12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тотрова Зоя Ильинична85

Виды придаточных предложений ( на материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 9-й класс

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

1. Обучающие:

закрепить полученные знания о СПП;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СПП;

обучать школьников лингвистическому анализу текста;

2. Развивающие:

развивать умение отличать СПП

развивать умение использовать СПП в речи

развивать синтаксическую и пунктуационную зоркость;

развивать интерес к русскому языку и литературе.

развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.

3. Воспитательные:

способствовать формированию высоконравственной личности.

воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, творческое применение знаний, контроль знаний).

Планируемые результаты:

Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформировать мотивации к обучению и познанию.

уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

Метапредметные:

уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;

работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;

аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;

самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Предметные: практические действия.

Методы обучения: теоретический опрос, работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Форма проведения урока: урок-практикум.

Оборудование урока:

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа. Учащиеся делятся на разноуровневые группы. При работе в группах обучающиеся по очереди комментируют предложение, находят главные и придаточные предложения, определяют виды придаточных, вид подчинительной связи, расставляют знаки препинания. Каждый ученик должен принять участие в разборе предложений.

На уроке реализуются принципы доступности, наглядности, научности.

Межпредметные связи: литература.

 УМК Русский язык: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.

Авторы:М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

Ход урока

Этап мотивации.













Деятельность учителя



Здравствуйте, ребята. Рада снова видеть вас. Проверка готовности учащихся к уроку.

Вы учились узнавать виды придаточных предложений, распознавать границы главного и придаточного предложения, расставлять знаки препинания, составлять грамматические схемы к ним.

Каковы же тема и цели нашего урока?

Правильно,егодня на уроке мы будем закреплять тему «Сложноподчиненное предложение».




Деятельность учащихся


Приветствуют учителя

Оформляют тетрадь, определяют тему урока. 



Повторить, обобщить и закрепить знания по теме

Формирование УУД


Личностные УУД:Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания

Познавательные: самостоятельное формулирование целей и задач.


Этап актуализации


































Обобщение и систематизация знаний















Практическая работа






































Групповая работа
































Самостоятельная работа.
















Применение знаний и умений 
















Рефлексия



Дом.задание















Заключительное слово учителя

Но мы также не забываем о предстоящем экзамене. Поэтому урок начнем с проверки ваших знаний тестовых заданий.

1.Верно ли утверждение, что....

1.Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению.(да)

2.Двусоставные предложения могут быть неопределенно-личными.(нет)

3.Однажды решил – словосочетание со связью примыкание.(да)

4.Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.(да)

5.Слово “пунктуация” произошло от слова “пунктуальный”.(нет)

6.Независимое предложение в составе СПП называется главным.(да)

7.Кожаная сумка – словосочетание со связью согласование.(да)

8.НИКТО-в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И (нет)

9.НЕ с деепричастиями пишется раздельно (да)

10.КОЛЮЩИЙ (дрова) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется спряжением глагола. (да)

Молодцы. Все активно поработали.

2.Фронтальный опрос.

На какие группы делятся союзные предложения?

Какие предложения называются СП?



На какие 3 группы делятся СПП по значению придаточных?

На какие вопросы они отвечают?

Какие придаточные обстоятельственные вы знаете?


Как их отличить друг от друга?


--Молодцы! Переходим к практической части нашего урока.



t1642436425aa.jpg


Во время ссылки в действующую армию на Кавказ М. Ю. Лермонтов выполняет художественные работы: путевые наброски, виды Кавказа, портретные миниатюры, сцены боевых действий. Перед нами одна из его картин - «Койшаурская Долина».

Вот как описал это место Михаил Юрьевич в своём романе «Герой нашего времени»:

1.Уж солнце начало прятаться за снеговой хребет , когда я въехал в Койшаурскую долину. 2.Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей , чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору , и во все горло распевал песни . 3.Славное место эта долина! 4. Со всех сторон горы непреступные , красноватые скалы , обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар , желтые обрывы , исчерченные промоинами , а там высоко-высоко золотая бахрома снегов , а внизу Арагва , обнявшись с другой безымянной речкой , шумно вырывающейся из черного , полного мглою ущелья , тянется серебряной нитью и сверкает , как змея своею чешуёю.


1 группа проводит лингвистический анализ текста (Текст на карточках перед ними).

1. Определите стиль и тип речи.

2.Найдите СПП , определите их вид.

3.Найдите средства выразительности.

4.Выпишите грамматические основы предложения 1.

5.Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

6.Выпишите словосочетания ( по одному) со связью управление , согласование и примыкание.

7.Укажите обособленные определения.

8.Укажите обособленное обстоятельство.

2 группа составляет сложноподчиненные предложения по картине «Койшаурская долина». 

Задание: подчеркнуть главные члены предложения, расставить запятые, определить вид придаточного предложения, составить схему.

На картине М.Ю. Лермонтова мы видим Койшаурскую долину, которую со всех сторон окружают высокие

горы.

Расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения, составить схемы (карточки на столах.)

1. Если я выстрелю из пистолета то беги на берег.

2. Когда раздались выстрелы все вскочили и бросились к оружию.

3. Часто на лице человека который должен умереть через несколько часов есть какой(то) странный отпечаток неизбежной судьбы.

4. Кабы он получше платил за труды так и Янко бы его не покинул.

5. А мне везде дорога где только ветер дует.

6.Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников.

7.Разговор их продолжался так тихо, что я ничего не расслышал.


Задание: “Найди пару”. Задание для всего класса. (Работа на интерактивной доске).

Николай и не заметил, надо прилежно учиться.

Скучен день до вечера, установилась теплая, солнечная погода.

Чтобы получить хорошую профессию, коли делать нечего.

Которая бывает в начале сентября, что стало светать.

Что нового я узнал на уроке?

Каковы результаты моей деятельности на уроке?

Что у меня получилось лучше всего?

Как я оцениваю свою работу?

Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Оценки за урок озвучу после проверки ваших работ.

Запишите домашнее задание. Из романа «Герой нашего времени» выпишите 10 СПП с разными видами придаточных.

t1642436425ab.jpg

Ребята, обратимся к картине Лермонтова «Крестовый перевал». На ней изображена и дорога. Это дорога жизни самого поэта: узкая, извилистая, опасная. Я желаю вам, чтобы дорога каждого из вас была широкая, прямая, безопасная, чтобы вы по ней шли к своей цели вперед с уверенностью.

Спасибо всем за урок!






























Отвечают на вопрсы учителя

























Сложносочиненные и сложноподчиненные.

Части которых находятся в отношениях зависимости друг от другого

Определительные , изъяснительные, обстоятельственные

Учащиеся называют их.

Образа действия, меры и степени, времени, причины, цели, места и др.

По вопросам, на которые они отвечают






























Учащийся читает текст с карточки











Ученики 1-ой группы работают с текстом в тетрадях


















Ученики 2-ой группы выполняют задание по картине







Ученик на доске делает полный синтаксич. разбор предложения


Учащиеся пишут в тетрадях предложения, выполняют задания к ним и сдают тетради на проверку учителю




















Учащиеся на интерактивой доске и соединяют части сложных предложений






Отвечают на вопрос












Записывают домашнее задание

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Регулятивные: осмысление; развитие познавательных интересов, учебных мотивов








Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:логические действия



































Личностные УУД:

Чувствовать красоту и выразительность русского слова,, его богатые возможности.


Коммуникативные УУД:

работа в группах,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.







Метапредметные результаты:

Формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию










Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы































Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 24.11.23 в 20:29 0Ответить Пожаловаться
спасибо,Зоя Ильинична! пригодится материал этого урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.