Урок русского языка в VI классе по теме: «Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами»
Учитель русского языка и литературы
Зубаирова Хадижат Джабраиловна
Урок русского языка в VI классе
по теме: «Правила слитного и дефисного
написания пол- и полу- со словами»
Цель урока. расширить представление учащихся по орфоэпии и лексике; закрепить умение видеть пройденные орфограммы в словах; формировать умения правильного написания существительных с пол- и полу-.
1. Образовательная:
- научить правильно писать слова с пол - (полу-);
- выработка практического умения писать слова с пол - (полу-);
- выработка умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
- выработка навыка работы с текстом.
2. Развивающая:
- способствовать развитию связной речи, развивать орфографическую зоркость, правильному русскому
произношению, быстроты реакции, внимания, памяти,
мышления.
3. Воспитательная:
- формирование коммуникативных умений, положительного и
внимательного отношения к русскому языку, воспитывать у учащихся внимательность, усидчивость, работоспособность, желание учиться.
Тип урока: урок объяснения новых знаний.
Планируемые результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-; предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки, объяснять языковые явления.
УУД. Личностные: имеют мотивацию к учению, осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. На столе лежат предметы: пол-лука, полконфеты, пол-листа, полбанана, пол-огурца, пол-яблока, полхлеба. тесты, загадки, слайдовая презентация «Сказка о пол-, полу-», к
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
-Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся и чаще награждаемся подарками судьбы. Пусть этими подарками станут новые знания и хорошие оценки на уроке.
Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Целеполагание
- Ребята, назовите предметы, которые лежат у меня на столе?
-И что их объединяет?
- А сколько это пол? (половина)
-Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?
- А знаете ли вы, как пишется пол - (полу-) со словами?
-Хотели бы узнать как пишется пол- и полу-
Актуализация знаний.
-давайте поставим цели.
На ваш взгляд чему мы с вами должны научиться к концу урока?
-вот вы в 6 класс, а конечной точкой в школе что является? (11 класс ОГЭ И ЕГЭ»
Дети, данная орфограмма очень важная и встречается и в заданиях ОГЭ И ЕГЭ.
-Сегодня я предлагаю вам почувствовать себя выпускниками и сдать экзамен, но для этого мы должны немного поработать.
-Любите ли вы путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на планету «Орфографинск». Кто населяет эту планету (Орфограммы)
-Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. Маршрут пройдет по поселку «Орфоэпинск, Орфогранюрт, речке лишних слов, после мы с вами дойдем до города ПОЛОВИНИЮ, остановимся на привал у костра и затем попадем в город ОГЭ и ЕГЭ.
1
Орфоэпинск
1.-В поселке «Орфоэпинск» переполох. Некоторые сведения о жителях стерлись после весеннего подтопления. Помогите восстановить запись
Орфоэпическая разминка
Расставьте ударения в словах.
Договор, средства, красивее, облегчить, торты, звонит, баловать, ждала, позвоним, жалюзи, оптовый, включит, директора, тренеры, каталог, феномен .
2
Орфогранюрт
2-Жители поселка Орфогранюрта нас не пустят дальше если мы не отгадаем загадки и не вспомним орфограммы
Записать сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, объяснить правописание соединительных гласных.
Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)
Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)
Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер)
Сверху - дыра, снизу – дыра, а в середине – огонь, да вода. (Самовар)
Чудо-дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)
-Ребята, жители поселка «Орфогранюрта» заставили вас изрядно потрудиться. Вы, наверное, устали, хотите отдохнуть? Сделать это можно будет на привале у костра. Но путь к нему ведет через быструю речку лишних слов. Попробуйте догодаться какое задание у вас будет.
-Найти лишние слова (Мы дружно должны организовать переправу)
3
Речка лишних слов
Проводится игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Союзники стали отступать назад
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В комнату вошел папин коллега по работе
4
ПОловиния
Изучение нового материала.
-Мы приблизились к городу «Половинию». Здесь жили-были слова с пол-: полдороги, полсумы, полвека. Согласные жили в полном согласии, в обнимку, дружно. И никогда не жалели, что из звезды получилось ползвезды, из торта – полторта.
- Но, буква «Л», Гласные буквы и Заглавные возмутились,
«Л», Гласные и Заглавные дефисом отделились
- Сформулируйте правило.
Знакомство учащихся с таблицей о правописании сложных слов с пол-, полу-.
| Пол-листа Пол-лимона | Перед «Л» | Через дефис |
| Пол-апельсина Пол-яблока | Перед гласным | |
| Пол-Европы Пол-Вешкаймы | Перед прописной буквой | |
Полсмены Полпарты Полгода | Перед остальными согласными | Всегда слитно | |
Полутьма Полумрак Полуостров | Всегда слитно |
5
Привал
– Мы дошли до привала
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Мы сейчас отправимся в город ОГЭ и ЕГЭ, но чтобы дойти до города, нам нужно будет пройти некоторые преграды
Закрепление нового материала.
-Ваша задача заключается в том, что вы должны расшифровать зашифрованные слова с пол- и полу- на картинках и записать их правильно
-Мы дошли с вами до конечной точки до города ОГЭ И ЕГЭ. Здесь жители очень доброжелательные, очень любят детей, стремящихся получать знания, поэтому они проверяют гостей, дают всякого рода задания на разные темы.
-Мы с вами молодцы, поэтому я думаю, что мы достойно пройдем это испытание
4. Работа с тестами.
Тест №1
Найти предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис.
А) Сторож через полчаса вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.
В) Написали Жигану бумагу, и много ребят подписались под той бумагой – целые пол-листа.
