Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с обращением»
Тема урока: «Предложения с обращением».
Цель: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Предложения с обращением»
Задачи:
Образовательные: продолжить формировать знания обучающихся об обращении, о способах выражения обращения, о правилах выделения обращения в устной речи (звательная интонация), с правилами выделения обращений на письме.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, языковой культуры, любви к родному языку, умения работать в группе, в паре, умения вежливо обращаться друг другу.
Коррекционные: коррекция устной и письменной речи, активизация и расширение словарного запаса, памяти, мышления, развитие слухового восприятия.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах и малых группах в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.
Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
ПредметныеУУД: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Основные понятия: обращение, звательная интонация, знаки препинания, член предложения, способ выражения, части речи.
Ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова и др., раздаточный материал, презентация к уроку.
Применяемые технологии:
Здоровьесбережения, исследовательской деятельности, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, развивающего обучения.
Межпредметные связи: литература, развитие речи.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||
1. Организационный этап Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке. |
- Доброе утро, ребята! - Как вы меня слышите? - Сегодня у нас с вами необычный урок: к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. - Спасибо. Садитесь, пожалуйста. - Как ваше настроение? (Дети показывают смайлики и говорят) Замечательно. Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю всем успеха на уроке. Надеюсь, что урок пройдёт плодотворно и интересно. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. |
- Доброе утро. - Я слышу хорошо. - У меня хорошее настроение (варианты) |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); Действие смыслообразования (Л). |
||||
2. Определение темы урока. Цель: включение обучающихся в деятельность; постановка целей учебной деятельности |
- Прочитаем вместе стихотворение и подумаем, о чем пойдет речь на уроке. (слайд№1) Если надо обратиться, Я могу вам пригодиться, Без сомнения, друзья, Помогу вам только я. Могу быть выражено словом— И не одним – двумя, тремя. И в предложении готово Занять любое место я.
- Какое слово в этом стихотворении главное? -Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе? –Главное слово отгадано (табл.) и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращением» - Ребята, посмотрите на доску - Будем учиться говорить слова правильно Речевая зарядка (на доске) пре____ длаже____ния предложения предложения с обращением -О чем будем говорить?
- Откроем тетради и запишем число и тему урока (слайд 2) - В помощь нашему уроку будет схема на доске. |
Хоровое чтение стихотворения. -Я думаю, что главное слово в этом стихотворении «обратиться». - Обращение. -Предложения с обращением -Будем говорить о предложениях с обращением Записывают тему в тетрадь |
Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р); Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П); Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К). |
||||
3. Актуализация знаний. Цель: активизировать мыслительную деятельность; создать положительную мотивацию к повторению изученного материала. |
Взгляните ещё раз на это стихотворение и подумайте, с какой целью мы используем обращение. -Итак, ребята, вспомним значение слова «обращение» Таблички: значение называет того, к кому обращаются с речью -Какую табличку мы откроем в схеме? - Открой, Артем. -Чтобы открыть следующую табличку выполним упражнение 214 -Откройте учебник на странице 99. -Прочитайте задание к упражнению 214. - Найдите обращения в этих предложениях. - С какой интонацией мы читаем предложения, где есть обращения? - Как называется интонация, с которой вы читаете обращения Таблички: Интонация Произносится с звательной интонацией - Правильно мы ответили? Открой табличку, Сергей. - Ребят, внимательно посмотрим на предложения и вместе подумаем: 1. Какое место занимает обращение в предложении? Таблички: Место в предложении. Может стоять в начале, в середине, в конце предложения. 2.Какими знаками препинания выделяется обращение? Таблички: Знаки препинания. Выделяется запятыми, восклицательным знаком. 3. Когда мы ставим восклицательный знак в предложениях с обращениями? Работа со схемами - Сейчас к каждому предложению подберем схемы (слайд 3 упр.214) Будем по очереди работать у доски. Наблюдение Работа в группах - Ребята, подумайте и скажите: 1 гр. Словами какой части речи выражается обращение? Таблички Часть речи Чаще выражается существительным 2 гр. Каким членом предложения является обращение? Таблички: Член предложения Не является членом предложения - С каким членом предложения можно спутать обращение? – А как их различить? - Давайте вспомним, что такое подлежащее? - Что такое обращение? - Паша, открой, пожалуйста, таблички. -Таблички все открыты, давайте повторим, что мы знаем о обращении. |
- Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. - Я открыл учебник на стр.99 Дети по цепочке читают предложения и находят обращения. - Интонация сначала повышается на обращении, затем понижается. - Звательная интонация. Может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Выделяется запятыми, восклицательным знаком. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Работа с учебником и со схемами у доски - Обращения выражаются именем существительным Обращения можно спутать с подлежащим. Обращение можно отпустить в предложении и смысл не меняется. - Обращение не являются членом предложения. Хоровое чтение по табличкам. |
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К); Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П);Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р); Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение ( П); Моделирование, преобразование объекта (предложение - в схему) (П). |
||||
4. Физминутка Цель: предупреждение переутомления |
- Устали, давайте отдохнем. Раз- поднялись, потянулись. (слайд 4) Два- согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою- три кивка. На четыре -руки шире. Пять- руками помахать. Шесть- за парты тихо сесть. |
Дети повторяют действия учителя. |
Осознают необходимость заботы о здоровье (Л). |
||||
5. Закрепление материала. Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала |
- Далее нам нужно определить, к кому обращаются герои сказки? (слайд5) - Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч… - Здравствуй, зеркальце, скажи Да всю правду доложи… - Что, Соколко, что с тобою? - Из какой сказки взяты предложения с обращениями? - Кто автор сказки? Взаимопроверка -Проверим, как вы усвоили материал по теме. Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, правильные ответы даются на слайде 6)
|
- Обращаются к ветру, к зеркальцу, к собаке. - Сказка называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - Автор сказки А.С.Пушкин Выполняют задание по вариантам Проверка – работа в парах -у Артема ошибка в предложении… - Марат все выполнил правильно |
Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П); Умение оценивать действия одноклас-сников (К); Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля (Р). |
||||
6. Культура речи. Вежливое обращение. Цель: формирование умений использовать вежливые формы обращения в общении. |
- Ребята, прочитайте предложения, написанные на экране: 1. Принеси мяч! 2. Поставьте в дневник оценку. 3. Ты решила этот пример? 4. Дайте мне интересную книгу. - Ребята, мне кажется в этих предложениях чего-то не хватает? Как вы думаете? - Можно обойтись без обращений? Формулируем проблему: «Как надо обращаться?» -Давайте попробуем включить в эти предложения обращения. -Теперь ребята сравните эти предложения. Какое из предложений звучит лучше? -Верно, предложения с обращениями звучат приятнее, благозвучнее. - Нужны ли обращения в предложениях? -Обращение связано с нашей культурой, воспитанием, образованием. Воспитанный человек умеет обращаться. Закрепление знаний. - А вы, ребята, умеете обращаться? Обратитесь друг другу, не забывайте об обращениях. - Я заметила, что одни из вас легко говорят «вежливые» слова, а другие слегка смущаются. Не надо стесняться быть хорошими. -Давайте вместе вспомним вежливые слова-просьбы (слайд7) (пожалуйста, будьте так любезны, будьте добры, не мог бы ты сейчас, вы не могли бы сказать, если вас не затруднит, простите, извините) -Запомните эти слова. -Чтобы вас понимали и принимали, включайте в свою речь вежливые слова. - Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать Составление предложений по карточкам 1. Попросите вежливо товарища дать книгу. 2.Спросите у учителя разрешения выйти. 3.Посоветуйте другу не есть холодное мороженое. 4. Поблагодарите маму за помощь. 5. Спросите у незнакомого человек, который час. |
- В предложениях не хватает обращений. - Можно не включать обращения, итак все ясно. - Обращение необходимо, чтобы было понятно, к кому мы обращаемся. - Предложения с обращениями звучат приятнее. -Да, нужны, неприлично не называть собеседника по имени. -Обращения помогают общению. - Составляют предложения с обращением и с вежливыми словами. |
Понимают, в чем значение знаний для человека (Л); Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (П); Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки (Р); Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения (К). |
||||
7. Итог урока. Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
- О чем мы сегодня говорили? - Нужны ли обращения в речи? Можно ли без них обойтись? - Как нужно обращаться? -Оцените себя (слайд 8) 1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен |
- О обращениях. - Можно обойтись без обращений, но мы можем обидеть собеседника. -Обращения помогают общению. - Обращаться ко всем нужно вежливо, не забывая при этом про вежливые слова. Оценивают себя |
Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П); Умение выражать свои мысли (К); Волевая саморегуляция, оценка выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено (Р). |
||||
8.Выставление оценок Цель: оценивание работы обучающихся |
- Молодцы, ребята, сегодня все старались, хорошо работали. -Какую оценку мы поставим Марату? |
- Марату поставим 5, он хорошо работал на уроке, выполнял задания правильно. - Артему 4, он немного ошибся в заданиях. |
Оценивают свою работу (Р); строят небольшие монологические высказывания (К). |
||||
9. Домашнее задание. Цель: использование полученных знаний и умений в практической деятельности. |
- Запишите домашнее задание в дневниках (слайд 9) - Выпишите по 3 предложения с обращением из сказок А.С.Пушкина. |
Записывают домашнее задание |
Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности (П); Планируют необходимые действия. (Р). |