Урок русского языка в 9 классе на тему «Виды сложных предложений»
Технологическая карта урока
Описание урока/занятия | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 9 |
Тема | Виды сложных предложений |
Автор урока | Тимошкина Тамара Батыровна, учитель русского языка и литературы |
Образовательная организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1 |
Район | - |
Город/поселение | Искитим |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Время реализации урока | 45 минут |
Цели урока | Образовательные: формирование а)понятия о сложном предложении; б)знаний о структуре СП; Развивающие: развитие а)орфографической и пунктуационной грамотности; б)мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения. Воспитательные: воспитание а)интереса к творчеству Н.В.Гоголя; б)любви к художественному слову. |
Планируемые результаты: | Предметные: а)освоение базовых понятий синтаксиса; б)проведение синтаксического анализа предложения; в) применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Личностные: а)обогащение словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем); • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
|
Дидактическая структура урока | Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; л ичностно формирующая направленность урока. Подготовка к активной учебной деятельности: постановка учебной задачи, актуализация знаний. Освоение учащимися нового материала. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний. Закрепление изученного материала. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Обобщение и систематизация знаний. Подведение результатов урока, рефлексия достижения цели. |
Дополнительная информация | |
Вид мультимедиа компонента | Презентация |
Ресурсы, оборудование и материалы | учебник, проектор, экран |
Список учебной и дополнительной литературы | Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 9класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой.—М.: «Просвещение»,2017 |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://yandex.ru/clck
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технологии: информационные; проблемно-деятельностные; рефлексивные. Методы обучения: информационные; репродуктивные; проблемно-поисковые; слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, наглядные пособия, упражнения Приемы: сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, выделение, алгоритмизация, анализ и синтез.
|
Конспект урока русского языка в 9 классе
Учитель: Тимошкина Т.Б.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация. | Приветствует учащихся. Задает вопросы: 1.Чей это портрет? Чьи эти слова? 2.Что это за город? 3.Как писатель и город связаны друг с другом?
| Приветствуют учителя. Отвечают на заданные вопросы: Н.В.Гоголя Петербург Н.В.Гоголь долгое время жил в этом городе, во многих его произведениях появляется образ этого города. | Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р) |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | Дает задания: 1.А теперь прочитайте текст. 2.Какие из этих предложений вы отнесете к простым, какие к сложным? 3.Как вы определили, простое предложение это или сложное? 4.Как вы думаете, все ли сложные предложения одинаковы по построению и связи между частями? 5. Как же различать данные сложные предложения? В чем их основные отличия? 6.Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? | Читают текст. Определяют простые и сложные предложения. Отвечают на вопросы. | адекватное восприятие устной и письменной речи (К), сравнение, классификация (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К), выдвигать аргументы |
3.Выявление места и причины затруднения. Целеполагание. | Обратите внимание на сложные предложения. Как вы думаете, что мы сегодня должны усвоить? А какие цели поставим перед собой?
| Работают со сложными предложениями, отвечают на вопросы. Цели: -дать понятие СП. -узнать о видах СП.
| сравнение, сопоставление (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К), планирование последовательности действий (Р), формулирование цели деятельности (Р) |
4.Работа с таблицей. | -Прочитайте статью учебника о видах сложных предложений, рассмотрите таблицу. -Что еще можно добавить в таблицу? | На основе теоретических сведений о видах сложных предложений и таблицы, приведенной в учебнике, рассказывают о классификации сложных предложений. Сравнивают таблицу, приведенную в учебнике, и таблицу в презентации. | поиск информации (П), обобщение, классификация (П). |
Первичное закрепление нового знания | Предлагает поработать с предложениями.( На столах у обучающихся лежат карточки с предложениями- строчками из произведений Гоголя, которые пронумерованы. Эти же предложения они видят на слайде). -Определите вид сложных предложений, выпишите 1 ССП, 1 СПП, 1 БСП. -Составьте схемы этих предложений. Объясните знаки препинания. В каком предложении вы затрудняетесь объяснить постановку знака препинания?
| Определяют вид сложных предложений, выписывают 1 ССП, 1 СПП, 1 БСП .Составляют схемы. 5 предложение – БСП (еще не изученная тема) | извлечение необходимой информации (П), владение письменной речью (К), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), |
Включение в систему знаний и повторение. Подготовка к ОГЭ. | -В 1, 4 предложениях выделите грамматическую основу; укажите вид сказуемых и вид простых предложений в составе сложного
| Анализируют предложения по составу, выделяют грамматическую основу, указывают вид сказуемого | анализ, сравнение, выполнение упражнения (П) |
Закрепление нового материала | Упражнение 32, стр.25 Предлагает работу по группам, разделив предложения.
| Работают в группах, анализируют предложения, обсуждают, определяют вид. | умение участвовать в коллективном обсуждении (К), анализ, сравнение, выполнение упражнения (П) |
Домашнее задание | Задает ДЗ, комментирует. | Записывают ДЗ | |
Рефлексия учебной деятельности
| Задает вопросы: -Итак ,ребята, чему был посвящен наш урок? -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности вы испытывали в течение урока?
| Отвечают на вопросы | осуществление самооценки (Р) |
PPTX / 869.33 Кб