12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Ольга Михайловна55

Тема урока: «Предложения с обращением».

Цель: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Предложения с обращением»

Задачи:

Образовательные: продолжить формировать знания обучающихся об обращении, о способах выражения обращения, о правилах выделения обращения в устной речи (звательная интонация), с правилами выделения обращений на письме.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, языковой культуры, любви к родному языку, умения работать в группе, в паре, умения вежливо обращаться друг другу.

Коррекционные: коррекция устной и письменной речи, активизация и расширение словарного запаса, памяти, мышления, развитие слухового восприятия.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах и малых группах в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

ПредметныеУУД: знать определение обращения; опознавательный признак выделе­ния обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку на­ходить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обраще­нием; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Основные понятия: обращение, звательная интонация, знаки препинания, член предложения, способ выражения, части речи.

Ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова и др., раздаточный материал, презентация к уроку.

Применяемые технологии:

Здоровьесбережения, исследовательской деятельности, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, развивающего обучения.

Межпредметные связи: литература, развитие речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

- Доброе утро, ребята!

- Как вы меня слышите?

- Сегодня у нас с вами необычный урок: к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

- Как ваше настроение? (Дети показывают смайлики и говорят) Замечательно. Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю всем успеха на уроке. Надеюсь, что урок пройдёт плодотворно и интересно.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

- Доброе утро.

- Я слышу хорошо.

- У меня хорошее настроение

(варианты)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); Действие смыслообразования (Л).

2. Определение темы урока.

Цель:

включение обучающихся в деятельность;

постановка целей учебной деятельности

- Прочитаем вместе стихотворение и подумаем, о чем пойдет речь на уроке. (слайд№1)

Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться,

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом—

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

 

- Какое слово в этом стихотворении главное?

-Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе?

–Главное слово отгадано (табл.) и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращением»

- Ребята, посмотрите на доску

- Будем учиться говорить слова правильно

Речевая зарядка (на доске)

пре____

длаже____ния

предложения

предложения с обращением

-О чем будем говорить?

 

- Откроем тетради и запишем число и тему урока (слайд 2)

- В помощь нашему уроку будет схема на доске.

Хоровое чтение стихотворения.

-Я думаю, что главное слово в этом стихотворении «обратиться».

- Обращение.

-Предложения с обращением

-Будем говорить о предложениях с обращением

Записывают тему в тетрадь

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р); Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П); Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3. Актуализация знаний.

Цель: активизировать мыслительную деятельность;

создать положительную мотивацию к повторению изученного материала.

Взгляните ещё раз на это стихотворение и подумайте, с какой целью мы используем обращение.

-Итак, ребята, вспомним значение слова «обращение»

Таблички:

значение

называет того, к кому обращаются с речью

-Какую табличку мы откроем в схеме?

- Открой, Артем.

-Чтобы открыть следующую табличку выполним упражнение 214

-Откройте учебник на странице 99.

-Прочитайте задание к упражнению 214.

- Найдите обращения в этих предложениях.

- С какой интонацией мы читаем предложения, где есть обращения?

- Как называется интонация, с которой вы читаете обращения

Таблички:

Интонация

Произносится с звательной интонацией

- Правильно мы ответили? Открой табличку, Сергей.

- Ребят, внимательно посмотрим на предложения и вместе подумаем:

1. Какое место занимает обращение в предложении?

Таблички:

Место в предложении.

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

2.Какими знаками препинания выделяется обращение?

Таблички:

Знаки препинания.

Выделяется запятыми, восклицательным знаком.

3. Когда мы ставим восклицательный знак в предложениях с обращениями?

Работа со схемами

- Сейчас к каждому предложению подберем схемы (слайд 3 упр.214)

Будем по очереди работать у доски.

Наблюдение

Работа в группах

- Ребята, подумайте и скажите:

1 гр. Словами какой части речи выражается обращение?

Таблички

Часть речи

Чаще выражается существительным

2 гр. Каким членом предложения является обращение?

Таблички:

Член предложения

Не является членом предложения

- С каким членом предложения можно спутать обращение?

– А как их различить?

- Давайте вспомним, что такое подлежащее?

- Что такое обращение?

- Паша, открой, пожалуйста, таблички.

-Таблички все открыты, давайте повторим, что мы знаем о обращении.

- Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

- Я открыл учебник на стр.99

Дети по цепочке читают предложения и находят обращения.

- Интонация сначала повышается на обращении, затем понижается.

- Звательная интонация.

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Выделяется запятыми, восклицательным знаком.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Работа с учебником и со схемами у доски

- Обращения выражаются именем существительным

Обращения можно спутать с подлежащим.

Обращение можно отпустить в предложении и смысл не меняется.

- Обращение не являются членом предложения.

Хоровое чтение по табличкам.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К); Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П);Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р);

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение ( П);

Моделирование, преобразование объекта (предложение - в схему) (П).

