(Слайд №2)

Ответ уч-ся: Здесь показаны главные члены предложения подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение (вопрос к нему ставим чаще всего от подлежащего), дополнение и обстоятельство (вопросы к ним ставим от сказуемого).

Запишем предложение и подчеркнём ЧП(члены предложения): (работаем у доски) Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Слайд №3)

ІІІ. Постановка учебной задачи.

Дубок – это какой член предложения?

Ответ уч-ся: Дополнение.

Сегодня какой второстепенный член предложения будем изучать?

Ответ уч-ся: Дополнение.

Да, тема нашего урока Дополнение. Запишите в тетрадях тему. (Запись делается на доске)

Исходя из темы урока, давайте определим цели нашего урока.

Ответ уч-ся: 1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Научиться различать дополнение и подлежащее.

А теперь запишите второе предложение со слайда №3 (Мальчик пишет брату письмо карандашом.) и подчеркните все ЧП. Что у вас получилось?

Ответ уч-ся: Три дополнения.

ІV. Открытие учащимися нового «расширенного» знания.

С дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем?

Ответ уч-ся: Дополнение обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным.

Давайте сверим наши формулировки с материалом из учебника. Работаем на стр. 59. Что вы узнали о дополнении? Была ли в тексте новая для вас информация?

Ответ уч-ся: Новая информация: кроме существительного, дополнение может выражаться местоимением. Так дополнение тносится к сказуемому, то оно управляется им.

V. Первичное закрепление.

Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении. Что может помочь это умение сформировать?

Ответ уч-ся: Памятка, алгоритм.

Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении. Работаем в парах. Пользуясь записью со слайда №4, составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи.  Расположите в нужном порядке номера утверждений, и у вас получится алгоритм, которым вы будете пользоваться при определении дополнения в предложении

(запись на слайде)

Найди грамматическую основу.

Найди слово, от которого зависит ВЧП

Выясни, что оно обозначает?

Поставь вопрос к дополнению.

Какой частью речи дополнение выражено?

Ваш ответ?

Ответ уч-ся: 4,5,1,2 ,3

Сверьте свой ответ с записью на слайде № 5.

VІ. Применение полученного знания.

Запишите 4 предложения со слайда №6. Найдите дополнение, применяя составленный вами алгоритм. Где было легко, а где трудно определить дополнение?

1. Яркий огонь к...стра осветил п...ляну.

2. От цветка исходил нежный ар...мат.

3. Ветер по морю гуляет и к...раблик подгоняет.

2. Дни поздней осени бр...нят обыкновенно...

Выполните задание. *Какая(ие) орфограмма(ы) пропущена(ы) в предложениях?

Ответ уч-ся: в 3 предложении дополнение найти можно не сразу (кораблик). * В предложениях пропущено два вида орфограмм: непроверяемые гласные

(костра, кораблик, аромат) и проверяемые гласные (поляну, бранят) в корне слова.

VІІ. Закрепление изученного материала. Работа на доске

1. Запишите два предложения в тетради, найдите дополнение (запись под диктовку).Объясните, как вы рассуждали, когда искали дополнение. Сверьте свой ответ со слайдом №8.

Солнце заслоняет облако.

Умение рождает хотение.

Ответ уч-ся: Солнце заслоняет облако. Умение рождает хотение. Названные (выделенные)слова – дополнения, т.к подлежащее согласуется со сказуемым и обозначает лицо или предмет, который сам действует, а дополнение управляется сказуемым, значит, заслонило (кого? что?) солнце; рождает (кого? что?) умение. Надо ещё смотреть на смысл предложения: может ли солнце заслонить облако? (Нет)

2. Работа по карточке №1(работаем в карточке). Подчеркни дополнения, обменяйся карточкой с соседом по парте. Оцени его работу: поставь + за каждое правильное найденное дополнение).

1.Приметы осени во всём ищет взор.

2.Кудри берёз расчёсывает ветер.

3. Село украшает сад.

4. Кирпичи носили каменщики.

VІІІ. Рефлексия

1.Заканчиваем наш урок. Выполни тест (Карточка №2). Посмотри (слайд № 11) сколько ты заработал(а) баллов? Это твоя оценка за урок.

2. Домашняя работа. Творческая работа

Продолжи предложение так, чтобы получился текст. Помни, что в твоём тексте д.б. дополнения (см.слайд №12. Карточка №3)

Осень поручила ветру принести с собой погожие дни.

Твоя работа может выглядеть вот так ... (Слайд № 13)

Осень поручила ветру принести с собой погожие дни. Осень долго искала их, но все-таки нашла. Прилетели тёплые деньки к нам. И вот теперь мы наслаждаемся ими, говорим осени спасибо.

3.Оцени себя, свои действия на уроке.

Сегодня я узнал…

Я научился….

Я выполнял все задания (как?)....

Теперь я могу… .

Карточка№1.

1.Приметы осени во всём ищет взор.

2.Кудри берёз расчёсывает ветер.

3. Село украшает сад.

4. Кирпичи носили каменщики.

Карточка №2

 

Тогда, чтобы проверить себя, каждый из вас выполнит небольшой тест. Самопроверка.

А

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

2. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы всех падежей и обозначает предмет.

3. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает признак предмета.

Б

1. Дополнение может быть выражено только именем существительным.

2. Дополнение обычно может быть выражено именем существительным и местоимением.

3. Дополнение может быть выражено только местоимением.

В

1. В предложении дополнение не выполняет особенной роли.

2. В предложении дополнение поясняет, дополняет, распространяет мысль.

3. В предложении дополнение служит для связи слов.

Г

Прочитайте предложение: Фильм увидел сын.

1. В этом предложении нет дополнения.

2. В этом предложении дополнение – сын.

3. В этом предложении дополнение – фильм.

Д

Чем является слово сильного в предложении: У сильного всегда бессильный виноват.

1. Подлежащим.

2. Определением.

3. Дополнением

оценка

Сколько ты заработал(а) баллов? Это твоя оценка за урок.

 

А- 1, Б – 2, В – 2, Г – 3, Д – 3

Карточка № 3. Домашняя работа. Продолжи предложение так, чтобы получился текст. Помни, что в твоём тексте д.б. дополнения

Осень поручила ветру принести с собой погожие дни. (+ предложений 4-5)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.