С) В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола и сел на табуретке.
Тест №2
Определить предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно.
А) На решение задачи ушло пол-урока.
В) Заря запылала пожаром и захватила полнеба.
С) Хозяин поставил перед нами пол-арбуза.
Тест №3
Определить ряд, в котором слова с пол- и полу – пишутся через дефис.
А) Пол-Москвы, полдень, полуфинал.
В) Пол-луга, полукруг, полуостров.
С) Пол-игры, пол-Байкала, пол-огурца
Ключ:№1 – В; №2 – В; №3 – С;
Рефлексия. Обобщение материала урока.
- Что вы узнали о правописании сложных слов с пол-, полу- ?
- Привести примеры.
- Что для Вас было трудным на уроке?
- Что на уроке было интересным, легко запомнилось?
- О чём ещё надо поговорить по теме?
-Молодцы, с этим заданием тоже справились на ура
Вот и закончилось наше путешествие. Вы поработали на славу, справились со всеми заданиями. Очень приятно было с вами работать. Я вам желаю дальнейших успехов
Домашнее задание.
Выучить правил о правописании сложных слов с пол-, полу-.
Составить и записать пять предложений, используя слова с пол-, полу-.
Самоанализ открытого урока русского языка
по теме «Правописание слов с -Пол (-Полу)»,
проведенного в 6 классе.
Данный урок «Правописание слов с Пол (-Полу)», проведенный в 6 включен в общую тему «Словообразование. Орфография. Тип урока – изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Вид урока- урок – практикум.
Специфика урока – нетрадиционная форма проведения. Это урок- изучение нового материала, который совмещает индивидуальную и групповую форму работы учащихся, занимательность, яркость и познавательность материала.
Цели урока: 1.формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
2.формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
3.обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к русскому языку, воспитывать .
При составлении плана урока были учтены возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей, их возможности. Учащиеся 6 класса очень активные ребята, с средней работоспособностью, творческим потенциалом. Именно поэтому выбрана необычная форма изучения нового материала. В целях формирования и поддержания познавательного, ученического интересов старалась использовать разнообразные формы работы.
Урок строился так, чтобы он был продуктивным, интересным. Выбранная структура (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация знаний включает стратегии критического мышления «Верно- неверно», грамматическая работа в группах основана на обобщении знаний по теме «Правописание слов с – Пол (полу)», творческие задания, загадки послужили проверкой усвоения пройденной темы уч-ся, проявление творческих способностей учащихся, умение использовать правило на письме, творческие задания, - Расшифровать картинки и работа с тестами послужили проверкой усвоения новой темы уч-ся, умение использовать правило на письме, рефлексия – проявление самоконтроля, умение последовательно излагать мысли, делать обобщение и вывод) рациональна для решения поставленных задач. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Главный акцент делался на осмысление орфографического правила «Правописание слов с Пол (Полу)».
На уроке использовались следующие методы:
· Наглядно-иллюстративный рассказ учащихся;
· Частично-поисковый; исследовательский;
· Эвристическая беседа;
· Методы стимулирования – познавательные игры, создание «ситуации успеха», поощрение;
· Методы контроля и самоконтроля;
· Групповая работа.
Домашнее задание (сочинить сказку о правописании слов с Пол (полу) ориентировано на развитие творческих способностей учащихся.
Для проведения урока использовались:
· Мультимедийная презентация;
· Дидактический материал (рабочий лист, оценочный лист и т д.)
Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы урока, диалога: ученик-учитель.
Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократичности, доброжелательности в общении, заинтересованности учащихся, так как снималась нерешительность при ответах. В результате общение на уроке было продуктивным. Мотивация поддерживалась возможностью получить хорошую оценку, формативным и суммативным оцениванием.
Гигиенические требования (воздушный, температурный и световой режим)
на уроке соблюдены.
На мой взгляд, цели и задачи данного урока достигнуты.
Ф.И.О.__________________________________
Рабочий лист с пол- и полу-
Орфоэпическая разминка
Договор, средства, красивее, облегчить, торты, звонит, баловать, ждала, позвоним,
жалюзи, оптовый, включит, директора, тренеры, каталог, феномен
Запишите сложные слова-отгадки, объясните правописание соединительных гласных.
Заурчу, закричу, под небеса улечу. (____________)
Хвостом льет, а клювом пьет. (______________)
Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (____________)
Сверху - дыра, снизу – дыра, а в середине – огонь, да вода. (___________)
Чудо-дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб. (_____________)
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.(_______________)
На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (____________)
Найди лишнее слово
Петя ушиб колено ноги.
Союзники стали отступать назад
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В комнату вошел папин коллега по работе
4. Расшифруйте слова на картинках и запишите их правильно используя пол- и полу-
1_________________
2_________________
3_________________
4_________________
5_________________
6_________________
7_________________
5.Работа с тестами
Спишите раскрывая скобки
Найдите предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис.
А) Сторож через пол(часа) вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.
В) Написали Жигану бумагу, и много ребят подписались под той бумагой – целые пол(листа).
С) В полу(дреме) Гек надел валенки, добрался до стола и сел на табуретке.
2. Определите предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно.
А) На решение задачи ушло пол(урока).
В) Заря запылала пожаром и захватила пол(неба).
С) Хозяин поставил перед нами пол(арбуза).
3. Определите ряд, в котором слова с пол- и полу – пишутся через дефис.
А) Пол(Москвы), пол(день), полу(финал).
В) Пол(луга), полу(круг), полу(остров).
С) Пол(игры), пол(Байкала), пол(огурца).
12
Ирина Владимировна Казарцева