4. Физминутка

Цель: предупреждение переутомления

- Устали, давайте отдохнем.

Раз- поднялись, потянулись. (слайд 4)

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре -руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парты тихо сесть.

Дети повторяют действия учителя.

Осознают необходимость заботы о здоровье (Л).

5. Закрепление материала.

Цель:

обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала

- Далее нам нужно определить, к кому обращаются герои сказки? (слайд5)

- Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

- Здравствуй, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…

- Что, Соколко, что с тобою?

- Из какой сказки взяты предложения с обращениями?

- Кто автор сказки?

Взаимопроверка

-Проверим, как вы усвоили материал по теме.

Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, правильные ответы даются на слайде 6)

Вариант 1.

Обведите кружком номера предложений с обращением

К утру мороз крепчал.

Не трещите морозы в заповедном бору.

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи санитары леса.

Тропинка круто свернула вправо.

Тропинка куда ты бежишь?

Вариант 2.

Обведите кружком номера

предложений с обращением

Князь у синя моря ходит.

Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Чего тебе надобно старче?

Старик ловил неводом рыбу.

Не губи меня девица!

Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.

   

- Обращаются к ветру, к зеркальцу, к собаке.

- Сказка называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

- Автор сказки А.С.Пушкин

Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах

-у Артема ошибка в предложении…

- Марат все выполнил правильно

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П); Умение оценивать действия одноклас-сников (К);

Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществ­ляют функции самоконтро­ля (Р).

6. Культура речи. Вежливое обращение.

Цель:  формирование умений использовать вежливые формы обращения в общении.

- Ребята, прочитайте предложения, написанные на экране:

1. Принеси мяч!

2. Поставьте в дневник оценку.

3. Ты решила этот пример?

4. Дайте мне интересную книгу.

- Ребята, мне кажется в этих предложениях чего-то не хватает? Как вы думаете?

- Можно обойтись без обращений?

Формулируем проблему: «Как надо обращаться?»

-Давайте попробуем включить в эти предложения обращения.

-Теперь ребята сравните эти предложения.

Какое из предложений звучит лучше?

-Верно, предложения с обращениями звучат приятнее, благозвучнее.

- Нужны ли обращения в предложениях?

-Обращение связано с нашей культурой, воспитанием, образованием. Воспитанный человек умеет обращаться.

Закрепление знаний.

- А вы, ребята, умеете обращаться?

Обратитесь друг другу, не забывайте об обращениях.

- Я заметила, что одни из вас легко говорят «вежливые» слова, а другие слегка смущаются. Не надо стесняться быть хорошими.

-Давайте вместе вспомним вежливые слова-просьбы (слайд7)

(пожалуйста, будьте так любезны, будьте добры, не мог бы ты сейчас, вы не могли бы сказать, если вас не затруднит, простите, извините)

-Запомните эти слова.

-Чтобы вас понимали и принимали, включайте в свою речь вежливые слова.

- Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать

Составление предложений по карточкам

1. Попросите вежливо товарища дать книгу.

2.Спросите у учителя разрешения выйти.

3.Посоветуйте другу не есть холодное мороженое.

4. Поблагодарите маму за помощь.

5. Спросите у незнакомого человек, который час.

- В предложениях не хватает обращений.

- Можно не включать обращения, итак все ясно.

- Обращение необходимо, чтобы было понятно, к кому мы обращаемся.

- Предложения с обращениями звучат приятнее.

-Да, нужны, неприлично не называть собеседника по имени.

-Обращения помогают общению.

- Составляют предложения с обращением и с вежливыми словами.

Понимают, в чем значение знаний для человека (Л);

Приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти и повседневной жизни (П);

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки (Р);

Фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

(К).

7. Итог урока. Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- О чем мы сегодня говорили?

- Нужны ли обращения в речи? Можно ли без них обойтись?

- Как нужно обращаться?

-Оцените себя (слайд 8)

1.На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был понятен/ не понятен

- О обращениях.

- Можно обойтись без обращений, но мы можем обидеть собеседника.

-Обращения помогают общению.

- Обращаться ко всем нужно вежливо, не забывая при этом про вежливые слова.

Оценивают себя

Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П); Умение выражать свои мысли (К); Волевая саморегуляция, оценка выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено (Р).

8.Выставление оценок

Цель: оценивание работы обучающихся

- Молодцы, ребята, сегодня все старались, хорошо работали.

-Какую оценку мы поставим Марату?

- Марату поставим 5, он хорошо работал на уроке, выполнял задания правильно.

- Артему 4, он немного ошибся в заданиях.

Оценивают свою работу (Р);

строят небольшие монологические высказывания (К).

9. Домашнее задание.

Цель: использование полученных знаний и умений в практической деятельности.

- Запишите домашнее задание в дневниках (слайд 9)

- Выпишите по 3 предложения с обращением из сказок А.С.Пушкина.

Записывают домашнее задание

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности (П);

Планируют необходимые действия. (Р).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.